Стадион как повод преобразовать город

Влияние спортивных объектов на городскую инфраструктуру обсудили на саммите в Киеве

25.12.2013
Яндекс.Дзен Instagram
Наиболее очевидный урок лондонской Олимпиады заключается в том, что дальнейшая судьба спортивных объектов должна быть ключевым фактором при их планировании. Этот вывод стал основной темой прошедшего в Киеве саммита «Строительство и дизайн стадионов в России и СНГ», организованного компанией IQPC. Девелоперы и подрядчики, архитекторы и проектировщики, занимающиеся строительством спортивных сооружений во всех уголках России, обсудили перспективы отрасли и поделились опытом того, как новые спортобъекты влияют на развитие городов и территорий. Информационными партнерами мероприятия выступили журналы «Вестник» и «Вестник. Татарстан».

Чтобы быть рентабельным, стадион должен быть многофункциональным
По данным аудиторской компании KPMG, сегодня в России около 10 тыс. стадионов, при этом 120 из них — стадионы вместимостью больше 5 тыс. человек. Суммарная вместимость этих 120 объектов — 1,5 млн человек, и только 17 стадионов рассчитаны на более 20 тыс. человек. Для сравнения: 330 стадионов в Европе вмещают более 20 тыс. зрителей! На одну Великобританию приходится 54 таких стадиона, на Германию — 47, на Италию — 35, на Испанию — 29. Массовое строительство новых спортивных сооружений в России ставит серьезный вопрос: что ожидает эти грандиозные стадионы в России после окончания чемпионата мира по футболу? И смогут ли они вообще выйти на уровень рентабельности?

Жизнь после Кубка
«В ходе разработки концепции и проектирования стадиона на архитектора оказывается серьезное влияние, — говорит вице-президент Arena Com Томас Шрадер. — Успешным стоит считать проект, если его эксплуатация обеспечивает рентабельность. Поэтому мы рекомендуем на самых ранних этапах работы привлекать будущего оператора стадиона.
Кроме того, нужно смотреть, есть ли другие стадионы в городе. В Варшаве коллеги из GMP построили прекрасный стадион, но там уже был один, и теперь национальный стадион в основном пустует. Поэтому оценка затрат должна производиться на реалистичной основе». Уменьшить эксплуатационные затраты сооружения после проведения крупномасштабного мероприятия и разумно управлять, максимально используя существующие площади, — вот две основные задачи, решение которых нужно предусмотреть еще при проектировании арены. «После окончания большого мероприятия, как ЧМ, стадион должен быть изменен, — говорит партнер GMP Йохан Кён. — У ФИФА и других регулирующих организаций нет задачи плодить «белых слонов». К сожалению, такое порой случается, но, как правило, по настоянию местных властей. Стадион стоит дорого, и нам надо найти способы сократить эти последующие издержки. Поэтому в проект «закладываются» временные конструкции. Так, например, на Moses Mabhida Stadium в Дурбане (ЮАР) после проведения в 2010 г. матчей ЧМ третий зрительский ярус был разобран. Теперь на этом месте можно построить конференц-зал, отель, а на стадионе проводить праздники и торжественные мероприятия. В Волгограде по такой же схеме после Кубка мира предполагается удалить 10 тыс. кресел болельщиков и построить там что-то другое. Если будет проводиться другое грандиозное спортивное мероприятие, все кресла можно вернуть обратно! Это гораздо дешевле, чем разбирать бетонные конструкции».

«Демонтируемые системы кресел не хуже постоянных: они используются уже десятки лет на крупнейших мировых стадионах, — утверждает директор проектов Populous в России Деймон Лавелль. — Но, увы, эту идею очень трудно донести до госэкспертизы и правительственных органов РФ. Что еще можно сделать для организации общественного пространства на поле, пока оно не используется? Например, использовать «съемное поле» — дерн на палетах, который после матча вывозится со стадиона, а на расположенном внизу бетонном основании проводить самые разнообразные культурные мероприятия (как на стадионе Millenium в Великобритании). При необходимости снова стелится газон, на котором, кстати, трава не перестает расти».

«Необходимо делать стадион местом притяжения!»
Управление стадионом — ключевой фактор его успешности. Поэтому, по мнению Кена, крайне важно найти хорошую администрацию спортобъекта. «Грамотно управлять стадионом — это в том числе проводить большие мероприятия, концерты, другие спортивные события и т.д. Посмотрите сайт берлинского стадиона, где до реконструкции проводились только футбольные матчи и лишь раз в год что-то другое. Теперь же каждую неделю, а порой и трижды в неделю, здесь проходят мероприятия: концерт на 60-70 тыс. зрителей, потом спортивное выступление, затем крупная выставка... Необходимо делать стадион местом притяжения!» — говорит он. Томас Шрадер на примере проектируемого стадиона в Калининграде привел свои аргументы насчет последующей эксплуатации в «режиме наследия»: «Мы предполагаем построить несколько коммерческих зданий по углам стадиона. В одном будут резервные площади для администрации стадиона. В другом — бизнес-площади (офисы класса А) с шопинг-центром и фирменным магазином футбольных сувениров. Это позволит использовать огромные площади стадиона (бизнес-клуб, ложи) не только в дни проведения матчей, но и в другие. Не исключено, что там также появится гостиница. Еще в одном здании запланировано оборудование бассейна, фитнес-центра, физиотерапевтического кабинета».

Спортивная инфраструктура — стимул развития городов
Большое внимание на саммите отводилось также вопросам экологичности стадионов, технического оснащения, возникающих проблем изменения сметы расходов на стадии строительства и, конечно, теме влияния стадионов на городскую инфраструктуру. «Реализация проектов стадионов часто находится на грани окупаемости, — говорит менеджер KPMG Ольга Фазуллина. — В этом случае можно использовать существующую инфраструктуру для подключения к объектам, которые в ней нуждаются, например паркинги и службы безопасности». Деймон Лавелль привел пример того, как строительство стадиона может влиять на развитие инфраструктуры города в целом — на опыте «Казань-Арены», спроектированной Populous: «С самого начала работы с нашими коллегами и мэрией Казани видели перед собой задачу оптимального использования площадки. Сегодня целый ряд наиболее важных спортивных и общественных событий в России будут отмечаться на площади перед стадионом. Более того, мы с руководителем стадиона и его командой разработали концепцию, согласно которой половина стен сооружения отведена под огромный светодиодный экран — самый большой экран высокого разрешения в мире. По сути это кинотеатр под открытым небом. Здесь, на берегу Казанки, планируется осуществлять проекты по развитию инфраструктуры набережной. Кроме того, такой крупный проект привлекает инвестиции: вторая очередь метро — хороший тому пример, как и еще один речной мост для общественного транспорта, который был построен специально для стадиона. Это прекрасный пример долгосрочного видения, коммерчески и общественно значимого использования подобных территорий». Еще один вариант использования новых инфраструктурных объектов привел Томас Шрадер: в Калининграде гараж и парковки при стадионе будут использоваться жителями прилегающих районов или арендаторами офисных площадей стадиона.

Авторы: Ольга Лазуренко