Сети зажали в сроки

В муниципалитетах Дона стартовал пилотный проект, нацеленный сократить время прохождения разрешительных процедур в строительстве втрое

25.12.2013
Яндекс.Дзен Instagram
Первым шагом на пути к снижению административного бремени стало создание в 2011 г. АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), выступившей с инициативой разработки «дорожных карт» («Повышение доступности энергетической инфраструктуры» и «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»). Пилотный проект по сокращению сроков прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, включая подключение к инженерной инфраструктуре, согласно поручению президента РФ, реализуется в Ростовской области. Его цель — апробация и дальнейшее внедрение лучших практик в других субъектах РФ. Он стартовал в нескольких донских муниципалитетах: Шахтах, Азове, Волгодонске, Октябрьском, Сальском и Аксайском районах — первые результаты работы появятся в 2014 году.

Процедурный регламент и электронный документооборот
— Треть мероприятий по принятым «дорожным картам», к сожалению, в срок не исполнены, — констатировал на заседании экономического совета президент РФ Владимир Путин.
— Целый ряд предложений бизнеса застрял в межведомственных согласованиях. В результате по качеству административных процедур в сфере строительства мы все еще находимся в хвосте мирового рейтинга. <...> Хочу также подчеркнуть: в такой сфере, как строительство, очень многое зависит от содержательной, заинтересованной работы на местах — в регионах и муниципалитетах. Так, серьезные шаги по сокращению административных процедур сделаны правительством Москвы. В Свердловской области законодательно установлены перечни случаев, когда получение разрешения на строительство вообще не требуется. Есть подвижки и в других регионах РФ, например в Ростовской области.
Как обозначил президент Всероссийской ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья» Леонид Казинец, сдвиги за время реализации пилотного проекта «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» есть. Однако строительный цикл имеет длительный период (2-4 года), и результаты будут видны через некоторое время, может быть, через год-два. Один из ключевых вопросов — прохождение процедур.
— В ближайшее время будет выполнен 8-й пункт «дорожной карты», и правительство получит полномочия составлять исчерпывающий перечень процедур согласования при строительстве <...>, — говорит Леонид Казинец. — Мы хотели бы еще внести инициативу, чтобы электронный документооборот исключил общение заявителя с согласующим госслужащим. Компьютер нельзя обмануть, то есть нельзя чего-то не доложить, не заполнить, и когда документ ушел, то мы видим в этой программе факт выполнения и его срок — программа показывает красный флажок <...>. Если эта услуга будет переведена в единый стандарт программы под контролем регулятора — Министерства строительства и ЖКХ, то дальше разговор о том, что кому-то что-то не согласовали, будет исключен.
Функции оператора виртуального документооборота возложат на многофункциональные центры, действующие в регионах: пригодится их опыт работы по принципу «одного окна». «Электронный почтальон» в лице МФЦ поможет убрать всякие субъективные моменты, упростить процедуру, сделать ее более комфортной для всех участников процесса.

Когда барьеры станут ниже?
22 августа 2013 года в Ростове-на-Дону состоялось совещание донских предпринимателей с президентом России на тему социально-экономического развития области, на котором председатель правления Некоммерческого партнерства территориальных сетевых организаций, эксперт АСИ Александр Хуруджи предложил Владимиру Путину сократить для предпринимателей сроки оформления разрешительных и согласовательных процедур при строительстве инфраструктурных объектов. Александр Александрович также предложил рассмотреть возможность создания такого пилотного проекта в Ростовской области. Губернатор Василий Голубев данную инициативу поддержал. В итоге Правительству РФ было выдано поручение разработать процедуру создания пилотного проекта в Ростовской области. Уже месяц спустя в регионе совместно с АСИ стартовал пилотный проект по сокращению административных барьеров. На первом этапе вовлечены Шахты, Азов, Волгодонск, Октябрьский, Сальский и Аксайский районы, на следующем этапе лучшая практика будет распространяться на другие территории области и все регионы страны. В интервью «Вестнику» Александр Хуруджи отметил, что, например, по подключению к энергосетям в рейтинге Doing Business Россия впервые вошла в ТОП-100 стран, заняв 92-ю позицию в рейтинге. Она поднялась со 112-го места во многом благодаря успеху дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Всемирный банк пришел к выводу, что в РФ с подключением сложно (i0 процедур), оно занимает много времени (28i день) и стоит дорого (6 млн рублей). — Войти в двадцатку к 2018 г. — цель, которая недостижима только за счет оптимизации административных процедур, необходимо также реально сокращать сроки строительства инфраструктуры, поэтому так важен результат реализации пилотного проекта для страны в целом, — говорит г-н Хуруджи. По словам эксперта, процедуры будут оптимизированы и по возможности будут вестись параллельно. До начала реализации «дорожной карты» на согласование подключения приходилось в среднем тратить 316 дней, притом, что работа занимала всего 45 дней. В Ростовской области большая часть мероприятий «дорожной карты» по сокращению времени подключения к электросетям уже выполнена. — Наша задача сегодня, чтобы все разрешительные процедуры укладывались в 90-100 дней, — комментирует г-н Хуруджи. — Уже сейчас от муниципалитетов поступают качественно проработанные предложения. Особо отмечу Сальск и Шахты: их инициативы на данный момент укладываются в 115 дней. Ускорение процедур отрабатывается в первую очередь на организациях, снабжающих водой, теплом, электроэнергией. Раньше бизнесмены добивались подключения к сетям месяцами и даже годами. Теперь необходимо подключать строящиеся предприятия быстро и создавать новые рабочие места. Эта цель выполнима, причем в рамках существующего законодательства. Хочу подчеркнуть, что вносить поправки в действующее законодательство не придется, а надо лишь грамотно воспользоваться тем, что есть. К примеру, закон устанавливает лимит — 30 дней. Это крайний срок, на котором настаивает государство, но меньше сделать можно. А у нас сейчас как принято считать? Если наши чиновники в муниципалитетах делают меньше, то их начинают подозревать в том, что они коррупционеры.

Техусловия вместо техприсоединения
Как показывают результаты социологического исследования, проведенного в Ростовской области, у четверти опрошенных (25,9%) наибольшие трудности возникли при подключении к электросетям, на втором месте — подключение к газораспределительным сетям (13,6%), меньше всего вопросов возникает при подключении к теплосетям (0,7%). В опубликованном докладе министра экономического развития РО Александра Левченко отмечается, что одной из процедур, препятствующих предпринимателям нормально осуществлять свою деятельность, является заключение договоров на энергоснабжение. В результате затягивания процесса заключения договора на 6 и более месяцев искусственно создается положение бездоговорного потребления предпринимателем электроэнергии. Для снабжающей организации открывается возможность взыскания с предпринимателя стоимости бездоговорного потребления энергии. Оплата частых штрафов негативно сказывается на предпринимательской деятельности. Подобная ситуация складывается и в сфере технологического присоединения (к мощности до 20 кВт включительно). В отличие от электроэнергетики правила технического присоединения в сфере водоснабжения и водоотведе-ния действуют только в Ростове-на-Дону. По словам заместителя министра ЖКХ РО Андрея Ковалева, для возможности подключения новых объектов через техническое присоединение необходимы разработанные инвестиционные программы водоснабжающих и теплоснабжающих организаций. В Ростовской области такие программы имеют только ОАО «ПО Водоканал» (г. Ростов-на-Дону) и ОАО «Аксайская ПМК РСВС» (на части территории г. Аксая). Согласно 416-ФЗ, до 1 июля 2013 г. органы местного самоуправления должны были разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения, после чего возможна разработка инвестиционных программ водоканалов. При условии утверждения Региональной тарифной службой инвестпрограмм и тарифа в 2014 году подключение абонентов согласно установленному тарифу будет возможно только с 2015 года. Срок рассмотрения заявки по схеме тех-присоединения — 30 дней. В Ростове-на-Дону тариф на подключение к сетям водоснабжения составляет примерно 800 тыс. рублей за 1 куб. м/час, к сетям водоотведения — примерно 500 тыс. рублей за 1 куб. м/час. Исполнение закона тормозится поздним выходом подзаконных актов к нему: например, на федеральном уровне пока не утверждены методические рекомендации на техническое присоединение к сетям теплоснабжения и водоснабжения. В сфере водоснабжения и водоотведения подключение абонентов осуществляется пока в рамках технических условий (ТУ) с обременением. Министерством ЖКХ РО достигнута договоренность по сокращению сроков выдачи ТУ на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения с несколькими организациями коммунального комплекса: ГУП РО «УРСВ» (г. Шахты) — 7 дней, МП «Азовводоканал» — 10 дней, ОАО «Аксайская ПМК РСВС» — 9 дней, ОАО «Водоканал» (г. Сальск) — 10 дней, ОАО «Вода и стоки» (Октябрьский район) — 3 дня, МУП «ВКХ» — 10 дней. По словам Андрея Ковалева, принято решение о сокращении сроков выдачи ТУ на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения с 14 до 7 дней. Все «дорожные карты» должны быть реализованы без каких-либо отсрочек в течение двух ближайших лет — такая задача поставлена президентом РФ Владимиром Путиным. «Я убежден, что у нас есть возможность в обозначенные сроки реализовать этот пилотный проект, — отметил губернатор РО Василий Голубев на конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату. Достижения и новые вызовы». — Проект тоже повлияет на активность бизнесменов. В России появится новая практика, которая даст возможность на основе реализации проекта в Ростовской области запустить его и в других регионах страны».

Перечень исходной документации для выдачи ТУ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»:
— заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заказчика (для физлиц — фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес;
— нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
— правоустанавливающие документы на земельный участок;
— ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;
— топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями;
— информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;
— иные документы, которые в зависимости от вида сетей инженерно-технического обеспечения должны быть предоставлены в соответствии с законодательством РФ о газоснабжении.

Андрей Ковалев, заместитель министра ЖКХ РО:
— Министерством ЖКХ РО достигнута договоренность с несколькими организациями коммунального комплекса по сокращению сроков выдачи ТУ на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения с 14 до 7 дней.

Александр Хуруджи, председатель правления Некоммерческого партнерства территориальных сетевых организаций:
— Наша задача в том, чтобы все разрешительные процедуры укладывались в 90-100 дней. Их ускорение отрабатывается в первую очередь на организациях, снабжающих водой, теплом, электроэнергией.

Александр Пироженко, директор по развитию партнерской сети АСИ:
— «Дорожная карта» имеет статус распоряжения правительства, а значит, обязательна для исполнения федеральными и региональными властями в ней закреплены конкретные ответственные за реализацию предложений и сроки выполнения.