Александр Гребенщиков: «Повышение энергоэффективности донской экономики — задача государственного значения»

Осенью 2013 г. донской губернатор Василий Голубев утвердил новую областную госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2014-2020 годы

30.12.2013
Яндекс.Дзен Instagram
Целью региональной программы энергосбережения до 2020 г., разработанной в конце 2010 года, стала установка приборов учета и переход к взаимным расчетам и государственному тарифному регулированию на основе не нормативных, а учтенных данных, а также введение энергоаудитов и создание единой системы учета топливно-энергетических ресурсов. Однако осенью 2013 г. донской губернатор Василий Голубев утвердил новую областную госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2014-2020 годы. Причины принятия нового документа в интервью «Вестнику» объяснил заместитель губернатора РО — министр промышленности и энергетики Александр Гребенщиков.

— Каковы итоги реализации программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в РО на период до 2020 года»?


— За 2012 г. и десять месяцев 2013 года в рамках указанной вами программы было освоено свыше 4,5 млрд руб. (60,3 млн руб. средств областного бюджета и 4,471 млрд руб. из внебюджетных источников). Для бюджетных учреждений области приобретено свыше 61,7 тыс. штук ламп (взамен ламп накаливания), установлено 579 приборов учета энергоресурсов. По состоянию на 20 ноября 2013 года в 4095 из 5906 областных учреждений проведено энергообследование. 86,5% многоквартирных домов (37 358 из 43 188) оснащено приборами учета.

— Почему же возникла необходимость принимать новую программу, срок реализации которой определен тем же 2020 годом?

— Это объединение усилий и включение данной составляющей экономического развития региона в разряд задач государственного значения. Иными словами, в ближайшие несколько лет областным и региональным органам власти необходимо решить несколько основных задач в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Помимо масштабной программы энергетического перевооружения гигантов донской индустрии, программа предусматривает завершение проведения обязательных энергообследований зданий и завершение оснащения их приборами учета энергоресурсов; прекращение закупки ламп накаливания и постепенная их замена на энергосберегающие лампы с установкой датчиков движения и освещения; обеспечение минимум на 3% за год снижения объема потребления энергоресурсов и направление сверхнормативной экономии на ремонт и оснащение соответствующих зданий и т.д.

— Каковы основные сложности на пути реализации госпрограммы?

— Программа предполагает активное участие частного капитала в финансировании проектов, направленных на снижение энергопотребления. Сделать инвестиции в энергоэффективность рентабельными для всех участников рынка призваны энергосервисные контракты. Однако практика энергосервиса в России мала, что вызвано существующими барьерами в развитии данного сектора. В федеральном законодательстве пока не решены вопросы, на каком основании и по какой цене должно переходить новое оборудование, поставленное в рамках энергосервисного контракта, в собственность заказчику. Также не предусмотрена в законодательстве модель энергосервисного контракта с гарантией экономии энергоресурса.

Кроме того, серьезной проблемой является нехватка квалифицированных специалистов в сфере энергосбережения и слабое развитие рынка энергосервисных услуг. Еще одна проблема — это низкий уровень использования имеющегося научного потенциала области в сфере управления энергосбережением, применения возобновляемых и нетрадиционных источников энергии, коммерциализации научных достижений и разработок. Развитие энергосбережения идет по экстенсивному пути, в то время как справиться с проблемой высокой энергоемкости экономики Ростовской области можно только за счет ускоренного внедрения инновационных решений, технологий, материалов и образцов техники. Именно глубокое понимание всех этих проблем и необходимость их эффективного решения и легли в основу государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие энергетики». В частности, Ростовская область обладает высоким потенциалом возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Однако пока о масштабном вводе в эксплуатацию ветровых и солнечных энергетических мощностей в регионе говорить преждевременно. Чтобы улучшить ситуацию, нужно изменить подходы к господдержке инвестирования в ВИЭ и отладить механизм, который позволит собственникам установок на базе возобновляемых источников поставлять электроэнергию на розничный рынок.

— Каков объем финансирования госпрограммы и каковы ожидаемые результаты ее реализации?


— На эти цели планируется направить свыше 7,28 млрд рублей, в том числе из областного бюджета — более 611,5 млн руб., 6,672 млрд руб. — это внебюджетные средства. Результатом выполнения госпрограммы должен стать переход экономики области, прежде всего ее бюджетной и коммунальной сфер, на энергосберегающий путь развития и рационального использования ресурсов при их производстве, передаче и потреблении. Это в свою очередь приведет к снижению энергоемкости валового регионального продукта. Достижение поставленных в программе целей будет осуществляться путем обновления основных производственных фондов за счет новых ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем учета, сокращения расходов областного бюджета на оплату коммунальных услуг, снижения удельных показателей потребления топлива и энергоресурсов при производстве энергоемких видов продукции, популяризации мер по энергосбережению. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех энергетиков с профессиональным праздником. Важность труда энергетиков трудно переоценить. Они несут свет и тепло в наши дома, делают жизнь людей ярче и светлее. Желаю, чтобы ваша нелегкая работа была успешной и безаварийной. Мира и здоровья вам и вашим семьям!
Авторы: Игорь Голота