На контроле

Донской опыт в обеспечении прозрачности работы коммунальных предприятий заслуживает широкого распространения

05.11.2013
Яндекс.Дзен Instagram
Идея общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства не нова, однако нормативное закрепление впервые она получила в указе президента РФ № 600 от 7.05.2012 г. «О мерах по обеспечению граждан доступным жильем и повышению качества услуг ЖКХ». Федеральный закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ в редакции декабря 2012 г. рассматривает этот вопрос уже шире. В частности, одним из условий предоставления финансовой поддержки фонда является наличие нормативных правовых актов субъекта РФ или муниципалитета, касающихся развития общественного контроля в коммунальной отрасли.

Начальник Государственной жилищной инспекции РО Шамиль Вальшин сожалеет, что сегодня отсутствует четкое законодательное определение понятия общественного контроля в коммунальной отрасли, и это является препятствием на пути его развития. Различные аспекты общественного контроля регулируются многочисленными правовыми актами, в том числе законом о защите прав потребителей. В Государственной думе РФ рассматривается законопроект, которым, в частности, предполагается установить обязанность органов государственного жилищного надзора, органов муниципального жилищного контроля проводить внеплановые проверки на основании обращений общественных контролеров. По данным исполнительного директора ассоциации «Совет муниципальнъх образований Ростовской области» Виктора Ляхова, в настоящее время более чем в 80% городов и районов региона уже созданы общественные (координационные) советы и рабочие группы по общественному контролю в ЖКХ, в остальных территориях эта работа близится к завершению. Президент Межрегиональной общественной организации «Комитет защиты прав потребителей Южного федерального округа» Юрий Гусаков видит главные проблемы общественного контроля в его негосударственном статусе. «У общественного контроля отсутствуют общеобязательные полномочия — он не может выдавать предписания, накладывать административную ответственность. У общественного контроля нет финансирования из бюджета, штата, помещений, оргтехники. Для общественного контроля катастрофически не хватает кадров», — перечислил Гусаков. Еще одна серьезная проблема — «повсеместная инертность, безынициативность собственников, которые сегодня спят и по старинке надеются на государство».

Между тем, уверена координатор Клуба председателей советов многоквартирных домов Ростова Ирина Трофимова, именно собственники являются «наиболее заинтересованными и самыми лучшими контролерами в сфере услуг ЖКХ». «Чаще всего недовольство жителей вызывают завышенные, по их мнению, цены на услуги управляющей компании, но они не знают, как обосновать свои претензии. В результате у людей возникает ощущение, что их обманывают. Однако этот вопрос решаем. В большинстве случаев удается определить рыночную цену услуги, обратившись к нескольким независимым друг от друга подрядчикам», — поделилась рецептом Ирина Трофимова. По ее мнению, чтобы контроль за коммунальщиками был эффективным, заниматься им должны на регулярной основе
хорошо обученные, знакомые с отраслевым законодательством люди. В декабре 2012 г. на базе ГАУ РО «Ростовский областной учебный центр» был организован Региональный центр по общественному контролю в жилищной сфере. Одно из ключевых его направлений — обучение руководителей, специалистов, служащих УК, ТСЖ, ЖСК. «Анализируя итоги своей работы, мы обратили внимание на то, что среди наших слушателей преобладают пенсионеры. С одной стороны, это обстоятельство говорит о том, что в управление многоквартирными домами приходят люди с опытом работы, пусть и в других сферах деятельности, которые будут занимать должности в структурах управления МКД на постоянной основе, а не по совместительству. С другой, возникает серьезная проблема отсутствия профессионально подготовленных специалистов данной сферы, а также нехватки молодых кадров, которые могли бы оперативно реагировать на изменения законодательства в ЖКХ и заниматься поиском оптимальных инновационных путей решения возникающих проблем», — поделилась директор ГАУРО «Ростовский областной учебный центр» Наталья Красноперова. Впрочем, молодежь готова сыграть более активную роль. Министр ЖКХ молодежного правительства РО Антон Габович рассказал, что совместно с областным министерством жилищно-коммунального хозяйства проводятся обучающие семинары для его сверстников. В нынешнем году состоялись окружной форум «Молодежь и ЖКХ», объединивший порядка 300 человек из регионов ЮФО, региональный этап конкурса «Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства», в котором приняли участие более 30 конкурсантов. «Сегодня с помощью интернет-технологий информация распространяется мгновенно и становится известна широким слоям общественности. Поэтому мы предлагаем создание отраслевого портала ЖКХ61 как инструмента молодежного общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Он предоставит жителям возможность участвовать в управлении городом, контролировать своевременность и качество оказания услуг и проведения работ», — проанонсировал Антон Габович.

От отдельных программ к целостной концепции
Светлана Разворотнева, председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ-Контроль»:
— Определение «общественный контроль» вошло в моду, но понимают его все по-разному. НП «ЖКХ-контроль» совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ, Госстроем подготовили методические рекомендации по развитию общественного контроля в субъектах РФ.
Мы считаем, что общественный контроль — это деятельность, осуществляемая некоммерческими организациями в нескольких направлениях.
Первое — защита законных прав граждан через организацию специализированной общественной приемной, в которой профессиональные юристы и общественники, уже прошедшие определенный путь в решении своих проблем, могли бы предоставлять консультации заинтересованным гражданам, мониторинг ситуации в ЖКХ с участием НКО и активных граждан, меры общественного реагирования на выявленные нарушения.
Второе — жилищное просвещение граждан, включающее специально организованную информационную кампанию в СМИ, обучающие и просветительские мероприятия для потребителей услуг, информационные и профориентационные семинары в школах, вузах и сузах и т.п.
Третье — широкое общественное обсуждение проблем ЖКХ, оперативное реагирование на них, согласованный поиск решений с учетом мнений и интересов всех участников рынка.
Серьезным стимулом должно стать создание ресурсных центров, осуществляющих поддержку общественных инициатив, в субъектах и координирующего центра — на уровне Федерации.
Важно, чтобы вся деятельность по организации общественного контроля развивалась от отдельных программ к целостной концепции.
Авторы: Кирилл Власенко