Валерий Жуков: «Дорожное хозяйство Кубани живет не только подготовкой к Олимпиаде»

2013-й — второй год работы в России системы региональных дорожных фондов

02.11.2013

2013-й — второй год работы в России системы региональных дорожных фондов. Как повлияла работа фонда на объемы и качество строительства дорог в Краснодарском крае, насколько качественно, учитывая ограниченные временные рамки, решается задача обеспечения надежности транспортной инфраструктуры города Сочи и всего региона к XXII зимним Олимпийским играм? Ответами на эти и другие вопросы с читателями «Вестника» поделился министр строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края Валерий Жуков.

Краснодарский край — один из регионов, где дорожный фонд просуществовал более 15 лет (до конца 2007 года) и был ликвидирован только после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс. Администрация Краснодарского края не просто поддерживала, а занимала активную позицию в вопросе необходимости возрождения в России дорожных фондов. Поэтому считаю, что в воссоздании с 2012 года в Российской Федерации и Краснодарском крае дорожных фондов есть и наша немалая заслуга. Согласно расчету, нормативное финансирование работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту в 2012 году должно было составить 28,1 млрд рублей. Однако даже с учетом увеличения финансирования, которое произошло после вступления в силу закона о дорожных фондах, фактическое финансирование содержания, ремонта и капитального ремонта региональных дорог в прошлом году составило 36,5% от нормативного, а в 2013 году — 37,5%. Однако даже такое положение сегодня воспринимается как значительный шаг вперед: вдвое увеличилось количество отремонтированных километров региональных дорог; приступили к планомерному уменьшению количества гравийных участков (в первую очередь в пределах населенных пунктов); наращиваем объемы по устройству искусственного электроосвещения; увеличили объемы по ямочному ремонту и просадкам, замене дорожных знаков и барьерного ограждения и, что очень важно, перешли на двухразовое обновление в течение года всей дорожной разметки согласно требованиям нормативов. С 2014 года в крае будут созданы муниципальные дорожные фонды, наличие которых значительно расширит возможности органов местного самоуправления в части дорожной деятельности и выборе направления финансирования. Необходимо отметить, что дорожные фонды — это первый шаг к нормативному финансированию одной из важнейших отраслей, это шаг в направлении повышения качества и безопасности автомобильных дорог. Сегодня даже воссозданные дорожные фонды не позволяют обеспечить нормативное финансирование региональных автомобильных дорог. И все же воссоздание дорожных фондов позволяет более оптимистично смотреть в будущее.

Как решить проблему обходов?
Проблемой региональных автомобильных дорог Кубани является отсутствие необходимых обходов населенных пунктов. Две с половиной тысячи километров дорог сейчас проходят в границах населенных пунктов.
В этом году сдается в эксплуатацию обход города Тихорецка на автомобильной дороге Журавская — Тихорецк. Эта автодорога входит в один из основных маршрутов Южного федерального округа, обеспечивающий выход из юго-восточных районов Ростовской области, а также Волгоградской области и Республики Калмыкия к морским портам. Она соединяет две федеральные дороги: М-4 «Дон» и «Кавказ». В 2013 году заканчивается строительство обхода станицы Пшехской с мостовым переходом через реку Пшеху на автомобильной дороге Белореченск — Апшеронск. Новый мост протяженностью 270 метров, рассчитанный на современные нагрузки, разгрузит улицы населенного пункта от транзитного грузового транспорта.
Особое внимание уделяется Краснодарскому транспортному узлу. Продолжается реконструкция въездов в столицу Кубани. В 2013 году будет завершена реконструкция северного въезда в Краснодар протяженностью 4 км по параметрам I категории. В этом же году началась реконструкция восточного въезда в Краснодар протяженностью 8 км. Здесь будут построены две транспортные развязки в разных уровнях и километровая автодорожная эстакада. Заканчивается проектирование нового моста через реку Кубань и транспортной развязки на выезде из Краснодара в сторону Новороссийска. Началось проектирование первой в Краснодаре транспортной развязки в трех уровнях на одной из основных магистральных улиц города.

Миллионы отдыхающих приезжают ежегодно на курорты Краснодарского края. В юго-восточной зоне Апшеронского района будет создаваться горнолыжный курорт Лаго-Наки, который будет способен принимать до 28 тыс. посетителей ежедневно. При необходимом инфраструктурном обеспечении эта территория способна составить конкуренцию Красной Поляне и Домбаю. В 2013 году началось строительство первого 11-километрового участка маршрута к новому курорту. А общая протяженность маршрута составит 34 км.
Стоимость только перечисленных самых крупных объектов строительства и реконструкции почти 25 млрд рублей. Планы большие, и их реализация не должна растянуться на десятилетие. Рассчитываем на помощь из федерального бюджета.

Дороги Олимпиады
В результате реализации олимпийской программы город-курорт Сочи становится одним из крупнейших транспортных узлов. Пропускная способность аэропорта Адлер составит к 2014 году 3800 пассажиров в час. В Сочи создается международный центр морских пассажирских и круизных перевозок и новый грузовой район морского порта. А в Адлере строится новый мультимодальный терминал, который позволит создать транспортно-пересадочный узел, объединяющий все виды пассажирского транспорта: железнодорожного, воздушного, морского и автомобильного. Его пропускная способность составит до 15000 человек в час. Реализация проектов по строительству, реконструкции и ремонту объектов автодорожной инфраструктуры в Сочи осуществляется как составная часть огромного комплекса работ, который необходимо выполнить к предстоящим XXII Олимпийским зимним играм и XI Параолимпийским зимним играм 2014 года.
В 2013 году введены в эксплуатацию автомобильная дорога по улице Фабрициуса на участке от Курортного проспекта до улицы Транспортной, автомобильная транспортная развязка «ТЭЦ», автомобильная дорога к микрорайону жилой застройки северного склона «Бытха». Еще три олимпийских автодорожных объекта регионального значения находятся в стадии завершения. Для приведения улично-дорожной сети города Сочи в надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние ведутся работы по капитальному ремонту 288 участков улиц города-курорта.
Одновременно с олимпийскими объектами краевые дорожные организации строят трассу для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1» в Олимпийском парке. Трасса имеет общую протяженность 5848 м, с 11 правыми и 5 левыми поворотами. Ширина трассы составляет около 13 метров. Строительство этого объекта будет закончено к началу Олимпийских зимних игр 2014 года.

Не Олимпиадой единой
Не только в олимпийской столице, но и в других городах и станицах Кубани ведется работа по улучшению улично-дорожной сети. На протяжении последних лет реализуются программы, направленные на улучшение состояния автомобильных дорог местного значения. В период с 2005-го по 2012 год отремонтировано более 3,5 тыс. дорог и улиц муниципальных образований. Начиная с 2010 года объем субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям из краевого бюджета, ежегодно увеличивается. С 2012 года начала действовать новая трехлетняя губернаторская программа по ремонту автомобильных дорог местного значения на 2012-2014 годы. Утвержденный объем финансирования программы из краевого бюджета ежегодно составляет более 10 млрд рублей, а софинансирование из местных бюджетов — около 1,5 млрд.
Авторы: Игорь Голота