Полбюджета на дороги и аэропорты

Более 110 млрд руб. предполагается вложить в подготовку дорожно-транспортной инфраструктуры Ростова и Волгограда к ЧМ по футболу 2018 г.

02.11.2013

Строительство и реконструкция аэропортов и подъездов к ним, новых мостов и тоннелей, магистралей, развязок и путепроводов, обновление подвижного состава городского транспорта — вот неполный перечень пунктов региональных программ, которые планируется реализовать в рамках комплексной подготовки городов-хозяев ЧМ по футболу 2018 года. На создание дорожно-транспортной инфраструктуры в городах, где пройдут матчи, планируется направить около 50% от общей сметы — свыше зз7 млрд руб.: на эти цели бюджет РФ выделит 156,27 млрд руб., еще 147 млрд руб. — средства инвесторов. Заявки Волгоградской и Ростовской областей, по данным «Вестника», предполагают вложения в транспортную инфраструктуру на уровне около 6о и 54 млрд руб. соответственно. Претендовать на тендеры, вероятно, смогут участники, вошедшие в рейтинг крупнейших подрядчиков дорожно-мостового хозяйства Юга России, составленного аналитическим центром ИД «МедиаЮг».

Ростов-на-Дону: навстречу берегам
В интервью, опубликованном в апрельском номере «Вестника», вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань заявил, что на подготовку к ЧМ по футболу 2018 г. регион планирует направить около 97,2 млрд рублей, в том числе свыше 54 млрд руб. — на модернизацию транспортной инфраструктуры. В числе приоритетных проектов — строительство нового аэропорта «Южный хаб», реконструкция моста через р. Дон и возведение рядом с ним моста-дублера, строительство автодорог, обновление подвижного состава пассажирского транспорта. — «Южный хаб» имеет принципиальное значение не только для развития Ростовской области, но и для Юга страны в целом, — отметил заместитель губернатора — министр транспорта Ростовской области Дживан Вартанян в интервью «Интерфакс-Юг». — Это будет первый аэропорт международного уровня, построенный в современной России с нуля. Общий объем инвестиций по проекту составляет 31,4 млрд рублей, но не забывайте, что появление такого транспортного центра возле Ростова-на-Дону повлечет за собой развитие сопутствующей инфраструктуры, открытие новых предприятий, а это дополнительные инвестиции в экономику региона в будущем.
Завершить этап проектирования аэропорта планируется в апреле 2014 года, в октябре — получить заключение госэкспертизы. И уже в конце следующего года начнется возведение ряда объектов. Ввод в эксплуатацию аэропорта запланирован на октябрь 2017 года. Кроме того, к 2015 г. будет введена подъездная дорога, которая соединит северный обход Ростова с аэровокзальным комплексом «Южный». Как отметил в интервью «Вестнику» директор английской компании Twelve architects (победитель архитектурного конкурса на проектирование «Южного хаба») Мэтт Картрайт, расширенный мастер-план аэропорта учитывает, что в будущем недалеко разместится остановочный комплекс для поездов высокоскоростной магистрали Москва — Ростов — Адлер. Согласно разработанной РГСУ концепции транспортного обслуживания матчей ЧМ по футболу 2018 г., в период его проведения транспортные потоки будут формироваться «Южным хабом», железнодорожным вокзалом, речным портом, гостиницами и кемпингами, фан-зонами и фан-милями, а также тренировочными базами и стадионами.

По словам мэра Ростова-на-Дону Михаила Чернышева, сегодня готовятся к реализации проекты, которые «соединят» все эти объекты. Речь идет о строительстве на левом берегу Дона Южной рокадной дороги стоимостью 4,1 млрд рублей — 6-полосной магистрали от южного въезда в Ростов (район Гребного канала) вдоль южной трибуны стадиона до ул. Левебережной протяженностью 3 км. Новая магистраль, которую закончат к декабрю 2016 г., позволит перераспределить транспортные потоки между центром и будущим стадионом. В следующем году начнется модернизация ул. Левобережной с расширением с 2 до 4 полос. Также на левом берегу, возможно, будет построена еще одна дорога длиной 7 км и стоимостью 6,1 млрд рублей (от улицы Шоссейной до западного подъезда), что поможет обеспечить эффективное сообщение с тренировочной базой «Локомотив», а гостиничных комплексов и кемпингов со стадионом. Сегодня ведутся проектные работы и решается вопрос о финансировании строительства этого объекта.
Одним из наиболее значимых объектов подготовки является реконструкция мостового перехода через р. Дон (в створе Ворошиловского проспекта), реализация которого сократит время доставки основной массы болельщиков и создаст условия для быстрого сообщения центра города с левобережной зоной. Сначала построят первую часть моста, на которую будет переведен весь автотранспорт. Потом начнется демонтаж существующего мостового перехода и строительство второй половины, которое закончат к концу 2017 года. Стоимость контракта, который выиграло ОАО «Мостотрест», оценивается в 5,9 млрд рублей. Вместо имеющихся ныне двух полос движения на «сдвоенном» мосту появятся шесть полос. В процессе реконструкции мост планируется оснастить четырьмя лифтами (по два на каждом берегу), а также прозрачными козырьками над пешеходной частью. Проектная пропускная способность моста — 66540 автомобилей в сутки, протяженность моста над рекой — 624,2 метра. Также около 2 млрд руб. планируется направить на строительство 2-й очереди мостового перехода в створе ул. Сиверса, которое предполагает реконструкцию участка южного подъезда к Ростову протяженностью 4 км.

К ЧМ по футболу 2018 года должен преобразиться и центр города: будут отремонтированы все подземные переходы на ул. Большой Садовой, реконструированы ул. Горького и Станиславского для создания системы скоростного трамвайного сообщения, планируется организовать систему велосипедного движения.

Волгоград: ЧГП спешит на помощь
К ЧМ-2018 власти Волгограда планируют реконструировать 15 крупных объектов дорожной инфраструктуры стоимостью около 60 млрд рублей, об этом сообщил губернатор области Сергей Боженов после совещания, которое провел министр транспорта РФ Максим Соколов. Сюда входит реконструкция волгоградского аэропорта, модернизация основных городских улиц, строительство новых многоуровневых развязок, а также 3-я очередь метротрама и масштабное обновление общественного транспорта — как электрического, так и автомобильного. В реализации проекта модернизации волгоградского аэропорта участвуют три стороны: Федеральное агентство воздушного транспорта, правительство области и компания-инвестор ОАО «Международный аэропорт «Волгоград».
На инвесторе лежит реконструкция аэровокзального комплекса, в которую он вложит порядка 1 млрд рублей. Существующее здание внутренних воздушных линий расширят в него перейдет международный сектор, а его помещение в свою очередь переделают под бизнес-терминал. «В результате пропускная способность аэровокзала увеличится до 400 пассажиров в час на внутренних перевозках и до 300 — на международных», — проанонсировал генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Волгоград» Александр Головин. Взлетная полоса, находящаяся в федеральной собственности, будет строиться за счет бюджета страны. Новая аэродромная полоса протянется на 2,5 тыс. м и должна быть построена за два предстоящих года. В 2013 году завершены проектные работы стоимостью 110 млн рублей. Помимо аэропортового комплекса уже включен в заявку «Россия-2018» проект реконструкции «Шоссе Авиаторов» стоимостью более 3,5 млрд руб. (в сторону аэропорта с выездом на трассу М-6 «Каспий»). В результате реконструкции проезжая часть расширится до шести полос. На протяжении всего участка дороги будут установлены осветительные фонари и оборудованы стоки ливневой канализации. Это не только повлияет на улучшение качества дорожного покрытия, но и увеличит пропускную способность дороги к аэропорту. Планируется, что срок подготовки и реализации проекта — январь 2014 г. — декабрь 2017 г. Вся протяженность реконструируемого участка составит 12 км, ширина проезжей части будет 22,5 м. После окончания ремонта интенсивность движения по автодороге составит 8 тыс. машин в час.

Уже в декабре 2013-го транспорт начнет курсировать и по новому мосту в районе пос. Гумрак, путепровод позволит исключить простои транспорта на железнодорожном переезде по пути в аэропорт. Полностью объект — после финальных асфальтоукладочных работ — сдадут весной 2014 года. Просчитывается также возможность доставки пассажиров по железной дороге до самого аэропорта.
На условиях частно-государственного партнерства (ЧГП) планируется реализовать и проект строительства южного обхода Волгограда. В настоящее время объявлен открытый конкурс на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги, по результатам которого будет заключено концессионное соглашение. Объект расположен в Городищенском, Светлоярском районах Волгоградской области, Советском и Красноармейском районах Волгограда. Проектная документация подготовлена институтом «ГИПРОТРАНСМОСТ».

По расчетам специалистов, реализация проекта позволит вывести за пределы Волгограда до 20 тыс. машин в сутки. При этом наличие альтернативной дороги сделает возможным установить запрет на въезд в Волгоград тяжелых транзитных фур. Тем самым в областном центре улучшится экологическая ситуация, повысится безопасность движения, оптимизируются транспортные потоки. Этот участок дороги общей протяженностью 46,8 км предполагается сделать платным. В рамках подготовки к всемирному празднику спорта планируется строительство крупных объектов областной собственности. Речь идет о втором пусковом комплексе мостового перехода через Волгу в Волгограде — мостового перехода через реку Ахтуба протяженностью 6,5 км и о третьем пусковом комплексе мостового перехода через Волгу в Волгограде.

Проведение матчей чемпионата мира по футболу поможет завершить проект 30-летней давности. «Третья Продольная значилась в планах еще в 1984 году, и сегодня правительство Волгоградской области заявляет, что эта дорога будет открыта накануне чемпионата мира 2018 года. Общая протяженность южного отрезка составит около 40 км, — сообщил куратор проекта, вице-губернатор Волгоградской области Роланд Херианов. — Первоначальный этап работ будет профинансирован областным бюджетом. Сейчас завершается проектирование магистрали, причем специалисты столкнулись с проблемой — трасса проходит рядом с мемориалом на Лысой горе. Поскольку это памятник федерального значения, то необходима длительная процедура согласований». Однако, несмотря на трудности, реализацию данного проекта приостанавливать не собираются. Строительство магистрали планируется проводить с двух сторон. В первую очередь будут делать шестикилометровый участок дороги от ул. Неждановой до ул. Казахской, который уже спроектирован. Затем работы продолжат в обратном направлении: от Красноармейского района в сторону СХИ. Общая стоимость возведения южного отрезка III продольной магистрали оценивается в 18 млрд рублей. В связи с этим регион надеется на помощь из федерального бюджета.

Кроме III продольной магистрали, есть планы по строительству нулевой продольной (рокадной) дороги, которая соединит Краснооктябрьский, Центральный и Ворошиловский районы. По словам Роланда Херианова, строительство рокадной дороги городу крайне необходимо, однако в силу того, что его реализация требует немалых финансовых затрат, за счет средств бюджета выполняются проектные работы, чтобы затем принять участие в федеральной программе. Обустройство начато именно с этого участка, так как со стороны ул. Химической появится подъезд к стадиону, где будет проходить чемпионат мира по футболу, а проведение ее через центр до ул. Калинина поможет разгрузить движение основной части города, к тому же это один из шагов, направленный на развитие Центральной набережной. — К 2018 году в городе появится подземный туннель, который пройдет под набережной, — поделился с «Вестником» министр транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Александр Киреев. — Транспортная развязка в микрорайоне Тулака стоимостью около 500 млн руб. и протяженностью 1 км сооружается в выемке с креплением бортов подпорными стенками, а на участках пересечения с железной дорогой проезжая часть полностью уходит под землю. Здесь строятся 2 тоннеля длиной 100 и 105 метров и шириной 12 метров.