Гражданская позиция

В Ростове власть и общественность обсудили самые острые проблемы ЖКХ

10.08.2013

Первый в истории Ростовской области Гражданский форум «Донское ЖКХ: контроль, порядок, защита потребителя» объединил политиков, ученых, собственников жилья, специалистов отрасли. в его рамках состоялись несколько круглых столов по таким актуальным вопросам, как капитальный ремонт многоквартирных домов, общественный контроль за работой коммунальщиков, обращение с ТБО. Результатом их обсуждения стало формулирование конкретных предложений, которые в заключительной части форума принял и прокомментировал губернатор области Василий Голубев. «Прошедшие круглые столы подтвердили, что данный формат — идеальная площадка для обсуждения инициатив, обмена опытом и генерации новых идей», — заявил глава региона. Он пообещал, что донская власть «и впредь будет использовать эту форму поиска решений по другим важным направлениям, волнующим жителей области: системе здравоохранения, дорогам и дорожной отрасли, инвестициям и занятости».

Круглый стол «Капитальный ремонт многоквартирных домов: взаимоотношения государства и собственников жилья»
По данным начальника отдела реализации инвестиционных мероприятий в жилищном хозяйстве министерства ЖКХ Ростовской области Оксаны Удоденко, с 2008 г. по 2012 г., за время работы Фонда содействия реформированию ЖКХ и действия программы развития ЖКХ, на Дону было отремонтировано 4510 многоквартирных домов общей площадью 14,2 млн кв. метров, стоимость выполненных работ составила 11 млрд рублей. Вопрос, не терявший актуальности все эти годы, касается качества ремонта.
«Согласно приказу областного министерства ЖКХ, подрядные организации, участвующие в открытом конкурсе на выполнение капитального ремонта, должны отвечать целому ряду критериев, ключевые из них — квалификация работников для проведения работ качественно и в срок, гарантия проведения работ, наличие собственной производственной базы, опыт работы в сфере производства капремонта, наличие положительных отзывов о выполнении предыдущих работ по капремонту», — перечислила генеральный директор управляющей компании «Свой дом» Татьяна Лымарь.

Конкурсная комиссия должна состоять не менее чем из трех человек, включая собственников многоквартирных домов. «Собственники софинансируют капитальный ремонт, поэтому как никто другой заинтересованы в результате. Они участвуют в составлении проектно-сметной документации, рассматривают весь перечень работ, которые должны быть выполнены в доме, принимают самое активное участие непосредственно в процессе капитального ремонта, контроля за ним», — подчеркнул заместитель начальника управления ЖКХ администрации Азова Николай Дрозд.

Министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш подписал приказ о проведении в нынешнем году комплексных проверок качества капитального ремонта во всех многоквартирных домах. В июне прошла первая проверка. Было проверено 178 домов в 30 муниципальных образованиях, замечания высказаны к шести территориям. «Ожидали, честно говоря, больше. В 24 муниципальных образованиях ни сотрудники министерства, ни стройконтроль, ни представители ТСЖ, ни собственники не увидели некачественно выполненного капитального ремонта. В тех городах и районах, где были обнаружены недостатки, главы уже доложили об их устранении. Этого мы проверками и добивались», — прокомментировала Оксана Удоденко. Следующая проверка намечена на август. В последние месяцы очень активно обсуждаются изменения в Жилищном кодексе РФ, предполагающие принципиально новую систему финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. «Главная роль в этой системе отводится собственникам. Все собственники помещений, за исключением аварийных и домов неблокированной застройки, будут уплачивать взносы на капремонт», — предупредил заведующий сектором нормативно-правового обеспечения отдела жилищного хозяйства регионального министерства ЖКХ Павел Асташев.

В июне вышел областной закон № 1101 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории РО». Принято постановление правительства области № 407 от 27.06.2013 г., которым установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт — в 2014 г. он составит 6 руб. 20 коп. за 1 кв. м в месяц. Другим постановлением — № 421 от 28.06.2013 г. — принято решение о создании регионального оператора капитального ремонта. Это будет некоммерческая специализированная организация в форме фонда, ее официальное название — Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту. В настоящее время проходит процедура государственной регистрации фонда, и скоро он заработает. Принято также несколько правовых актов в виде приказов министерства ЖКХ, которые устанавливают основы формирования системы мониторинга технического состояния многоквартирных домов и регулируют узкие вопросы, связанные с деятельностью регионального оператора. «Наконец, нас ожидает принятие главного, на мой взгляд, акта — региональной программы капитального ремонта. В ней будут перечислены все многоквартирные дома на территории Ростовской области, за исключением аварийных», — заключил Павел Асташев.

Жилищный кодекс предусматривает два способа формирования фонда капитального ремонта — «общий котел», которым будет распоряжаться региональный оператор, и специальный счет МКД, деньги на который будут перечислять сами собственники. Какой из способов предпочтительнее? Деньги в обоих случаях будут перечислять сами собственники. Разница в том, что во втором случае деньги собираются только на конкретный дом. Региональный оператор может быть распорядителем и спецсчета, в случае если дом находится в управлении УК. «До принятия Жилищного кодекса мы по 40 лет управляли своими домами через ЖСК, и управляли очень хорошо. И мы знали, что нам нужно собирать деньги и ремонтировать наши дома. А сейчас что получается? Почему долг государства перед гражданином, которому безвозмездно подарили квартиру и не отремонтировали места общего пользования, должны сегодня оплачивать в том числе собственники ТСЖ и ЖСК?» — задалась вопросом председатель президиума совета ТСЖ-ЖСК Ворошиловского района Ростова, председатель правления ЖСК «Антей» Екатерина Киселева.
«Собственникам жилья действительно предоставлен выбор. Думаю, закон выгоден даже инертным гражданам, поскольку благодаря деньгам, аккумулируемым на счете регионального оператора, их дома в любом случае тоже будут отремонтированы», — высказал мнение управляющий филиалом ВТБ в Ростове Юрий Авдеев. «Закон принят, теперь надо принять программу, объясняющую, по какому принципу будет формироваться очередь многоквартирных домов на капремонт. Люди хотят пожить в нормальных условиях и до того момента, когда подойдет время ремонтировать их дом», — считает член Общественной палаты Ростовской области Василий Высоков.

Круглый стол «Сфера обращения с твердыми бытовыми отходами. Инвестиции в экологию»
По информации заместителя начальника отдела надзора за состоянием среды и условиями проживания управления Роспотребнадзора России по Ростовской области Анатолия Лысенко, сегодня в регионе действует всего 27 полигонов по захоронению твердых бытовых отходов. Имеется 333 усовершенствованные свалки мусора и 125 — неусовершенствованных, несанкционированных. «Чаще всего причиной несанкционированных свалок является отсутствие планово-регулярной санитарной очистки населенных пунктов, особенно в сельской местности. Не развивается внедрение безотходных технологий», — констатировал Лысенко. Он высказался за стопроцентную и систематическую очистку донских территорий, рекультивацию несанкционированных мест размещения отходов, улучшение условий эксплуатации существующих полигонов, а также строительство новых предприятий по сортировке, переработке и утилизации ТБО, отвечающих современным требованиям.
«Ситуация с накоплением твердых бытовых отходов на Дону сложилась крайне непростая. Ежегодно их объем увеличивается примерно на 10%. Решить проблему возможно только с учетом применения целевых, программных методов, которые требуют привлечения значительных финансовых ресурсов», — уверен заместитель министра ЖКХ Ростовской области Андрей Ковалев. В октябре 2012 г. была сформирована долгосрочная целевая программа «Формирование комплексной системы управления отходами на территории Ростовской области». Ее реализация начнется в 2014 г. и продлится до 2020 г. Будут привлекаться средства из регионального и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников. Ставка делается на формирование восьми межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов. «До появления таких комплексов поставлена задача максимально сократить в городах и районах количество несанкционированных свалок, чтобы уменьшить их воздействие на окружающую среду», — сообщил замминистра. Актуальность проблемы ТБО была проиллюстрирована на примере двух крупных городов области. «Существующий городской полигон закрыт решением суда до 15 августа. Мы заказали проектную документацию на его рекультивацию. Межмуниципальный отходоперерабатывающий комплекс, который будет обслуживать Батайск, построят в Новочеркасске. Очень хорошо, что он появится. Однако его строительство будет закончено в 2016 г., а сейчас — 2013-й. Чтобы не утонуть в мусоре, нам нужен временный полигон на два года», — обрисовал картину мэр Батайска Валерий Путилин. «90% мусора мы утилизируем без сортировки, в результате город превращается в мусорный очаг. Сколько я ни бился, чтобы поставить в Азове сортировочные станции и наладить утилизацию отходов, у меня это не получалось. Необходимо создавать межмуниципальные отходоперерабатывающие комплексы. Но прежде нужно посчитать экономику — и привлекательный тариф, и достаточные объемы вывозимых ТБО. Только тогда мы сможем говорить о том, что придет инвестор и будет вкладывать в эту сферу деньги. Рад, что данной проблемой начали заниматься на региональном уровне. Ее решение требует много средств, в одиночку муниципалитетам не справиться», — поделился мэр Азова Сергей Бездольный. Андрей Ковалев согласен, что «ни бюджет города, даже самого профицитного, ни бюджет субъекта не потянет реализацию таких больших проектов», поэтому необходимо доводить объемы внебюджетных средств в них до 30%. Пример успешного инвестирования в ТБО — межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий комплекс, запланированный к строительству в Красносулинском районе. Как сообщил председатель совета директоров компании-инвестора «ЭкоСтрой» Альфред Минин, мощность комплекса составляет 600 тыс. тонн в год, стоимость проекта — 3,8 млрд рублей. Представители региональной власти считают, что красносулинский опыт должны перенять другие донские территории.

«Сегодня плата за обработку отходов мизерная — менее 1% от общего объема коммунальных платежей населения, поэтому она невидима. Хотя компаниям, занимающимся перевозкой и переработкой ТБО, «мусорная тема» очень интересна, потому что она инвестиционнно привлекательная. Но инвестиции работают лучше и возвращаются быстрее тогда, когда есть большой объем отходов. Межмуниципальные комплексы — это инвестиционные площадки, которые могут быть перспективным направлением. Это бизнес, и бизнес очень хороший», — считает генеральный директор ООО «Северокавказский институт экологического проектирования» Юрий Улезько. Успех мусорных бизнес-проектов зависит в том числе от статуса земель, на которых они будут реализовываться. Председатель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области Андрей Куренков напомнил, что в соответствии с решением регионального правительства органы местного самоуправления должны определить оптимальные места под размещение ТБО на период до строительства от-ходоперерабатывающих комплексов. «Зачастую объекты размещения ТБО располагаются на землях, относящихся к категории населенных пунктов, а должны располагаться на землях промышленности. Мы изучили опыт других субъектов, включая Краснодарский край и Республику Татарстан. Там вопросы перевода земель из одной категории в другую решаются на уровне региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере земельных отношений. Считаем, мы должны пойти по аналогичному пути», — заявил Андрей Куренков.

Резюме губернатора

«Радует, что на форуме собралось много людей, действительно неравнодушных к настоящему и будущему этой важной сферы — ЖКХ. Они ждут от коммуналки поступательных и необратимых перемен в интересах потребителя. Итог Гражданского форума очевиден уже сейчас: главное — мы услышали людей, и это важно», — заявил Василий Голубев, познакомившись с информацией о содержательной части состоявшихся во время круглых столов дискуссий. По мнению губернатора, было высказано «много интересных предложений, более того, потенциальных законодательных инициатив». Глава региона выделил предложения, касающиеся формирования на федеральном уровне государственной политики цен, внесения изменений в жилищное законодательство, направленных на повышение прозрачности деятельности управляющих организаций, усиление контроля со стороны собственников жилья, обеспечение ответственности за результаты работы, а также на стимулирование проведения капремонта жилищного фонда.

«Это отвечает не только интересам экономики в целом, но и населения. Мы готовы поддерживать здравые идеи, готовы работать над их воплощением вместе с законодательными органами власти, депутатами всех уровней», — подчеркнул Василий Голубев.
Со своей стороны губернатор тоже озвучил ряд предложений. Первое: «Для организации эффективной системы общественного контроля в сфере ЖКХ предлагаю представителям общественности и власти до конца года разработать и подписать соглашение о взаимодействии». Второе: «До конца года будет создан региональный оператор по управлению средствами на капремонт. Но сегодня нужно позаботиться и о тех жильцах, кто примет решение перечислять средства на капремонт не в «общий котел», а на спецсчет своего многоквартирного дома. Все те вопросы, которые прогнозируемо возникнут у людей в связи с таким решением, должны найти ответы заранее».
Третье: «На муниципальном уровне по-прежнему актуальным остается вопрос бесхозных коммуникаций, которые служат источником существенных потерь в сфере ЖКХ. А это бьет по карману всех: области, муниципалитеты, граждан. Мной уже было дано поручение местным органам власти активизировать работу по выявлению таких объектов и постановке их на баланс. Но чтобы результаты были весомее, нужна помощь со стороны общественности». Четвертое: «Пришло время, когда проблемы отрасли необходимо решать сообща, на уровне межмуниципальных соглашений. Один из примеров — Красносулинский межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий комплекс. Не вижу препятствий для заключения подобного рода соглашений другими территориями».

Отвечая на вопросы участников Гражданского форума из числа жителей области, Василий Голубев сообщил, что региональный бюджет на реформирование ЖКХ увеличится в 2013 г. с 6,5 млрд до 8,5 млрд рублей. Дополнительные 2 млрд рублей пойдут на замену изношенных коммуникаций, новое строительство и реализацию долгосрочных программ в жилищно-коммунальной сфере.
Авторы: Никита Логвинов, Никита Жуков, Ольга Лазуренко