Энергоаудиторы будут учиться

Правительство РФ направит 54 млрд рублей на реализацию программы повышения энергоэффективности до 2020 г., внебюджетные источники составят еще 5,7 трлн

04.08.2013
Яндекс.Дзен Instagram
В центре внимания участников весеннего форума «Энергоэффективность и инновации-2013», прошедшего в Геленджике, оказались вопросы совершенствования нормативной базы в сфере энергосбережения, а также меры поддержки, предусмотренные в принятой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» до 2020 г. Кроме того, по словам замдиректора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго РФ Алексея Кулапина, в ближайшее время грядут серьезные изменения в нормативном регулировании по применению возобновляемых источников энергии, что позволит увеличить вложения в эту отрасль.

Задачи и цели по закону
Старт на политическую перестройку в области энергоэффективности был дан в 2008 году указом президента РФ о повышении экологической и энергетической эффективности экономики России (4 июня 2008 г.), и далее последовал ряд принятий важных документов, в том числе ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» (2009 г.) и Госпрограмма энергоэффективности (2010 г.). Заместитель председателя комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП Юрий Станкевич говорит, что существуют различные оценки результатов проделанной работы со стороны бизнес-сообщества, которое привыкло критиковать власть за малоэффективную деятельность в этом направлении. «Но справедливости ради отмечу: по оценке наших зарубежных коллег, на работу по формированию законодательной инвестиционной среды, которая была проделана в РФ за последнее время, той же Европе понадобилось бы более 20 лет», — отметил он. В марте этого года Правительство РФ одобрило программу повышения энергоэффективности до 2020 г. общим объемом финансирования более 28 трлн рублей. Итогом реализации программы должно стать снижение энергоемкости экономики на 40% и прирост ВВП на 2%. Программа включает в себя подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»; «Развитие и модернизация электроэнергетики»; «Развитие нефтяной отрасли»; «Развитие газовой отрасли»; «Реструктуризация и развитие угольной промышленности»; «Развитие использования возобновляемых источников энергии». 54 млрд рублей составляет бюджетная обеспеченность подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» до 2020 года. Средства серьезные, но, по оценке экспертов, если их разделить на восемь лет, то не такие уж и большие. Чтобы решить проблемы энергоэффективности только в бюджетной сфере, необходимы затраты порядка 280 млрд руб. Поэтому основная задача, которую предстоит решать всем ветвям исполнительной власти, — привлечение внебюджетных источников финансирования. По словам замдиректора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго РФ Алексея Кулапина, наибольшее число дискуссий вызывает инструмент развития механизмов финансовой поддержки реализации проектов. «С одной стороны, у нас есть вся необходимая нормативная база предоставления государственных гарантий на реализацию проектов в сфере энергосбережения, — говорит Кулапин. — Они учтены в бюджете РФ, и ежегодно на эти цели предусматривается 10 млрд рублей, но нет ни одного примера, когда эти госгарантии были бы предоставлены. Причина — очень формализованная процедура, очень высокие требования к проектам, в частности один из критериев — стоимость проекта должна быть не ниже 500 млн рублей. Таких проектов сегодня не очень много».
Спикеры отмечают активность субъектов РФ, которые принимают региональные программы по энергосбережению и энергоэффективности и участвуют в конкурсах на получение миллионных субсидий из госказны. Более половины регионов на местном уровне принимают дополнительные нормативные документы, стимулирующие инвесторов. Так, если в 2011 г. на 5,2 млрд субсидий из федерального бюджета было привлечено 52 млрд внебюджетных источников, то в 2012 году на практически такой же объем федеральных средств — 105 млрд рублей.

Региональный ракурс
Краснодарский край исторически является энергодефицитным районом, поэтому здесь остро стоит вопрос не столько энергосбережения, сколько повышения энергоемкости. Но и в этом случае при развитии сетевого хозяйства и строительстве новых объектов генерации власти настаивают на внедрении современных энергосберегающих технологий. «Лично я убежден: какие бы нормативные документы ни принимались, какие бы ни создавались экономические предпосылки, достичь максимального результата в энергосбережении и энергоэффективности будет достаточно сложно, если мы сами не научимся быть бережливыми», — отметил в своем выступлении Вадим Лукоянов, вице-губернатор — министр природных ресурсов и лесного хозяйства Краснодарского края. Он затронул проблему нерационального использования ресурсов как на бытовом, так и на промышленном уровне. Когда, к примеру, питьевая вода идет на полив огорода, в южном регионе с громадным частным сектором это достаточно серьезная величина. Или создание для привлечения большего числа отдыхающих в прибрежных городах всевозможных климатических систем, потребляющих сетевую электроэнергию.
Основой для развития городов, реализации инвестиционных проектов должно стать внедрение энергоэффективного оборудования. Вадим Лукоянов привел пример, когда при реализации крупного инвестиционного проекта в мероприятиях по противопожарной безопасности было заложено использование сетевой воды на нужды пожаротушения. «Использование этих резервов как баланса достаточно сомнительно или, по крайней мере, нежелательно. Создание таких резервов в централизованной системе водоснабжения требует введения дополнительных мощностей, — отметил Лукоянов. — В этом случае можно создавать альтернативные источники и обеспечить объемы совсем другими, несистемными решениями, и это задача проектировщиков». Кроме строительства ветропарков в Ейске, Анапе и Геленджике, администрация Краснодарского края активно продвигает предложения по использованию энергии солнца — для малого бизнеса Кубани это достаточно актуальная тема. Причем работа направлена не столько на создание источников производства энергии как таковых, сколько на мотивацию и поддержку предпринимателей, использующих в своей деятельности возобновляемые источники энергии. Поэтому в соответствующих целевых программах заложены специальные средства, которые мотивируют бизнес к применению этих технологий. В качестве положительного примера использования средств из разных бюджетов Вадим Лукоянов привел реализацию программы энергосбережения в Сочи. Установка индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) в 150 многоквартирных домах и правильное их использование позволят на 20-25% сэкономить теплоресурсы, вырабатываемые котельными города-курорта.
— Имея общедомовой теплосчетчик, мы получаем возможность определять и оплачивать фактический расход тепловой энергии, — отмечает заместитель директора МУП «Сочитеплоэнерго» Алексей Тимонин. — Применение блочного теплового пункта, в котором есть функция по регулированию подачи тепла и теплообменник для приготовления горячей воды, позволяет экономить тепловую энергию и снижать размер платы. К примеру, в тех домах, где подобные мероприятия уже произведены, стоимость горячей воды снизилась на треть. В 2013 г. долгосрочной краевой целевой программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Краснодарского края на период 2011-2020 годов» предусмотрено финансирование мероприятий за счет средств краевого бюджета — 259,85 млн руб., средств местных бюджетов — 14,25 млн руб. и внебюджетных источников.

Энергоаудиторы будут учиться
Наряду с актуальными вопросами энергоэффективности и энергосбережения на форуме рефреном звучала проблема дефицита профессиональных кадров, способных квалифицированно решать поставленные в отрасли задачи. Резкой критики практически всех выступающих подверглись СРО, оказывающие услуги по энергетическому обследованию. Сегодня их в России зарегистрировано 153, но, по мнению ключевых участников мероприятия, это очень много. На аукционе конкуренция среди компаний-исполнителей приводит к неоправданному демпингу стоимости выполнения работ по энергоаудиту (в Республике Адыгея, к примеру, конкурс выиграла фирма, оценившая свои услуги в 2,5 млн вместо заявленных 24 млн) и низкому качеству разработанной документации. Всплеск создания СРО и ажиотажа на рынке услуг по энергообследованию вызвал известный ФЗ-261, согласно которому до 31 декабря 2012 г. все промышленные объекты, муниципальные, бюджетные организации, многоквартирные жилые дома должны были получить энергетические паспорта с подробными рекомендациями по повышению уровня эффективного расходования энергоресурсов. По данным Минэнерго РФ, на сегодня работы проведены только на 30% объектов, подлежащих обследованию. Вместе с тем динамика роста в 2013 г. обнадеживает: за пять месяцев в ведомство представлено 39,461 тыс. энергопаспортов против 29,711 тыс. за весь 2012 год. Ожидаемое общее количество паспортов в этом году — 215 тысяч. «Цифры впечатляющие, но мы должны говорить о том, что из-за низкого качества проделанной работы, в том числе и нечетко сформулированной задачи со стороны заказчиков, только 10% из полученных документов проходят регистрацию», — отмечает Алексей Кулапин.
Кардинально поменять ситуацию должен подготовленный законопроект о внесении изменений в ФЗ-261 в части проведения энергоаудита. Он ужесточает требования как к СРО, осуществляющим энергообследования, так и к специалистам, работающим в этой сфере. Например, на федеральном уровне будут установлены требования к стандартам деятельности СРО, вводится ответственность за нарушение этих требований. В законе появляется такая норма, как базовое образование кандидатов на должность энергоаудиторов, существенно повышается объем подготовки специалистов (с 72-часовой до 400-часовой программы), вводится понятие статуса кандидата в энергоаудиторы. Только после прохождения ряда стажировок квалификация энергоаудитора будет присваиваться аттестационным советом, сформированным из представителей экспертного сообщества. Появляется государственный реестр энергоаудиторов, который сегодня отсутствует, а также устанавливается механизм исключения энергоаудитора из данного реестра. Законопроект поддержал комитет Госдумы по энергетике, 15 марта документ был принят в первом чтении, в мае подготовлена итоговая редакция этого законопроекта, 11 июля на очередном заседании Госдумы законопроект будет рассмотрен и, по мнению экспертов, окончательно принят во втором чтении.

Анатолий Ковальчук, генеральный директор НП «Центр энергосбережения и инновационных технологий» Ростовской области:
— Сегодня в коммунально-энергетическом комплексе Ростовской области существуют следующие ключевые проблемы: перерасход электрической энергии по отношению к установленному нормативу (20 кВт-ч/ Гкал) в системах теплоснабжения составляет 295 млн квт-ч/год; перерасход топлива в системах теплоснабжения по отношению к установленным нормативам из-за отсутствия водоподготовки на котельных — 148,4 тыс. т у.т./ год; перерасход электроэнергии по отношению к нормативному в системах водоснабжения и водоотведения области — 300 млн кВт-ч/ год. Окупаемость решения указанных ключевых проблем не превышает 1,2 года, а экономическая выгода, и следовательно, реальная возможность сокращения стоимости тарифов на указанные услуги составляет более чем 3 млрд рублей в год.

Лариса Гришина, директор ГКУКК «Центр энергосбережения и новых технологий» (г. Краснодар):
— Сегодня в крае ведется строительство ветропар-ков в Ейске, Геленджике и Анапе. Инвесторам создаем благоприятные условия по предоставлению земельных участков и преференциям, которые предусмотрены законами Краснодарского края. В 2014 г. мы планируем увидеть по этим направлениям результаты. Наиболее крупным станет проект «Тихорецк — энергоэффективный город Кубани». Он предполагает разработку концепции комплексного повышения энергоэффективности инфраструктуры, создание автоматизированной системы управления и диспетчеризации объектов производства, передачи и потребления теплоэнергии, работы по повышению энергоэффективности многоквартирных домов.

Алексей Кулапин, замдиректора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго РФ:
— В ближайшее время грядут достаточно серьезные изменения в нормативном регулировании применения возобновляемых источников энергии. В дни проведения форума в Правительстве РФ рассматривается предложение о разрешении доступа на оптовый рынок электроэнергии источникам генерации на основе возобновляемых источников, что позволит кратно увеличить инвестиции в возобновляемые источники энергии.

Дмитрий Калашников, директор ГБУ ВО «Волгоградский центр энергоэффективности»:
— В течение трех последних лет в Волгоградской области модернизировано 17 котельных, переведен на автономное отопление 41 социальный объект, на поквартирное отопление переведено 90 МКД и т.д. Введено и действует более 450 тепловых насосов, использующих низкопотенциальную энергию атмосферного воздуха для отопления социальных объектов. Вместе с тем нам предстоит масштабная работа по дальнейшей модернизации теплоснабжения жилья и объектов социальной сферы по этим направлениям, чтобы с 20-35% потерь, как показывают общедомовые приборы учета, снизить до нормативных.

Наиболее эффективные энергосберегающие проекты 2013 г. в сфере ЖКХ (на примере Волгоградской области):
— замена отопительных газовых котлов с низким коэффициентом полезного действия (от 60%) на более энергоэффективные (до 92%) в Городищенском, Палласовском, Камышинском, Новоаннинском, Руднянском, Даниловском, Иловлинском, Калачевском, Николаевском районах;
— перевод многоквартирных жилых домов на поквартирное газовое отопление с ликвидацией нерентабельных котельных в Калачевском и Даниловском районах;
— внедрение на автономных котельных школ Михайловского района погодного регулирования;
— внедрение современной энергосберегающей технологии с использованием светодиодных светильников для модернизации систем наружного освещения в Волгограде и Жирновске;
— внедрение современных энергосберегающих технологий на насосных агрегатах МУП «Водоканал» г. Волжского и г. Волгограда с использованием частотно-регулируемого электропривода.
Авторы: Ольга Бершанская, Мария Нестеренко