Инвестиционный инструментарий

Сегодня на Дону созданы все условия для успешной реализации крупных проектов

01.07.2013
Яндекс.Дзен Instagram
14 июня исполнилось три года с момента утверждения Василия Голубева губернатором Ростовской области. При вступлении в должность он сформулировал свои приоритеты, базирующиеся на пяти «и», в том числе инвестиции: «Необходимо активизировать работу по совершенствованию инвестиционного законодательства региона, минимизации инвестиционных рисков, привлечению крупных инвесторов». Сегодняшний материал Отраслевого журнала «Вестник» из серии публикаций, посвященных трехлетию губернаторства Василия Голубева, об инструментарии, который использовал новый донской глава для реализации ключевого из «и».

По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов в 2007-2008 годах Ростовская область заняла второе место в номинации «Регионы с лучшими законодательными условиями для инвестирования» и третье место — в главной номинации «Регионы с минимальным уровнем инвестиционного риска». По итогам 2010 года агентство «Фитч Рэйтингс» присвоило Дону национальный долгосрочный рейтинг «А+ (rus)», прогноз — «Стабильный». Василий Голубев попытался оценить завоеванные позиции критически. «К сожалению, сегодня мы вынуждены признать, что Ростовская область пока остается территорией сырьевого профиля, — комментировал он в первые месяцы губернаторства. — И если эту позицию сохранить, вряд ли можно рассчитывать на успех». Пожалуй, нагляднее всего решимость Голубева иллюстрирует его выступление на расширенной коллегии обладминистрации в январе 2011 года. Руководитель области заявил, что этот год должен стать для Дона «прорывным», и установил планку привлечения инвестиций в основной капитал на отметке 195 млрд рублей — на 24 млрд больше, чем в 2010-м. Цифры, предложенные региональным минэкономразвития, губернатор зарубил, назвав их неамбициозными: «Эти цифры устанавливают льготное задание, которое на фоне 2009-го, да и 2010-го, обязательно будет выполнено. Давайте возьмем цифры немножко пожестче, чтобы потрудиться поактивнее». Это означало увеличение ВРП на 6,2% по сравнению с 2010 годом, промышленного производства — на 8,8%, продукции сельского хозяйства — на 6,9%, оборота розничной торговли — на 7,8%. В последующие годы наступательный характер инвестиционной политики Василия Голубева сохранился и не раз оправдывал себя.

Команда инициативных
Уже в день инаугурации Василий Голубев предложил внимательно посмотреть на структуру управления областью: «Она может быть скорректирована. В недалекой перспективе может появиться более эффективная структура — правительство, которое могло бы коллективно, в оперативном режиме, на регулярной основе рассматривать самые разные проблемы, приглашать экспертов к сотрудничеству и предлагать решения вопросов любого направления». При этом губернатор не форсировал события: «Если говорить о создании полноценного правительства, то оно должно не раскачиваться, а одномоментно заменить прежнюю структуру и начать эффективно работать». «Для нового руководства области планы по созданию правительства были естественными и закономерными уже хотя бы потому, что именно такая структура управления существовала, когда Василий Голубев работал в Московской области, — напомнил генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов. — Но чисто механически переносить подмосковный опыт на донскую землю было бы неправильным, поэтому с образованием новой структуры и не гнали лошадей». Момент «созрел» к середине сентября 2011-го. Василий Голубев очень серьезно отнесся и к формированию команды, особенно к подбору руководителей, от которых зависит привлечение инвестиций в стратегически значимые сферы региональной экономики. «Безусловно, новые люди появятся. Моя задача — найти и пригласить тех, кто является эффективным менеджером, — признавался он. — Мне бы хотелось, чтобы эти люди появились прежде всего из Ростовской области, хотя я не исключаю, что предложу людей из других регионов». Первые кадровые изменения, произведенные губернатором летом 2010-го, были предсказуемыми, но не радикальными — при своих должностях остались целый ряд членов старой команды, в том числе ключевые министры: министр финансов — Нина Сверчкова, экономического развития — Владимир Бартеньев, промышленности и энергетики — Сергей Михалев, транспорта — Дживан Вартанян. Однако постепенно большинство из них освободили кресла для управленцев нового призыва — для «иногородних», с которыми Василий Голубев работал или был знаком до переезда на Дон, либо для «местных», к которым губернатор долго присматривался и в итоге доверил ответственные направления.

Инвестиционный блок в донском правительстве сегодня курирует вице-губернатор Сергей Горбань, являвшийся в бытность Голубева главой Ленинского района Московской области его первым заместителем. Оттуда же приехала и нынешний заместитель губернатора — министр финансов Лилия Федотова. Министр имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий Юрий Молодченко занимал пост генерального директора ООО «Ю.Т.А.» в городе Видное... Из старожилов регионального «белого дома», имеющих отношение к привлечению инвестиций, свои позиции сохранили Дживан Вартанян, а также Вячеслав Василенко, успевший побыть заместителем губернатора по взаимодействию с административными органами власти — руководителем аппарата, но вернувшийся в родное для него министерство сельского хозяйства и продовольствия. Владимир Бартеньев руководил министерством экономического развития более двух с половиной лет, пока в середине января этого года не был отправлен в отставку по «сумме претензий к выполнению поручений губернатора». Теперь одним из ключевых министерств руководит Александр Левченко, занимавший до этого должность главы Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования.
«Все те, кто приглашен в команду, должны хорошо понимать стоящую перед ними цель, — заявил Василий Голубев. — Я очень ценю руководителей, которые проявляют инициативу. Мне значительно легче их корректировать, нежели толкать».

Будет сделано
Серьезную ставку команда Василия Голубева сделала на долгосрочную целевую программу «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы». За основу при ее разработке была принята модель, предложенная Мин-регионом и Минэкономразвития России, а также использован положительный опыт других регионов: Москвы и Санкт-Петербурга, Калужской и Пензенской областей, Пермского края, Удмуртии.
Программа включает восемь основных направлений: создание благоприятной административной среды; обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой; формирование механизма государственной поддержки; стимулирование спроса на создаваемую продукцию; кадровое обеспечение инвестиционной сферы; наличие инвестиционной инфраструктуры; развитие инвестиционной деятельности муниципальных образований; позитивный инвестиционный имидж.

Один из главных приоритетов программы — позиционирование бренда «Сделано на Дону». Задача-минимум — существенное увеличение доли донской продукции в крупноформатных торговых сетях внутри региона, задача-максимум — выход на внешние отечественные и зарубежные рынки. «Донские предприниматели, возвращаясь из зарубежных поездок, часто сетовали на то, что иностранцы мало знают о Ростовской области. Сегодня ситуация меняется, — отмечает президент Торгово-промышленной палаты РО Николай Присяжнюк. — Нас посещает все большее число зарубежных делегаций, и практически каждый прием сопровождается презентацией экономического потенциала Дона. Все чаще на международных выставках и форумах область выступает единым стендом, где, с одной стороны, можно увидеть возможности региона в целом, а с другой — познакомиться с преимуществами конкретных предприятий. В то же время следует помнить, что любой узнаваемый бренд — это следствие кропотливой работы, грамотного пиара и больших финансовых затрат». Ключевая цель программы — вхождение к 2014 году Ростовской области в десятку ведущих регионов России по показателям в реальном секторе экономики, в финансово-банковской и социальной сферах. Для этого в облбюджете запланировано 3,1 млрд рублей, из которых 2 млрд будет направлено на создание инженерно-транспортной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства. Среди других нововведений Василия Голубева, призванных придать дополнительный импульс инвестактивности в регионе, — создание областного Департамента инвестиций и предпринимательства, а также Совета по инвестициям при губернаторе. «Мы попытались понять, что этот Совет может нам принести, — делился Сергей Горбань. — Включить в Совет одних предпринимателей — значило превратить его в «вечер вопросов и ответов», сделать Совет из одних чиновников — значило учредить очередную комиссию... Пришли к мнению, что это должен быть орган, реально помогающий бизнесу. Определили, что инвестиции для нас — это и рубль, и миллион, и миллиард». Опрос, проведенный через колл-центр горячей линии «Бизнес Дона», подтвердил правильность выбранных Советом ориентиров. Основными проблемами при реализации инвестиционных проектов 30,7% предпринимателей назвали получение разрешений на строительство, 25,6% — выделение земельных участков. Бюрократические барьеры существенно увеличивают временные и денежные затраты бизнеса. Среди причин, формирующих эти барьеры, были указаны некомпетентность чиновников и несогласованность их действий на местах, несовершенство законодательства. «Основная проблема любого инвестиционного проекта — это проблема административных барьеров, — подтвердил генеральный директор ЗАО «Патриот» Игорь Далаксакуашвили. — Для их снятия и нужна четкая координация действий муниципальных, областных и федеральных служб».

Государственно-частный тандем
«Некоторые из проблем бизнес не может решить без участия государства», — заявил Василий Голубев и объявил о формировании «нового подхода» к процессу предоставления предпринимателям налоговых льгот. Помочь в этом был призван областной закон о государственно-частном партнерстве — первый подобный документ в России. За одну из самых первых и самых важных инициатив нового руководителя Дона Законодательное собрание проголосовало 22 июля 2010 года, то есть менее чем через полтора месяца после его вступления в должность. Согласно закону, от инвестора требовалось наличие готовой проектно-сметной документации и положительного заключения на нее госэксертизы. «Как правило, до 20% стоимости ПСД приходится на инженерно-транспортную инфраструктуру, — комментировал первый заместитель председателя Законодательного собрания Юрий Зерщиков. — Область и муниципалитеты берут на себя расходы по созданию этой инфраструктуры. Таким образом, инвестор получает серьезное удешевление своего проекта. Фактически указанные 20% — это те средства, которые необходимы инвестору в качестве оборотных на этапе запуска проекта в эксплуатацию».

По словам Александра Левченко, с тех пор в закон дважды вносились изменения. «Сначала это касалось конкретизации форм поддержки, — пояснил министр. — Позже, на практике, мы столкнулись с тем, что большинство проектов не соответствовало одному из условий ГЧП — требованию оформленного права собственности на объект в рамках инвестиционного проекта. Это связано с тем, что многие проекты находятся на стадии строительства. Поэтому мы решили не ограничивать круг потенциальных претендентов и максимально расширить рамки закона. Так мы оптимизировали закон, он стал удобнее. С помощью подзаконных актов и соглашений с инвесторами мы можем учитывать уже особенности проектов».

В 2012 году на строительство объектов инженерной инфраструктуры, а также на субсидирование затрат по технологическому присоединению к объектам электро- и газоснабжения в рамках реализации ГЧП-проектов в областном бюджете было предусмотрено 350,3 млн рублей, в 2013 году — 506 млн, в 2014 году — 507 млн рублей. Самый масштабный и известный инфраструктурный проект, реализуемый на принципах ГЧП, — «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Ее инициатор — компания «Евразийский», стоимость — свыше 37 млрд рублей, срок действия — до 2021 года. Программа финансируется при участии Инвестфонда России и Внешэкономбанка. По оценке экспертов, она позволит решить водную проблему в донской столице и ряде других муниципальных образований региона с населением более 2 млн человек, создать инфраструктуру для строительства дополнительно 6 млн кв. метров жилья и 2 млн кв. метров жилой недвижимости, оздоровить экологическую обстановку в районе реки Дон и в Азово-Донском бассейне. «Успешный опыт реализации «Комплексной программы... » можно рассматривать как пилотный и распространить на всю страну», — считает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. В феврале 2011-го с подачи Василия Голубева областной парламент также пошел на беспрецедентные преференции для бизнеса, реализующего на Дону инвестпроекты с объемом капвложений от 300 млн рублей. Такие компании получили 100-процентную льготу по уплате в региональный бюджет налогов на имущество и на прибыль. Льгота распространяется на период окупаемости проекта, но не более чем на пять лет с момента ввода объекта в эксплуатацию. Предусмотрена возможность установления понижающих коэффициентов по арендной плате за земельные участки на период нормативного строительства, но также не более чем на пять лет. А в июне 2012-го губернатор подписал постановление, существенно упрощающее в области процедуру перевода земель из категории сельскохозяйственных в категорию промышленных. «Мы сравнили наш новый порядок с действующими практиками других российских регионов и увидели, что наш — самый передовой и дебюрократизированный, — поделился генеральный директор Агентства инвестиционного развития РО Игорь Бураков. — Теперь проекты строительства новых заводов и фабрик будут стартовать на Дону на несколько месяцев быстрее, чем в других территориях. Момент весьма существенный, ведь крупные индустриальные проекты сегодня размещаются в основном в пригородах, на землях сельхозназначения. Это мировой тренд».

P.S. Следующая публикация в рамках проекта ИД «МедиаЮг» «Три года губернаторства Василия Голубева» выйдет в августовском номере Отраслевого журнала «Вестник» и будет посвящена практическим результатам новой инвестиционной политики главы Дона.
Авторы: Данил Савельев