Лизинг или кредит?!

Финансовая аренда спецтехники и коммерческого автотранспорта становится все более доступной по цене и начинает конкурировать с простыми кредитными решениями

05.04.2013
Яндекс.Дзен Instagram
На фоне невысоких темпов роста рынка лизинговых услуг в России в 2012 году сегменты грузовых, легковых коммерческих автомобилей и дорожно-строительной техники продемонстрировали положительную динамику. В 2013 году, несмотря на негативные факторы, среди которых удорожание кредитов для лизингодателей и нехватка платежеспособных клиентов, рынок лизинга, согласно оптимистичным прогнозам экспертов, не будет переживать кризисных моментов и покажет прирост в 15-20%. При этом драйверами развития рынка лизинга могут стать сегменты коммерческого автотранспорта и дорожно-строительной техники.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», сегмент грузовых авто показал прирост в 2012 году на 19% и составил 11,2% рынка. Среди основных игроков, кроме Europlan и «ВЭБ-Лизинг», здесь выступил «КАМАЗ-Лизинг». Положительную тенденцию роста в 2012 году в новом бизнесе показал и сегмент легковых и легковых коммерческих автомобилей.

Генеральный директор CARCADE Лизинг Алексей Смирнов отметил: «Показатели развития нашей компании соответствуют рыночным. В сегменте лизинга легкового и легкого коммерческого транспорта новый бизнес достиг 18,8 млн рублей, показав рост к 2011 году 130%».
Рынок лизинга дорожно-строительной техники в уходящем году демонстрировал хорошие темпы роста: сегмент вырос на 17%, но в общем объеме лизингового рынка он составил всего 3%. При этом наибольший объем сделок пришелся на госкомпании — «Сбербанк Лизинг», «Государственную транспортную лизинговую компанию» и «ВТБ Лизинг». Доля ЮФО в структуре заключенных сделок заметно уменьшилась: за 9 месяцев 2012 г. она составила всего 2%, а за аналогичный период 2011 г. эта цифра была равна 3%. Тем не менее в крупных компаниях по отдельным сегментам серьезного сокращения игроки рынка не наблюдали. Например, в компании «Европлан» в 2012 г. объем нового бизнеса в ЮФО по сравнению с 2011 г. немного увеличился, а объемы заключенных сделок в сегменте дорожно-строительной техники остались практически на уровне 2011 г.

При этом на юге сохраняется и высокая потребность в пополнении и приобретении автопарков. По уровню конкуренции региональный лизинговый бизнес не уступает более емким рынкам Центрального, Северо-Западного или Уральского федеральных округов. В Южном регионе (впрочем, это характерно и для российского рынка в целом) все большей популярностью пользуются погрузчики, экскаваторы, катки, асфальтоукладчики зарубежных производителей, а также самосвалы для перевозки щебня, песка, асфальта. «Как правило, крупные дорожники предпочитают дорогостоящее импортное оборудование, а мелкие субподрядчики — отечественную технику», — рассказывает Олег Кулик, директор ООО «ДРСУ-Дон». Смещение спроса в сторону более дорогих автомобилей характерно и для сегмента легкового коммерческого транспорта, аналитики объясняют это несколькими причинами. Во-первых, увеличением количества предложений со стороны поставщиков. Во-вторых, в 2012 г. на выбор клиентов компаний повлияла ситуация с утилизационным сбором: в ожидании удорожания импортируемых автомобилей высоких ценовых категорий предприятия старались обновить автопарки до вступления закона в силу. В-третьих, финансовый лизинг легкового и легкого коммерческого транспорта все больше по форме приближается к операционному лизингу. Последний фактор связан скорее с требованиями самих лизингополучателей, желающих получить консультации по оптимизации лизинговых платежей в структуре затрат компании. Условия лизинговых сделок также, в связи с неоднозначной ситуацией на рынке, постоянно меняются. Все больше компаний предлагают своим клиентам снижение авансовых платежей до 10%, а также специальные программы с минимальным удорожанием от 3,5% в год. Это означает, что финансовая аренда будет все более доступной по цене и поэтому начнет более жестко конкурировать с простыми кредитными решениями.

Общая тенденция замедления рыночной динамики в наступившем году сохранится. По данным агентства «Эксперт РА», в 2013 году пессимистичный сценарий предполагает стагнацию или слабый рост рынка. При этом коммерческий автотранспорт и дорожно-строительная техника могут остаться наиболее стабильными сегментами рынка и стать драйверами роста. По словам сотрудников компании «Элемент Лизинг», дорожно-строительная техника считается ликвидной, так как это имущество можно быстро реализовать на вторичном рынке в том случае, если компания-клиент не сможет расплатиться. Кроме того, в ЮФО эксперты в ближайшее время ожидают новый всплеск спроса на дорожно-строительную технику и грузовой автотранспорт. Это связано с масштабными государственными проектами. Ведь еще не завершилась олимпийская стройка в Сочи, уже активно ведется подготовка к чемпионату мира по футболу, который, помимо столицы зимней Олимпиады, также примут еще Волгоград и Ростов-на-Дону. А власти этих крупнейших городов наряду со строительством основных объектов будут улучшать транспортную систему, модернизировать и строить новые дороги.