Сергей Сидаш: «Муниципалитеты Дона увеличат финансирование благоустройства территорий»

Законодатель вменил в обязанность управляющим организациям оказание всего комплекса услуг по договору управления (и жилищных, и коммунальных)

08.03.2013
Яндекс.Дзен Instagram
Полгода назад вступило в силу постановление Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». О практике применения новых правил на Дону и мерах по повышению эффективности работы по благоустройству территорий в интервью «Вестнику» рассказал министр ЖКХ РО Сергей Сидаш.

— Сергей Борисович, как вы оцениваете практику применения новых Правил предоставления коммунальных услуг в Ростовской области?

— В целом положительно. Тем не менее не обходится без проблем. И наиболее острые связаны с начислениями платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
С принятием новых Правил в квитанции отдельно выделяется плата за индивидуальное потребление и за общедомовое потребление коммунальных услуг. И вот когда имеет место значительное расхождение между показаниями общедомового прибора учета и суммарным индивидуальным потреблением, то это говорит о наличии проблем в конкретном доме — о неисполнении мероприятий по энергосбережению, износе коммуникаций, отсутствии контроля за достоверностью показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета, несанкционированном вмешательстве в их работу или безучетном потреблении коммунальных ресурсов. Когда же в доме общедомовой прибор учета не установлен, плата за общедомовое потребление коммунальных услуг начисляется исходя из норматива их потребления на общедомовые нужды. Данный показатель должен определяться с учетом сведений, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома (МКД), который, к сожалению, во многих домах отсутствует или составлен ненадлежащим образом.
Таким образом, наличие общедомовых счетчиков несет с собой для жильцов больше плюсов, нежели минусов. И после 1 июля 2013 года ожидается снижение числа обращений по вопросам обоснованности начисления платы за общедомовые нужды по нормативам, поскольку после этого срока ресурсоснабжающие организации обязаны за счет собственников помещений оснастить общедомовыми приборами учета электро- и теплоэнергии и воды все дома, где эта обязанность не была исполнена собственниками.

— Как в дальнейшем будут смещаться акценты в сфере управления МКД?

— Наши ожидания связаны с планами федерального законодателя по внесению изменений в жилищное законодательство. Во-первых, это тенденция к снижению роли государства в ЖКХ и переходу к саморегулированию в сфере управления МКД. На март 2013 г. в Госдуме к рассмотрению во втором чтении запланирован проект закона, предусматривающего обязательное членство в СРО управляющих организаций. Во-вторых, с учетом поручений президента РФ поставлена задача создания дополнительных условий для формирования и деятельности общественных объединений в сфере ЖКХ, их ассоциаций и союзов. Ожидается внесение соответствующих изменений в Жилищный кодекс РФ. В-третьих, Министерство регионального развития РФ в настоящее время разработало проекты постановлений Правительства РФ об утверждении минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, об установлении стандартов и правил деятельности по управлению МКД.

— Сегодня в Ростовской области немало делается в плане благоустройства населенных пунктов региона. Что делается в данном направлении возглавляемым вами министерством?

— Сегодня во всех 420 поселениях области приняты новые Правила благоустройства, при этом оценить эффективность проделанной работы мы сможем уже в 2013 году. 26 декабря 2012 г. решением правительства РО в систему данной оценки были включены показатели, касающиеся благоустройства территорий муниципальных образований, наличия комплексных планов мероприятий по благоустройству, схем генеральной очистки территорий. Чтобы получить удовлетворительную оценку своей деятельности, главы будут уделять вопросам благоустройства надлежащее внимание. Замечу, что Административной инспекцией РО в 2012 г. выявлено более 7,8 тыс. правонарушений в сфере благоустройства, возбуждено 6103 дела об административных правонарушениях, назначено штрафов на сумму 19,6 млн рублей, оплачено 13,4 млн рублей.

И такой подход демонстрирует свою эффективность. Так, почти все муниципальные образования увеличили в 2013 г. объем средств на озеленение и санитарное состояние по сравнению с 2012 годом. При этом остро стоит вопрос эффективного использования средств, то есть сокращения процента экономии, возникающей в результате проведения торгов на выполнение работ по благоустройству, что обратно пропорционально сказывается на качестве их проведения. Поясню на примере ситуации в Ростове-на-Дону. По поручению губернатора РО администрация города проанализировала эффективность действующей системы содержания территории и использования бюджетных средств, выделенных в 2012 г. на содержание и озеленение территорий. Выяснилось, что фирмы, допустившие большое снижение на торгах, не в состоянии содержать территорию в надлежащем порядке. В связи с этим система управления Ростова-на-Дону в части благоустройства изменилась. Полномочия по содержанию дорог (включая ямочный ремонт) и объектов благоустройства делегированы одному органу администрации города — департаменту ЖКХ и энергетики, также реорганизация коснулась районных администраций. Четкое разделение полномочий в сферах жилищного хозяйства и благоустройства достигнуто путем создания МКУ «Управление ЖКХ района» и МКУ «Управление благоустройства района». Но поскольку данная система начала функционировать с 1 января 2013 г., оценивать ее преимущества и недостатки пока рано. Но комплекс ЖКХ может эффективно работать только тогда, когда есть взаимопонимание коммунальных служб и собственников жилья. Поэтому мы продолжим практику проведения ежегодных областных семинаров по благоустройству. Мы запланировали, что очередной семинар пройдет в августе 2013 г. в Таганроге и Неклиновском районе.

— В прошлом году была разработана программа «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории РО на 2014-2020 гг.». Как она будет реализована?

 — Вопрос весьма актуален. Ежегодно в регионе образуется порядка 2 млн тонн бытовых отходов, основная их часть просто захоранивается на полигонах (их в области 16). Кроме того, действует 337 санкционированных свалок. Для ликвидации экологического ущерба предусмотрены мероприятия по рекультивации свалок. За счет инвесторов будут построены межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие комплексы (МОЭК) с размещением мусоросортировочных станций, которые обеспечат возврат в экономику до 1 млн тонн вторсырья, рекультивацию и возврат в хозяйственный оборот до 400 га нарушенных земель. В рамках программы с 2014-го по 2020 год предусмотрено свыше 5,5 млрд рублей, из них большая часть — порядка 4 млрд рублей — из внебюджетных источников. МЭОК будет восемь (Мясниковский, Новочеркасский, Неклиновский, Красносулинский, Сальский, Волгодонский, Морозовский и Миллеровский). Органы местного самоуправления по решению правительства РО должны определить в рамках генеральных схем очистки своих территорий одну свалку, лицензированную, обустроенную в соответствии с природоохранным законодательством, куда и будут вывозиться отходы до ввода в эксплуатацию МЭОК. Остальные свалки будут законсервированы с последующей их рекультивацией.
Авторы: Игорь Голота