Владимир Добровольский: «Отечественное машиностроение должно научиться предлагать качественный продукт за адекватные деньги»

В течение 2012 г. рынок спецтехники замедлялся. При этом наибольшую отрицательную динамику продаж показало отечественное производство

08.03.2013
Яндекс.Дзен Instagram
«В сегменте дорожно-строительной техники динамика продаж полностью отражает и объемы производства. На склад производители предпочитают не работать», — рассказывает директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании, вице-президент Союза производителей строительно-дорожной техники Владимир Добровольский. По его словам, в течение 2012 г. рынок спецтехники замедлялся. При этом наибольшую отрицательную динамику продаж показало отечественное производство, а реализация иностранной техники российской сборки выросла на 22%.

— По итогам первого квартала рост рынка дорожно-строительной техники составил более 7%, за полугодие — 5%, а по итогам 9 месяцев — 2,7%. Объем реализации техники, по данным экспертов, за этот период составил 33 тыс. единиц. Также стоит отметить, что отрицательную динамику показали отечественные производители техники — по сравнению с 2011 г. их продажи упали более чем на процент. Зато значительный рост продаж показала иностранная техника российской сборки — плюс 22%. Спросом пользовались самосвалы IVECO, самосвалы и экскаваторы Komatsu, экскаваторы CAT. Однако их доля на рынке пока лишь немного превышает 2%. По объемам производства самыми быстрорастущими сегментами рынка дорожно-строительной техники по итогам первых трех кварталов 2012 г. стали автобетоносмесители и краны. Рост составил почти 50% и 33% соответственно. Наибольший спад был отмечен в производстве автогрейдеров и бульдозеров.

Иностранные производители все больше теснят отечественных. Продажи импортной техники доминируют в общем объеме рынка и по итогам 2012 г. занимают долю более 60%. Около 35% рынка приходится на российскую технику, менее 3% — на иностранную технику отечественной сборки. Необходимо отметить, что речь идет о количестве продаж в единицах техники, если брать сумму сделок, разрыв будет еще больше. Иностранную технику выбирают в первую очередь крупные компании, для которых решающую роль играет не цена машины, а стоимость нормо-часа, включающая в себя также затраты на обслуживание, расход топлива и т.д. По этому показателю известные иностранные производители обычно опережают российских. Также для многих компаний важен тот факт, что остаточная стоимость иностранной техники выше и ее проще перепродать. Вступление России в ВТО теоретически должно привести к некоторому снижению стоимости техники иностранного производства, что выгодно для потребителей. Тем не менее утилизационный сбор нивелирует снижение таможенных пошлин, что хорошо для отечественных производителей. Об этом говорят очень много, поэтому интереснее другое — по какому пути идти российскому производству, чтобы протекционистские меры носили лишь временный характер.

Думаю, все мы на разных примерах знаем, что дешево и хорошо одновременно никогда не бывает. Увы, российские потребители привыкли, что отечественная техника должна стоить дешево, поэтому местные производители в основном стараются держать свою продукцию в низком ценовом сегменте. Важнейшая задача, стоящая перед отечественным машиностроением, — научиться предлагать качественный продукт за адекватные деньги. Сегодня у российских производителей недостаточно средств, чтобы делать значительные вложения в НИОКР. Я считаю, что в этом им должно помочь государство. Посредством внедрения новых технологий будет уменьшена стоимость владения техникой, что позволит конкурировать с иностранными компаниями на равных. Также необходимо развивать сервисную составляющую, ценность которой нельзя приуменьшать. Отчасти именно из-за нее сегодня отечественная техника удерживает позиции на российском рынке. Еще один путь развития отечественного автопрома — создание совместного производства с иностранными компаниями. В любом случае очень важно, чтобы потребители тоже не были забыты, так как проблема модернизации технических парков дорожных предприятий по-прежнему стоит остро.
Авторы: Марина Клочкова