Андрей Шорец: «Сотрудничество между коммунальщиками стран-партнеров ЕЭП год от года крепнет»

С 1 января 2012 года Россия, Казахстан и Беларусь вступили в Единое экономическое пространство с целью усиления интеграции на постсоветской территории

03.02.2013
Яндекс.Дзен Instagram
С 1 января 2012 года Россия, Казахстан и Беларусь вступили в Единое экономическое пространство с целью усиления интеграции на постсоветской территории. «Для сферы ЖКХ очень важна возможность обмена опытом между специалистами стран постсоветского пространства, в том числе в вопросах применения энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии, которые сегодня актуальны в Беларуси», — считает министр ЖКХ Республики Беларусь Андрей Шорец. В интервью «Вестнику» глава белорусского ведомства рассказал, как удалось наладить хорошие контакты с партнерами из государств-членов Таможенного союза и реализацию проектов частно-государственного партнерства в сфере обращения с отходами и в ВКХ.

— Андрей Викторович, модернизация ЖКХ сегодня идет на территории всех стран-партнеров ЕЭП. Какие направления партнерства с коллегами из стран-партнеров вы считаете наиболее приоритетными в ближайшие годы?


— Для сферы ЖКХ очень важна возможность обмена опытом между специалистами стран постсоветского пространства, в том числе в вопросах применения энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии, которые сегодня актуальны в Беларуси. Одной из первых организаций системы белорусского ЖКХ, на деле ощутившей эффект межгосударственного сотрудничества, стало УП «Белкоммунпроект». Специалисты этого предприятия активно участвуют в реализации казахстанской госпрограммы «Ак Булак» — аналога нашей госпрограммы «Чистая вода». Сотрудники УП «Белкоммунпроект» разрабатывают технико-экономическое обоснование развития систем водоснабжения и канализации в таких городах Казахстана, как Усть-Каменогорск, Аральск, Атбасар, Аркалык, Щучинск, Житикара и Степногорск.
Свой выбор на белорусских проектировщиках казахская сторона остановила по двум причинам. Во-первых, мы смогли предложить им более низкие цены, чем россияне. Во-вторых, качество наших проектов до сих пор очень высоко ценится на всем постсоветском пространстве.
В последнее время нам удалось наладить хорошие контакты с партнерами из государств-членов Таможенного союза. К примеру, заключен договор с российскими атомщиками на проектирование объектов ВКХ, которые обеспечивают станцию в Островце хозяйственно-питьевой водой. Подготовлен проект договора на проектирование системы технического водоснабжения. А это серьезная и очень ответственная работа.
В 2012 году наше министерство посетила казахстанская делегация во главе с заместителем председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и ЖКХ Владиславом Галиевым. Отрадно, что достигнута предварительная договоренность между нашими ведомствами о дальнейшем участии белорусских специалистов в реализации госпрограммы по модернизации объектов казахстанского ЖКХ. Речь шла также о проектировании объектов теплового хозяйства и объектов по управлению коммунальными отходами. Одним словом, сотрудничество между коммунальщиками стран-партнеров ЕЭП год от года крепнет, принося взаимовыгодную пользу всем сторонам.

— Сегодня в Беларуси одно из важнейших направлений работы служб жилищно-коммунального хозяйства — расширение системы раздельного сбора коммунальных отходов и модернизация водопроводно-канализационного хозяйства. Планируется ли реализация проектов частно-государственного партнерства в этой сфере?

— В Республике Беларусь сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) организован во всех населенных пунктах, дачно-садовых товариществах и кооперативах в основном силами организаций ЖКХ. С начала 2000-х годов проводится работа по расширению системы раздельного сбора ТКО. Если в 2003 году охват городского населения раздельным сбором составлял 3,8%, то в настоящее время — 84%. При этом в многоэтажной жилой застройке городов охват населения раздельным сбором ТКО составляет 100%. Сбор вторичных материальных ресурсов (ВМР) из коммунальных отходов, кроме применения раздельного сбора в контейнеры, осуществляется и путем закупки у населения и юридических лиц вторсырья через сеть комплексных приемных пунктов, а также за счет сортировки части смешанных коммунальных отходов на сортировочных станциях и линиях. В 2006-2011 гг. построено шесть крупных предприятий в городах Брест, Барановичи, Гомель, Могилев, Новополоцк, Минск, занимающихся сортировкой ТКО. Опыт их работы показывает, что объем извлечения ВМР, пригодных к повторному использованию, из смешанных коммунальных отходов составляет не более 15-17% общего объема отходов, остальной объем образует балластную часть и вывозится на захоронение на полигоны. Переработка оставшейся балластной части отходов предусмотрена пока только на двух предприятиях: в Бресте — сбраживание органической фракции для получения биогаза и выработки тепловой и электрической энергии; в Могилеве — ферментация органической фракции по технологии вермикультивирования (переработка органики с применением культур червей) с получением почвогрунтов. В целом по республике сбор (заготовка) макулатуры, стеклоотходов, отходов полимеров, текстиля, изношенных шин и т.д. составляет около 15% от годового объема образования ТКО.
Анализ зарубежного опыта показывает, что на современном этапе социально-экономического развития для достижения в Республике Беларусь уровня использования ТКО более 30% от объема их образования потребуются не только значительные капитальные вложения, но и большие эксплуатационные затраты, что приведет к росту тарифов для населения и юридических лиц в десятки раз.

Поэтому на период до 2015 года предполагается завершение строительства объектов сортировки и переработки коммунальных отходов во всех крупных городах республики (с населением более 100 тыс. человек), не имеющих в настоящее время подобных производств — это шесть объектов в городах Витебск, Орша, Гродно, Солигорск, Борисов, Слуцк, и расширение имеющихся предприятий в Могилеве и Минске. Ввод в эксплуатацию пяти объектов планируется реализовать за счет привлечения средств иностранных инвесторов, еще одного объекта — за счет привлечения займа Всемирного банка. Все это позволит обеспечить сортировку и переработку ТКО в целом в объеме не менее 1 млн т в 2015 г. (около 30% объема образования).

Для привлечения инвесторов в данную сферу планируется устанавливать дифференцированные тарифы за переработку ТКО в тех городах, где создаются производства по переработке ТКО. Тарифы по услугам, связанным с обращением с ТКО, устанавливаются местными органами управления (облисполкомами и Минским горисполкомом). В Беларуси начата реализация проектов частно-государственного партнерства в сфере обращения с отходами и в водопроводно-канализационном хозяйстве. В 2010 г. создано совместное ООО «Ремондис Минск» с инвестициями немецкой компании «Ремондис Интернешнл ГмбХ» в размере $ 4,5 млн, которое в настоящее время осуществляет сбор и вывоз отходов от 40% жилищного фонда Минска. На полигоне для захоронения ТКО «Тростенец» (Минск) введено 2 МВт электрогенерирующих мощностей, использующих «свалочный» газ, извлекаемый из тела полигона. Австрийская фирма ТelDaFax вложила в этот проект 5,3 млн евро. Ведется проработка проекта строительства биогазового комплекса на очистных сооружениях Минска с привлечением финансирования немецкой фирмой STRABAG. Строительство биогазовых комплексов на полигонах для захоронения коммунальных отходов и очистных сооружениях канализации и в дальнейшем планируется осуществлять за счет привлечения иностранных инвестиций в рамках реализации проектов частно-государственного партнерства.

Продолжение интервью с министром ЖКХ Республики Беларусь — в следующем номере Отраслевого журнала «Вестник».
Авторы: Евгений Милославский