Игорь Слюняев: «Выделено по четыре приоритета в жилищной и коммунальной сферах»

Выступая 12 декабря с посланием к Федеральному Собранию, президент Владимир Путин заявил, что одной из первоочередных задач государства является решение жилищной проблемы

01.01.2013

Выступая 12 декабря с посланием к Федеральному Собранию, президент Владимир Путин заявил, что одной из первоочередных задач государства является решение жилищной проблемы. Основным инструментом станет госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», разработанная Минрегионом РФ и утвержденная 30 ноября правительством. В нее включены несколько подпрограмм, а также две федеральные целевые программы — «Жилище» и «Чистая вода». Реализация программы предусмотрена в три этапа с 2013-го по 2020 год с общим объемом финансирования около 2 трлн рублей, объявил глава Минрегиона РФ Игорь Слюняев.

Приоритеты в жилищной сфере
В жилищной сфере выделяется четыре ключевых приоритета. Первый — снижение стоимости 1 кв. м жилья, в том числе путем увеличения объемов строительства жилья экономкласса. Сегодня структура себестоимости жилья такова, что объем издержек, не связанных напрямую со строительством, превышает, по оценкам экспертов, 30%. К наиболее затратным участники рынка относят стоимость земли, инженерную инфраструктуру, плату за техническое присоединение, короткие сроки и высокую стоимость кредитов для застройщиков. Снятие этой нагрузки мы рассматриваем как основание для снижения стоимости жилья на 20-25% — ниже цены первичного рынка. Проведенный анализ показал, что в этом случае стандартный ипотечный платеж окажется доступным примерно для 15 млн семей.

Государственной программой предусмотрено три этапа реализации мероприятий по строительству жилья экономкласса. 2013 год — реализация пилотных проектов на наиболее подготовленных площадках. 2014-2015 годы — строительство на площадках, требующих предварительной инженерной подготовки, в рамках инвестиционных программ естественных монополий и ресурсоснабжающих организаций. 2016-2017 годы — строительство на площадках, подготовка которых требует существенной дополнительной проработки. Для начала реализации проектов отобрано семь пилотных регионов (Омская, Челябинская, Самарская и Ярославская области, Ставропольский и Пермский края, Республика Татарстан). Финансирование предполагается осуществить на рыночных условиях за счет кредитования застройщиков банками в объеме до 120 млрд рублей и ипотечного кредитования граждан в объеме 600 млрд рублей — по 120 млрд в течение пяти лет. Операторами готовы выступить АИЖК, крупные банки, в том числе с государственным участием, и другие. Ввод жилья экономкласса за первые пять лет реализации только этого проекта составит не менее 25 млн кв. м.

Второй приоритет — развитие рынка доступного арендного жилья для граждан, имеющих невысокий уровень доходов. Рынок арендного жилья планируется развивать в двух сегментах — коммерческого и некоммерческого использования.

Третий приоритет — поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют возможности накопить средства для приобретения нового жилья. Основной формой поддержки здесь станет предоставление социальных выплат на приобретение жилья, строительство индивидуального жилья.

Четвертый приоритет — совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе через механизмы ипотечного кредитования. Предполагается снижение процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам, увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования до 868 тыс. кредитов в год в 2020 году.

Приоритеты в коммунальной сфере
В сфере ЖКХ определены также четыре основные задачи. Первая — создание условий для увеличения объема капремонта и модернизации жилищного фонда. Проблема недоремонта МКД затрагивает интересы более 80% россиян: он оборачивается избыточным потреблением ресурсов. Минрегион подготовил проект закона о капремонте многоквартирных домов (МКД). Он предусматривает два способа организации капремонта по выбору собственников. Первый — это накопление взносов на специальном счете МКД. Такие счета открывают ТСЖ, жилищный кооператив, управляющая организация, региональный оператор или один из собственников. Сохранность средств обеспечивается особым статусом счетов. Второй — перечисление средств оператору региональной системы капремонта, который принимает на себя обязательство проведения ремонта в соответствии с региональной программой, в объемах и сроки, установленные ею. За сохранность средств собственников несет ответственность субъект Федерации.

Законопроект допускает возможность выхода собственников из общей системы накопления средств. Документ позволяет создать правовые основы для полного решения проблемы капремонта жилья. Через пять-семь лет возможно будет перейти к нормативным объемам капремонтов в стране, а к 2035 году — полностью ликвидировать накопленный объем недоремонтов в жилом фонде. Вторая задача — повышение качества коммунальных услуг, в том числе через формирование их экономически обоснованной стоимости, совершенствование инвестпрограмм работающих в отрасли компаний. Третья задача — стимулирование регионального рационального потребления коммунальных услуг. Она предполагает переход к установлению социальных норм потребления на коммунальные услуги на уровне эффективного энергопотребления при усилении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Четвертая задача — обеспечение городов и поселков качественной питьевой водой. Сегодня коммунальная инфраструктура России находится в удручающем состоянии: более 55% сетей и сооружений отслужили нормативный срок, 30% из них — в аварийном состоянии.

В последние годы государство начало предпринимать серьезные шаги для исправления ситуации. С 2011 года реализуется ФЦП «Чистая вода». В нынешнем году проведен конкурсный отбор региональных программ, претендующих на получение субсидий в рамках ФЦП. Успешно прошли отбор 29 субъектов Федерации, общий объем финансирования — 3 млрд рублей.

С 1 января 2013 года вступает в силу ФЗ «О водоснабжении». До конца 2012-го будут подготовлены все необходимые нормативно-правовые акты, которые позволят отрасли «перезапуститься». Ведется работа над проектами законов о тарифном регулировании и о концессиях. В результате их принятия ожидается переход на долгосрочное тарифное регулирование, отказ от установления предельных уровней тарифов на федеральном уровне начиная с 2016 года, обязательное проведение конкурсов на право управления системами коммунальной инфраструктуры с определением четких требований к собственникам и инвесторам. Цель всех этих документов — кардинально повысить привлекательность отрасли для инвесторов.
Авторы: Никита Логвинов