О больших трудностях ВКХ малых городов

Осуществлять деятельность в период реформирования отрасли ЖКХ сектору ВКХ трудно: предприятия работают в круглосуточном непрерывном режиме

11.02.2012
Яндекс.Дзен Instagram
Цель реформ — перевод отрасли на самоокупаемость. При этом услуги водоснабжения и водоотведения будут недоступны населению в принципе. Особенно это коснется многоэтажной застройки малых городов, сельских поселений, где преобладает индивидуальная застройка. Потому что единственный источник получения доходов в ВКХ и способ возврата инвестиций — тариф.

Однако для инвесторов отрасль непривлекательна. Основные фонды изношены на 70%. Срок окупаемости инвестиций — до 10 лет. При этом тариф должен возрасти до 60%. Бюджеты поселений численностью до 100 тысяч жителей ничтожно малы. Доходы организаций от дополнительных платных услуг незначительны. Застройщики требуют готовую инфраструктуру — за их счет финансовое положение не улучшить. Доходы населения здесь в разы меньше, чем в мегаполисах. Однако отрасль приравнена к коммерческим структурам, и на нее распространяются действующие противоречивые законы. Например, поселок снабжается водой из скважины производительностью 20 кубометров в час. Доходы от реализации — 513 тыс. рублей в год. Для оформления лицензии, разработки проекта санитарных зон и мониторинга необходимо 900 тыс. рублей. Без этих документов штраф водоснабжающей организации — 1 млн рублей. Несвоевременная оплата (день просрочки) за загрязнение окружающей среды в сумме 30 тыс. рублей влечет штраф в 500 тыс. рублей. А население введено в заблуждение тем, что цены поднимают службы ЖКХ. Хотя повышение цен на услуги ВКХ напрямую связано с ростом цен на электроэнергию, газ, уголь и т.д. Помимо того, в тарифы включены налоги и неналоговые отчисления.

Как можно в строго регулируемом тарифе на воду иметь составляющую с долей 40-60% нерегулируемой, а иногда непредсказуемой цены на электроэнергию? Нас заверили, что цены на электроэнергию сохранятся до 1 июля 2012 г. С этого момента проиндексированы тарифы на воду. Но в счетах за январь 2012 г. сбытовая компания информирует, что согласно временному регламенту цена за январь — февраль будет опубликована на сайте не ранее 31.03.2012 г., после чего будет сделан перерасчет. Это произвол, прямое использование доминирующего положения на рынке!

Коснусь налогообложения. Потребитель, оплачивая тариф, например, 19 руб. за кубометр воды, требует соответствующего качества, не ведая о том, что услуга будет предоставлена всего на 14 руб., так как 2 рубля уйдут в федеральный бюджет (НДС) и 3 руб. — в Пенсионный фонд. Предприятию на обновление основных фондов и модернизацию производства ничего, кроме убытков, не остается. Получается, что население и через налоги, и через тарифы формирует госфонды, в то время как государство отказывается от финансирования отрасли, переводя ее на самоокупаемость. В этой ситуации остается выживать, но и не стоять на месте, а в свете требований заниматься перевооружением, переходить на энергосберегающие технологии. На примере МУП «Водоканал» г. Лабинска скажу, что многое зависит от слаженной работы и энтузиазма коллектива. В любую погоду, в любое время суток по первому зову рабочие, ИТР приходят на помощь горожанам. Уверенность в нас вселяет помощь руководителя департамента ЖКХ края Александра Волошина и его специалистов, которым особая благодарность. При поддержке Александра Волошина и депутата ЗСК Ивана Артеменко предприятию, находящемуся в тяжелом финансовом положении, удалось привлечь 15 млн руб. средств бюджета края, которые потрачены на модернизацию системы обеззараживания питьевой воды и капремонт водозаборных сооружений. Также мы вошли в краевую программу улучшения водоснабжения, что позволит сэкономить до 30% электроэнергии в год (10 млн руб.) при существующих ценах.

Автор статьи - Надежда Финогенова, директор МУП «Водоканал» г. Лабинска.