Благоустройство на Дону по единым стандартам

До 1 июня 2012 г. необходимо ввести единые стандарты благоустройства во всех муниципальных образованиях Ростовской области

31.03.2012
Яндекс.Дзен Instagram

Вопрос благоустройства с недавних пор является предметом особого внимания со стороны официальных властей всех уровней. Эта всеобъемлющая тема включает в себя целый комплекс мероприятий, от которых зависит развитие территорий муниципальных образований и привлечение инвестиций, повышение уровня комфортности проживания граждан, улучшение санитарно-экологической обстановки. О том, как Ростовская область после установления новых правил игры в благоустройстве реализует их на местном уровне, дискутировали участники круглого стола, состоявшегося в марте в конференц-зале Торгово-промышленной палаты Ростовской области.

В рамках круглого стола с представителями сферы ЖКХ Ростовской области, Законодательного собрания РО, надзорных инстанций речь шла прежде всего о реализации полномочий органов местного самоуправления по благоустройству территорий области, установлении соответствующих норм и правил, предусмотренных ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ». По словам участников круглого стола, сам закон и ноябрьские изменения в статьи 14 и 16 заметно облегчили процесс разграничения деятельности в обозначенной сфере между муниципалитетами и внесли определенную ясность в то, какими же должны быть эти стандарты. Следует отметить, что разработки в этом направлении в Ростовской области велись еще с осени 2010 года, фактически за год до принятия Министерством регионального развития РФ приказа № 613, определяющего методику внедрения соответствующих норм и правил.

Рекомендации, направленные главам муниципальных образований, как впоследствии оказалось, на 90% соответствовали новым требованиям, объявленным Минрегионом России в декабре. Информационный сайт Административной инспекции Ростовской области www.airo.donland.ru, выступающей в качестве контролирующего органа исполнительной власти по выявлению, предупреждению административных правонарушений в сфере благоустройства, содержит более 40 нормативных документов и фотографий, на которые следует ориентироваться в реализации своих полномочий по организации мероприятий благоустройства органам местного самоуправления. «Мы создали правовой инструмент, которым могут пользоваться органы местного самоуправления при составлении протоколов по выявлению нарушений правил БУ и для контроля организационных работ, — рассказал присутствующим начальник Административной инспекции Леонтий Сляднев. — Нельзя решить вопрос благоустройства, полностью не разобравшись в нем. Даже соблюдение норм санитарного состояния требует разработки генеральных схем очистки территорий, которая дает ответы на экономические, организационные, технические вопросы. Сегодня по этому принципу работает уже 11 территорий. Разрабатывается также схема генеральной очистки всей Ростовской области. Большие комплексные системные мероприятия проходят на разных уровнях. До 1 июня перед нами стоит серьезная задача — ввести единые стандарты благоустройства и, самое главное, осмыслить их». На примере Батайска, одного из лидеров в вопросах благоустройства среди муниципальных образований Ростовской области, главная тема мероприятия рассматривалась с точки зрения существующего примера, который наглядно демонстрирует действие федерального закона на местном уровне, его эффективность и слабые места. По словам начальника Управления ЖКХ г. Батайска Вячеслава Покусаева, несмотря на выработанный за два года устойчивый системный подход к решению поставленных задач в сфере благоустройства, существует ряд проблем, которые требуют законодательной поддержки. В первую очередь это проблема вывоза ТБО, несанкционированных свалок. «Много таких домовладений, которые не заключают с подрядчиками договор на вывоз ТБО, и механизма принуждения к этому не существует. Мы проводим работу с населением, но процесс оставляет желать лучшего. Для ликвидации несанкционированных свалок, зачистки непредназначенных территорий приходится тратить бюджетные деньги, — поделился Вячеслав Покусаев. — С юридической точки зрения, также слабо прописаны условия обслуживания и содержания прилегающих территорий».

И.о. директора Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону Иван Гудзенко подчеркнул, что на примере отдельных городов можно рассматривать проблемы, которые встречаются практически на всей территории страны и от которых невозможно избавиться за один день. «Помимо основных трудностей с составлением протоколов административной ответственности в районных управлениях и соблюдения правил благоустройства, нам приходится решать вопросы размещения оборудования площадок для мусорных контейнеров в густонаселенном центре города. С этой целью мы разработали схему генеральной очистки. Выработали достаточно продуманный вариант технического задания, который согласован с правительством области и утвержден тремя научно-исследовательскими институтами. Надеемся, что с реализацией проекта удастся закрыть эту тему на ближайшие несколько лет», — сообщил Иван Гудзенко. В ходе встречи участники обсуждения пришли к единому мнению, что в процессе укрепления законодательно-правовой базы в направлении благоустройства еще возникает множество нюансов, которые необходимо изучать и искать пути их разрешения. Так, например, после принятия поправок в ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления представители управляющих компаний предложили более конкретно обозначить меру ответственности за объекты благоустройства, их внешний облик. Руководитель УК ООО «ЖКХ» Владимир Арцыбашев убежден, что применить меры воздействия к юридическому лицу за нарушение архитектурной целостности фасада здания гораздо проще, чем к собственникам конкретной квартиры. По опыту европейских стран должны быть разработаны и утверждены стандарты, при несоблюдении которых управляющая компания сможет привлечь собственника к административной ответственности.

Среди наиболее острых проблем муниципальных образований старший прокурор Прокуратуры Ростовской области Андрей Безуглов выделил санитарное состояние дорог, дворов, внутриквартальных территорий. Все существующие сегодня вопросы в сфере благоустройства, по его мнению, главы органов местного самоуправления должны научиться решать на местном уровне, без постоянного вмешательства со стороны областного правительства.

Одним из поводов для серьезного разговора в ходе круглого стола стала тема правового регулировании порядка содержания отлова бездомных животных, бесконтрольная популяция которых является следствием многих факторов, в том числе и появление несанкционированных свалок на территории населенных пунктов. «Необходимо прежде всего разобраться во всех тонкостях существующего законодательства, — отметил заместитель министра ЖКХ Ростовской области Шамиль Вальшин. — С этой точки зрения в настоящее время ни один из нормативно-правовых актов не предусматривает в числе полномочий субъектов РФ отлов безнадзорных животных, не относит его к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, не возлагает непосредственно на органы исполнительной власти субъектов Федерации обязанность по установлению порядка отлова и содержания таких животных, но вместе с тем законодательство не исключает возможность осуществления данных функций органами местного самоуправления». Согласно внесенным в 131-й закон о благоустройстве территорий изменениям, отлов бродячих животных рекомендуется осуществлять специализированным организациям по договорам с администрациями муниципальных образований и в пределах средств, предусмотренных бюджетом. За любое нарушение правил по отлову безнадзорных животных будут применяться меры административной ответственности. Также в настоящее время в Государственной Думе РФ подготовлен ко второму чтению проект ФЗ об ответственном обращении с животными, который разграничит полномочия, в том числе по отлову бродячих животных, между органами государственной власти, субъектами РФ и органами местного самоуправления. В продолжение темы ведущий специалист Управления государственной ветеринарной службы Ростовской области Алексей Васильев высказался в поддержку появления ФЗ, который бы разграничивал полномочия среди муниципалитетов и предусматривал административную ответственность за несоблюдение норм и правил по содержанию животных для их владельцев. По официальным данным, в Ростове-на-Дону ежегодно отлавливается порядка 13 тыс. бродячих собак и кошек. Мегаполис, по мнению специалистов, является хорошей кормовой базой, что провоцирует миграцию бездомных животных с прилегающих территорий. К тому же в городе не действует закон обязательной регистрации домашних питомцев, предусматривающий наличие единой базы данных. В результате ветеринарные службы не имеют информации об обязательной вакцинации животного и, соответственно, ничего не знают о его дальнейшей судьбе.

Начальник Административной инспекции Ростовской области Леонтий Сляднев подвел итоги встречи, сообщив, что в программу оценки эффективности работ местного самоуправления, в том числе и в сфере правового регулировании порядка содержания отлова бездомных животных, планируется ввести пункт «Пропаганда надзорной деятельности в сфере благоустройства, надлежащего содержания объектов и производства работ среди населения». Это проведение мероприятий в школах, населенных пунктах, создание рекламных материалов, организация пресс-конференций, встреч со СМИ. «Сегодня необходимо формировать общественное мнение, привлекать широкий круг людей к решению важных для области вопросов, что мы и делаем при информационной поддержке ИД «МедиаЮг», — резюмировал руководитель Административной инспекции Ростовской области.

Авторы: Оксана Петренко