Как организовать эффективную систему управления МКД?

ООО УО «Гармония» внедрило в деятельность новый подход к управлению

04.04.2012

О современном подходе к решению вопросов ЖКХ рассказал Александр Репало, генеральный директор ООО УО «Гармония».

— Сегодня на рынке управления МКД сложилась ситуация, которую необходимо менять: игнорировать собственника уже не получится — он является клиентом и, оплачивая жилищно-коммунальные услуги, вправе требовать качественного обслуживания. Другое дело, что тарифы на содержание и ремонт жилья из года в год остаются на одном уровне. Это так называемый муниципальный тариф, утвержденный несколько лет назад, и его размер зачастую не дает возможность качественно содержать жилые дома. Например, в небольших домах данный тариф позволяет обслуживать лишь инженерные сети, да и то в аварийном режиме. Изучая опыт западных стран, можно заметить, то величина ежемесячного платежа на содержание жилого дома составляет

50-70% от суммы платежей за услуги ЖКХ, тогда как у нас 10-30%. Поэтому рынок домоуправления развивается медленно. С одной стороны, жители не привыкли оплачивать полностью содержание своего имущества. С другой — непорядочность некоторых УК, которые не заинтересованы в качественном обслуживании! Мы решили отказаться от существующего подхода в отношениях между управляющими компаниями и жителями и пошли по пути создания модели управления МКД, ориентированной на собственников — наших клиентов. Приоритетным принципом модели стала прозрачность. Мы отказались от муниципального тарифа оплаты содержания и ремонта жилищного фонда и каждому дому присвоили индивидуальный тариф. Основой для его формирования стало обследование конструктивных элементов домов, инженерных систем, кровли и т.д., а также планирование затрат, необходимых каждому конкретному дому согласно полученным результатам обследования. Более того, дополнительно предложили собственникам создать резервный накопительный фонд дома, который позволит оперативно решать возникающие ситуации затратного характера.

Сегодня ни для кого не секрет, как работают многие УК: лицевой счет дома формируется в лучшем случае один раз в полгода, а все остальное время компании пользуются финансами всех МКД. Наша компания сразу отказалась от такого подхода. Лицевые счета наших МКД формируются ежемесячно, что позволяет спланировать текущие затраты, предусмотреть непредвиденные расходы и в режиме реального времени контролировать финансовые накопления. Все эти меры, а также внедрение современных технологий по управлению и обслуживанию МКД позволяют выстраивать качественно новые взаимоотношения с собственниками.

Огромную роль в работе УК играют платежи жителей. В результате работы с неплательщиками выяснилось, что среди должников оказались не социально деградирующие индивидуумы, а весьма обеспеченные люди, которые воспользовались ситуацией бесконтрольности в последние годы и «якобы» забывали оплачивать услуги ЖКХ. Но все неплатежи приводят к тому, что у УК создаются долги перед поставщиками коммунальных ресурсов. Усугубляется это и тем, что, являясь исполнителем услуг, УК бесплатно передает все коммунальные ресурсы собственникам, а по сути за средства жителей выполняет для ресурсоснабжающих организаций роль абонентских отделов и служб по сбору денег. Сегодня любой монополист обладает большой юридической мощью и диктует свои условия на рынке поставки ресурсов. Противостоять этому может только единая позиция управляющих. Я вижу один выход — в объединении УК в некие партнерства с целью решения проблем. Только совместная работа по решению накопленных вопросов и проблем сможет дать положительный результат!

344022 г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 32, тел.: (863) 227-70-20.