На волне роста

Финансирование спецтехники отвоевывает прежние позиции

04.04.2012
Яндекс.Дзен Instagram
В посткризисный период лизинг специальной техники стал одним из быстрорастущих сегментов. За последние три года его доля в общей структуре рынка выросла с 5% до 8%. Наибольшую динамику показал лизинг строительной и дорожно-строительной техники. Эксперты прогнозируют, что в 2012 году рынок продолжит расти, но вряд ли продемонстрирует показатели прошлого года.

По результатам ежегодного проекта профессора Высшей школы экономики Виктора Газмана «Лизинг России», доля лизинга спецтехники в 2011 году составила 8,2%, а объем нового бизнеса достиг более чем 100 млрд рублей. Некоторые участники рынка разделяют мнение эксперта и отмечают, что в прошлом году количество заключенных сделок в их компаниях выросло практически в два раза.

По словам руководителя Южного дивизиона компании «Интерлизинг» Игоря Тисленко, основным спросом в этом сегменте пользовалась дорожно-строительная, землеройная, а также подъемная техника. Аналитик ООО «Ресо-Лизинг» Артур Деликадо добавляет, что доля строительной техники (включая строительную спецтехнику на колесах) в структуре всего рынка достигла 6%: «Наибольшей популярностью как среди крупных организаций, так и небольших частных компаний, работающих в сфере малого и среднего бизнеса, пользовалась спецтехника и автокраны. Заметный спрос был и на погрузчики, их доля составила 0,6%». Динамичное развитие рынка лизинга спецтехники в России, и в частности на Юге, эксперты связывают с отсутствием резких скачков в экономике. «Многие предприятия смогли возобновить свои инвестпроекты, отложенные на период кризиса. Лизинговые компании стали охотнее идти на заключение новых сделок, так как появился свободный доступ к заемным ресурсам банков», — поясняет экс-директор по развитию филиальной сети ООО «Экстролизинг» Елена Деникина.

На Юге основной вектор роста рынка задало строительство олимпийских объектов, а также выход из кризисного состояния рынка жилищно-гражданского строительства, отмечает Игорь Тисленко. По мнению директора ООО «ЮРТО-ТРАК» (официального дилера RENAULT TRUCKS) Павла Асташова, затишье в кризис, и как следствие, износ основных средств заставил рынок оживиться в геометрической прогрессии. «Первый квартал 2011 года кардинально отличался от третьего и четвертого. Активное вливание инвестиций в строительство, медленный, но устойчивый рост ставок по кредитам, а также дефицит специальных программ по спецтехнике в банковском секторе привели к наплыву клиентов в лизинговые компании», — комментирует г-н Асташов. Замдиректора ростовского филиала ГК «Балтийский лизинг») Максим Никитин отмечает, что из-за начавшегося роста рынка еще в конце 2010 года и достаточно дешевых ресурсов многие компании смогли снизить процентные ставки по лизинговым контрактам, тем самым подогрев интерес к лизинговым услугам. «Наши клиенты могли получить оборудование, транспортные средства в лизинг со среднегодовым удорожанием имущества от 6 до 10%», — говорит он. Эксперты признают, что, несмотря на динамичное развитие лизинга спецтехники, в 2011 году острее стала ощущаться конкуренция на этом рынке. «В течение года шло активное развитие филиальной сети лизинговыми компаниями. В дальнейшем будет наблюдаться тенденция к сокращению мелких игроков на рынке лизинга. Возможно доминирование госкомпаний и компаний, относящихся к крупным корпорациям», — говорит Артур Деликадо.

Еще одной тенденцией рынка лизинга спецтехники можно назвать активное развитие ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) в данном сегменте. Как отмечает директор по развитию ГК «Альфа Лизинг») Иван Перелешин, по результатам прошлого года ГТЛК, скорее всего, займет доминирующие позиции в сегментах строительной, дорожно-строительной и прочей спецтехники. Это соответствует и общим тенденциям рынка лизинга, где по результатам 2011 года на долю нескольких гос- и окологосударственных компаний приходится около 60% нового бизнеса. По данным РА «Эксперт», в течение 2010-2011 гг. особенно активно развивались компании с госучастием, такие как «Сбербанк-Лизинг», «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг». Рынок лизинга спецтехники в 2011 году также характеризовался активным возобновлением предложения розничных продуктов. «Спецтехника ожила вслед за автолизингом благодаря возросшему после кризиса аппетиту к риску лизингодателей. Развитие этого сегмента подстегивают и новые программы оперативного лизинга, — комментирует Иван Перелешин. — Новые продукты предусматривают заключение договора аренды с опционом о покупке техники в конце срока лизинга. Эта форма довольно популярна среди лизингополучателей, так как позволяет приобретать технику под резко растущие объемы или под контракт, при этом имея более мягкие требования по финансовому состоянию со стороны кредитора, а вопрос о приобретении техники лизинговая компания предлагает отложить на 6-12 месяцев». Перспективы развития рынка в 2012 году эксперты оценивают неоднозначно. Некоторые сходятся во мнении, что при сохранении деловой активности спрос на спецтехнику сохранится на уровне 2011 года. При этом они принимают во внимание ряд факторов, которые могут негативно повлиять на развитие рынка. Прежде всего это связано с нестабильностью на мировых финансовых рынках. «Увеличение количества клиентов и объемов сделок могут показать как сегменты-фавориты — строительная, дорожно-строительная техника, так и сегменты с/х техники, оборудования для пищевой и металлообрабатывающей промышленности. Но эта перспектива возможна при стабильной ситуации на финансовых рынках и отрицательных прогнозах перехода страны в фазу экономического кризиса», — говорит Максим Никитин. «Мы прогнозируем рост рынка лизинга в 2012 году на 20%. Изменения возможны, если отменят ускоренную амортизацию. В этом случае рост рынка может замедлиться либо ощутить стагнацию», — отмечает Артур Деликадо. Вместе с тем Иван Перелешин уверен, что с точки зрения перспективы роста у лизинга сейчас довольно большие возможности. «Если принять во внимание хотя бы тот факт, что доля лизинга в ВВП развитых стран составляет от 3 до 6%, то по итогам 2011 года наш рынок едва перевалил за 2%, поэтому он может вырасти в несколько раз уже в ближайшие несколько лет», — говорит он.

Авторы: Марина Клочкова