Чтобы никогда не иссяк колодец

Форум «ЭКВАТЕК-2012», прошедший в Москве, стал еще одним шагом на пути совершенствования водно-хозяйственного комплекса страны

13.06.2012
Яндекс.Дзен Instagram

Важность международного форума была подчеркнута его устроителями и статусными участниками. Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев отметил: «Вы знаете, что для всех нас означает качественная вода, а значит, и все те работы, которые вы проводите по очистке различных стоков. И то, что десятый форум проходит в тот год, когда мы готовимся к вступлению в действие 416-го Федерального закона, который впервые вводит нормативное регулирование в отрасли, выглядит знаменательным».

Данный нормативный акт необходим, но очевидно недостаточен. По мнению правительства Ростовской области, успех внедрения государственно-частного партнерства (ГЧП) напрямую зависит от законодательного регулирования данного вопроса на федеральном уровне. Именно на федеральном уровне должно быть сформировано единое правовое поле и четкое понимание принципов ГЧП, установлены единые правила, по которым оно осуществляется (например, на основании конкурса или без такового). Принятие такого закона позволит расширить возможности реализации проектов ГЧП. 19 апреля Законодательное собрание РО обратилось к депутатам Госдумы РФ с предложением рассмотреть вопрос о возможности разработки и принятия федерального закона о ГЧП. «Сегодня мы видим выход из этой ситуации только в укрупнении предприятий, то есть в создании межмуниципальных водоканалов, и уже для них ищем инвесторов, которых такие проекты могут заинтересовать за счет больших объемов бизнеса и более быстрой окупаемости инвестиций. Сегодня мы видим возможности для создания девяти межмуниципальных водоканалов в регионе, — подчеркнул в своем выступлении министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш. — Одна из проблем при реализации ГЧП и привлечении инвесторов в сферу водопроводно-канализационного хозяйства — законодательное ограничение роста тарифов».

С точки зрения экономической целесообразности, сегодня привлечение инвестиций в небольшие города может базироваться на принципах интеграции и консолидации малых водоканалов под управлением центральной компании, ответственной за услуги водоснабжения и водоотведения во всем регионе. В этом случае привлечение инвестиций, например, под гарантию областного бюджета (или использование любых других залоговых инструментов), будет значительно проще, так как речь идет не о муниципальном уровне, а о субъекте в целом. «Для инвесторов это более привлекательно: они имеют дело с большим проектом, следовательно, можно говорить о меньшей процентной ставке. Во-вторых, есть возможность напрямую взаимодействовать с областной властью, соответственно, получать более весомые гарантии, и, в-третьих, появляется возможность более оптимального тарифного регулирования, потому что в малых городах тариф изначально запредельно высокий (антиэкономия от масштаба), — говорит исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова.

— Сегодня очевидно, что процессы укрупнения и объединения предприятий отрасли в рамках субъекта, области, региона — это системный, фундаментальный шаг для развития ВКХ малых и средних городов России».

Долгосрочное регулирование по методу RAB, который предполагает доходность на инвестированный капитал, исключает возможность участия в нем МУПов и ГУПов, считает эксперт. Иными словами, на МУПы и ГУПы метод долгосрочного тарифного регулирования не распространяется. На них распространяется только индексация тарифа на три года. При этом в ряде регионов России сегодня МУП и ГУП — это единственно возможная форма существования водоканала в силу экономически необоснованного тарифа (в этом случае непривлекательные, с точки зрения инвесторов, регионы можно субсидировать из бюджета).

Подводные течения в регулировании ВКХ

В рамках форума состоялось несколько заседаний круглых столов по актуальным темам водно-канализационного хозяйства (ВКХ). Один из них был посвящен Федеральному закону № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». С 1 января 2013 года, после окончательного вступления в силу этого нормативного акта, водоканалам необходимо будет принимать планы

действий по снижению сбросов, иначе инвестиционные программы утверждены не будут. Закон запрещает приватизацию, концессии в этой сфере. Это исключает ситуацию, при которой насосы окажутся у одного хозяина, а канализационное хозяйство у другого. Все остается на балансе государства. Предприятия ВКХ теперь будут именоваться гарантирующими организациями. Организации, подключенные к централизованной системе, должны заключать договоры с водоканалом независимо от того, к чьим сетям они непосредственно присоединены. Это сделано для того, чтобы ответственность за всю систему несла гарантирующая организация. Она сама и должна контролировать транзитеров.

По закону местные власти обязаны отслеживать, чтобы в инвестиционной программе организаций ВХК были предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения. Однако ответственность за исполнение требования природоохранного законодательства возложена на водоканалы, а не на предприятия, которые сбрасывают неочищенные стоки в централизованную систему канализации. Вряд ли стоит ожидать, что эти абоненты будут снижать сбросы, поскольку ответчиком является гарантирующая организация. По мнению директора департамента «Росводоканала» Виктории Сапожниковой, правовая коллизия заключается в том, что водоканал исполняет требования публичного законодательства, отношения же с абонентами относятся к гражданско-правовым (договорным) отношениям. «При этом никто не собирается водоканалам компенсировать незапланированные расходы. Например, плата за негативное воздействие на окружающую среду, а фактически за чужое загрязнение, ложится на плечи головного водопользователя. Рост дополнительных издержек на «плату за чужую грязь» влечет необходимость роста тарифов», — говорит Виктория Сапожникова.

ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вступит в силу только в 2013 году, отраслевое сообщество уже сейчас разрабатывает подзаконные нормативно-правовые акты. К примеру, необходимо разработать правила холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемые правительством страны. В правилах будет прописан механизм компенсации расходов, связанных с негативным воздействием микроорганизмов на централизованную систему, организациям, которые осуществляют водоотведение. А вот, по мнению руководителя компании «Евразийский» Евгения Козьмина, наиболее актуальным для бизнеса является принятие основ ценообразования в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, а также порядка разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ компаний.

Авторы: Игорь Голота