Константин Цицин: «Преимущество саморегулирования в солидарной и коллективной ответственности»

Деятельность Фонда содействия реформированию ЖКХ стимулировала активный рост количества управляющих организаций. Но о развитии конкуренции в этом сегменте рынка говорить пока рано

29.09.2012
Яндекс.Дзен Instagram
Перед государством стоит задача навести порядок в сфере предоставления качественных жилищных услуг за адекватную цену.

— Важно именно сейчас на уровне государственной власти определить вектор по совершенствованию системы управления МКД. Нужно учесть необходимость установления общеобязательных правил и стандартов деятельности и ответственности лиц, осуществляющих управление МКД, с обязательным определением размера, условий и порядка финансового обеспечения установленной ответственности, — считает генеральный директор ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константин Цицин.

Сегодня отрасль управления многоквартирными домами развивается динамично. С 2007 г. доля МКД, находящихся под управлением коммерческих управляющих организаций, увеличилась практически в шесть раз. При этом в целом в управлении управляющих организаций всех форм собственности находится более 700 тыс. многоквартирных домов площадью около 1,5 млрд кв. метров. Доля частных управляющих организаций от общего числа этих организаций составляет почти 90% (с 2007 г. этот показатель увеличился в девять раз). В то же время регулирование в этой сфере явно недостаточное: отсутствуют правила и требования к профессиональной деятельности, не разработаны стандарты качества работ и услуг по управлению многоквартирными домами, фактически отсутствует ответственность, в том числе и финансовая, участников рынка. Все это приводит к злоупотреблениям, недобросовестной конкуренции и некачественным услугам, что непосредственно затрагивает интересы граждан.

По мнению Константина Цицина, чтобы навести порядок в отрасли, необходимо выработать порядок и условия допуска на рынок. Это возможно либо в форме государственного регулирования (лицензирование и т.д.), либо в форме саморегулирования. Как показывают исследования развития саморегулирования, СРО в состоянии не только определять правила и условия деятельности своих членов и, соответственно, рынка в целом, но и в качестве «профессинального фильтра» способствуют уходу с рынка недобросовестных организаций, в первую очередь за счет наличия у СРО полномочий по контролю за своими членами и исключению из СРО недобросовестных участников. — Основным преимуществом саморегулирования перед другими способами является солидарная и коллективная ответственность членов (в форме компенсационного фонда), что позволяет гарантировать реальную финансовую ответственность и компенсацию вреда в случае оказания некачественных услуг, — отметил гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Кроме того, институты саморегулирования стимулируют создание четких профессиональных стандартов деятельности и ведут к самоочистке рынка от недобросовестных участников, за которых приходится платить самим участникам рынка. Так, в Архангельской области после взрыва бытового газа в одном из домов управляющие компании — члены СРО «ЖКХ-Гарант» — возместили ущерб из средств компенсационного фонда своей организации. Было выделено 100 тыс. рублей. Причем решение о выделении денежных средств было принято уже через два дня после происшествия, что позволило оперативно эвакуировать около 50 жильцов обрушившегося дома. В саморегулируемых организациях создаются дисциплинарные комиссии, где рассматриваются жалобы на действия членов и применяются меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения недобросовестного участника с рынка. В свою очередь надзор госорганов за СРО позволяет избежать злоупотреблений и попустительств. Таким образом, появляется реальная возможность установить контроль за соблюдением профессиональных стандартов деятельности и защитить права граждан. Создание саморегулируемых организаций позволяет создавать приоритетные условия для поддержки и развития положительного опыта, в том числе путем обмена опытом, методической работы и обучения. У госорганов появляется «контрагент», который, с одной стороны, может представлять отрасль и распространять положительную практику, оказывая помощь добросовестным участникам рынка и выявляя недобросовестных, а с другой, обязан взаимодействовать как с субъектами рынка и госорганами, так и с гражданами и их объединениями. В результате при рассмотрении жалоб на противоправные действия максимальный эффект достигается за счет оперативного рассмотрения проблем и возможности оперативной реакции на поступающие замечания и получения реальной компенсации ущерба. В настоящее время идет процесс объединения управляющих организаций на добровольной основе в саморегулируемые организации в сфере управления многоквартирными домами в соответствии с законом «О саморегулируемых организациях». В начале 2012 г. в реестре СРО, который ведет Росреестр, зарегистрировано более 70 СРО (в 60 субъектах РФ), объединяющих около 15% управляющих организаций.

Как считает Константин Цицин, в свете этих тенденций у саморегулирования нет альтернативы. — Именно саморегулирование позволяет запустить экономические принципы и стимулировать управляющие организации вкладывать средства в безопасность и качество услуг, — говорит он.

В свою очередь, именно саморегулируемые организации могут стать эффективным инструментом контроля на рынке.

При этом все управляющие организации должны осуществлять свою деятельность в рамках единых и понятных условий, это возможно обеспечить исключительно путем введения обязательного членства в создаваемых СРО, отвечающих требованиям отдельного законодательства в этой сфере.

25 мая 2012 г. в Государственной Думе ФС РФ был принят в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», предусматривающий введение саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами. Рассматриваемый законопроект позволит наконец-то наряду с государственным контролем создать столь необходимый и долгожданный механизм рыночного контроля и регулирования (саморегулирования) для формирования сбалансированной системы ответственности и регулирования рынка.

Авторы: Наталья Словаева