Что даст единый рынок труда в ЕЭП?

Мобильность трудовых ресурсов, увеличение производительности труда, рост ВВП стран-партнеров

26.10.2012
Яндекс.Дзен Instagram
Первого января 2012 года вступили в силу соглашения стран ЕЭП в области трудовой миграции. Социальные права и трудовые гарантии иностранных работников значительно расширились, теперь им больше не требуется получать разрешение на работу в России, Казахстане или Беларуси. По прогнозам экспертов, экономический эффект соглашений в ближайшей перспективе будет незначительный. Реальное значение для экономик стран региона будет иметь присоединение к соглашениям стран-доноров трудовых ресурсов, например, Киргизии и Таджикистана. В этом случае доходы бюджета РФ вырастут на 40 млрд рублей.

Евгений Винокуров, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития:

— Сегодня пока рано говорить об ощутимом эффекте соглашений — полгода недостаточно, чтобы собрать какую-либо статистику. Однако мы можем констатировать сам факт, что принятые соглашения создали правовые рамки для межгосударственного сотрудничества в области разработки единой миграционной политики стран ЕЭП. Теперь очередь за национальными законодательными органами — они должны будут провести немалую работу по приведению своих национальных правовых баз в соответствие с принятыми межгосударственными соглашениями. Расхождений и разночтений в законодательных актах, регулирующих вопросы трудовой миграции, в трех стран ЕЭП немало.

К примеру, нет общего согласованного понятия «трудящийся мигрант»! Поэтому необходимо унифицировать понятийный аппарат и создать гармоничную систему миграционного законодательства. Ведь проблема еще и в том, что законодательные акты, регулирующие вопросы трудовой миграции, разбросаны по разным законам — они есть и в Трудовом кодексе, и в законах об образовании, о привлечении иностранной рабочей силы и т.д. Так что первый шаг по достижению эффектов принятых соглашений — это приведение, унификация и гармонизация национальных законодательств, соответствующая правоприменительная практика на местах — в духе соглашений. Второй шаг — это разработка совместных программ в области миграционной политики в рамках принятых соглашений в странах ЕЭП, к примеру, о распределении рабочей силы, низко- и высококвалифицированной, мобильности трудовых ресурсов в ЕЭП, создании единого рынка труда в ЕЭП. Также принятие сначала государственных, а затем и наднациональных концепций миграционной политики, учитывающих положения соглашений. Важно понимать, что принятые соглашения носят рамочный характер. Это означает, что их конкретное применение невозможно само по себе — необходимо разрабатывать программы и прописывать законы, которые будут отвечать требованиям соглашений.

Однако я хочу подчеркнуть, что основное значение соглашений сегодня — это то, что они официально закрепили возможность работать в любой из стран ЕЭП для граждан этих стран — России, Беларуси и Казахстана — без получения разрешения на трудовую деятельность. Если в отношении граждан России и Беларуси и раньше существовали такие условия в связи с подписанными президентами РФ и РБ межгосударственными соглашениями, то в отношении Казахстана это нововведение — с 1 января казахстанские граждане могут работать в РФ и РБ без получения специального разрешения, равно как и российские и белорусские граждане могут работать в РК без соответствующего разрешения. Кроме этого, не только трудовые мигранты из стран ЕЭП, но и члены их семей наделяются правом доступа к государственной системе социального обеспечения (медицинскому обслуживанию, образованию). Они также наделяются правом на получение информации об условиях пребывания и осуществления трудовой деятельности в государстве. Для них предусматриваются более продолжительные сроки для регистрации по месту пребывания в ином государстве-участнике ЕЭП. Все это очень важные нововведения. Так как принятые соглашения значительно расширяют социальные права и трудовые гарантии для иностранных работников из государств ЕЭП, мы надеемся, что со вступлением соглашений в силу появится стимул для мобильности, передвижения трудовых ресурсов в рамках ЕЭП. Это будет способствовать формированию единого рынка труда в ЕЭП, в рамках которого появится возможность эффективно регулировать, направлять и перенаправлять трудовые потоки, иными словами, станет возможным распределять в соответствии с экономическими нуждами рабочую силу, как низко-, так и высококвалифицированную, что особенно важно. В свою очередь, повышение мобильности населения будет благотворно влиять на экономики стран региона — увеличится производительность труда, возрастет конкурентоспособность отдельных отраслей экономики, что в конечном итоге приведет к росту ВВП. Вследствие того, что на данном этапе действие соглашений распространяется только на страны ЕЭП, являющиеся преимущественно реципиентами иностранной рабочей силы, экономический эффект соглашений в ближайшей перспективе ожидается незначительный. Реальное значение для экономик стран региона будет иметь присоединение к соглашениям стран-доноров трудовых ресурсов, что позволит избежать значительных издержек от нелегальной трудовой миграции за счет выхода из тени мигрантов, работающих сегодня в России нелегально. В частности, по подсчетам экспертов, в случае присоединения к соглашениям Таджикистана и Кыргызстана число легально работающих в России мигрантов из Кыргызстана могло бы увеличиться на 360 тыс. человек, из Таджикистана — на 890 тыс. человек, что привело бы к росту доходов бюджета Российской Федерации на 40 млрд рублей.

Авторы: Наталья Словаева