Дамир Галиулин: «С жильцами нужно разговаривать на равных»

Район Большого Сочи сегодня — это гигантская стройка, но наряду с зонами гостеприимства, которые оснащаются по высочайшим стандартам, в городе есть территории, куда вряд ли заглянут гости Олимпиады...

13.09.2012

Состояние многоэтажек в спальных районах зачастую оставляет желать лучшего. О том, как сделать жизнь горожан комфортной, а их дома — уютными, знают в ООО «Домоуправление № 8». Его генеральный директор Дамир Галиулин поделился с «Вестником» своим опытом взаимодействия с собственниками жилья.

— Дамир Галиевич, одним из основных направлений реформы ЖКХ является капитальный ремонт многоквартирных домов, многие из которых после приватизации достались собственникам в критическом состоянии. Меняется ли в ходе реформы облик сочинских многоэтажек?

— Реформа ЖКХ, конечно, идет. И в целом по стране, и в регионах есть ряд положительных результатов. Например, в Краснодарском крае в 2011 г. было капитально отремонтировано 130 домов. Средства на это в размере 1,5 млрд были получены из Фонда содействия реформированию ЖКХ. В Сочи в 2010 г. на средства фонда отремонтировали 23 дома, четыре из которых обслуживает наша компания. Мы ремонтировали фасад, кровлю, меняли все инженерные коммуникации. При этом 5% работ было профинансировано жильцами. А вот в 2011-2012 гг. Сочи не получил из Фонда ЖКХ средств ни на один дом. Вот и получается, что у нас есть зоны международного гостеприимства, например, в Адлере, Хосте. А есть улица Макаренко и район КСМ, дома в которых в плачевном состоянии.

— Тем не менее в районе обслуживания вашей компании немало домов с обновленными подъездами и благоустроенными дворами. Чья это заслуга — жильцов, управляющих компаний или муниципальных служб?

— Год назад в городе утвердили муниципальный тариф на ремонт и содержание домов, благодаря чему стали поступать средства на ремонт и благоустройство подъездов. Но наша компания начала эту работу еще три года назад. Мы сами выступили с инициативой ремонта подъездов в домах — буквально ходили по квартирам, предлагали жильцам перечень работ, сметы, варианты оплаты по накопительным схемам. И это дало результат. Так, на Вишневой, 19, был принят предложенный нами тариф, и собственникам удалось за два года накопить средства для ремонта. Месяц назад мы завершили работы во всех четырех подъездах — установили пластиковые стеклопакеты, провели малярные работы, заменили почтовые ящики. Сейчас ремонтируем подъезд в доме 43 по улице Макаренко. В 2011 г. было отремонтировано 32 подъезда, а с начала 2012 года мы уже отремонтировали 21 подъезд. В благоустройстве придомовых территорий большую роль сыграла администрация г. Сочи, отдел ЖКХ Центрального района. Были выделены значительные средства из городского бюджета на данные виды работ.

— Финансирование этих работ обеспечивается только жильцами?

— Да, это вне всяких программ, только за счет средств, накопленных собственниками жилья. Видя положительные изменения в соседних домах, люди стали задумываться о возможности ремонта своих подъездов. Вот сейчас к нам обратились жители дома 45 по улице Макаренко. Своей очереди ждут подъезды еще четырех домов.

— Учитывая увеличение тарифов на обслуживание, не слишком ли это тяжелое бремя для жильцов?

— Реформа ЖКХ началась в 2005 г., и в это же время мы создали в Сочи ассоциацию управляющих компаний и начали вести разъяснительную работу с людьми. Мы старались обосновать необходимость повышения тарифа и продемонстрировать, на что тратятся эти средства. Надо также отметить, что мы подняли расценки незначительно — до 13,40 рубля. Это самый низкий тариф в крае, например, в Анапе он составляет 14 рублей, в Новороссийске — 21 рубль, в Краснодаре — 18 рублей. Мы предлагаем нашим жителям использовать схему, по которой 3 рубля от оплаты расходов на содержание дома идут на накопления. В результате собирается значительная сумма, и собственники могут направить ее по своему усмотрению: на ремонт подъезда, замену коммуникаций, замену лифта или обустройство двора. Кроме того, по ФЗ № 731 управляющая компания раз в год обязана отчитываться перед жителями о проделанной работе. Мы пошли дальше — отчитываемся дважды в год, предоставляем информацию о работах по каждому дому. Убежден, что в нашей деятельности очень важен постоянный контакт с жильцами. Людей надо учить, они должны знать законы, чтобы разговаривать на равных с УК. К тому же в споре рождается истина, и зачастую именно так мы приходим к каким-то единым решениям. Мы заметили интересную тенденцию. Там, где был проведен капитальный ремонт и вложены определенные средства, жители стали бережнее и ответственнее относиться к своему имуществу, и эти же дома потом администрация города включила в программу по благоустройству Сочи. Здесь будут оборудоваться и облагораживаться придомовые территории. Уже есть смета, определен подрядчик, выделены средства. Например, район КСМ получит на это 30 млн рублей. Аналогичная программа есть и в Хосте, где обслуживает дома другая наша компания. Там тоже выделены значительные средства из местного бюджета. Будут отремонтированы все городские ливневые стоки, установлены новые бордюры, заменено асфальтовое покрытие. И многие жители, видя, что город преображается, решают сами заняться благоустройством своих дворов и готовы вкладывать в это средства.

— Как в вашей деятельности реализуется программа энергосбережения?

— Приходится также вести разъяснительную работу с жильцами. Приводим им такой пример: в рамках ФЗ № 185 в четырех из наших домов установили теплоузел, оснащенный всей необходимой автоматикой, температурными и фасадными датчиками, стоимостью 860 тыс. рублей каждый. Одновременно обязали всех жильцов поставить приборы учета на холодную и горячую воду. Результат впечатляющий — с 2010 г. жильцы вместо среднегородских 35,4 рубля с кв. метра за отопление платят 14,27-15 рублей.

Экономию в сочетании с комфортом мы предложили нашим жителям и в энергоснабжении. Ремонтируя подъезды, мы сразу выполняем все электромонтажные работы и устанавливаем светодиодные лампы. Сейчас мы поменяли уже порядка 400 светильников и недавно получили от завода-производителя новую партию из 100 шт. ламп.

— Каким кадровым ресурсом обладает ваша компания? Приходится привлекать подрядчиков?

— Нет. Мы справляемся собственными силами. У нас есть своя стройгруппа, в состав которой входят маляры и штукатуры. Дома обслуживают 16 сантехников, 40 дворников, четыре электрика. В целом штат компании небольшой — 84 человека. После реорганизации МУПов его сократили практически наполовину. Но за счет этого нам удалось увеличить заработную плату слесарям. Мы смогли сохранить рабочие места для лучших специалистов, от профессионализма которых зависит успех компании. Это экономист Лариса Медянкина, 35 лет проработавшая в сфере ЖКХ, бухгалтер Владимир Аганов, главный энергетик Николай Серебрянский, бухгалтер-кассир Любовь Каракушан. Конечно, у нас трудится и немало молодежи, это диспетчер Светлана Котова, юрист Виктория Георкова, экономист Елена Веселина. Они получают опыт непосредственно на производстве и, я уверен, станут хорошими профессионалами.

354003 Краснодарский край, г. Сочи, ул. Макаренко, 45, тел.: (8622) 68-19-84.

Авторы: Альбина Астахова