Пять моделей оплаты капремонта

Предложили собственникам МКД, но в итоге остановились на двух из них

22.12.2012

Различные ведомства, эксперты и бизнес-сообщество предложили пять вариантов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) за счет средств собственников. Экспертное сообщество оценило наиболее уязвимые точки каждой из моделей.

Модель 1. «Взаимное финансирование» (предложена Фондом содействия реформированию ЖКХ) предполагает регулярные взносы жильцов МКД, сумма которых определяется на уровне субъекта, — в общий фонд, из которого средства перераспределяются для ремонта конкретных домов в соответствии с региональными программами. Проблема в том, что жильцы новых домов, которые понимают, что очередь до ремонта их МКД дойдет нескоро, практически не видят пользы во взносах. Кроме того, выбор подрядчика осуществляется чиновниками, что открывает возможности для коррупции.

Модель 2. «Доверительное управление средствами» (предложена Минэкономразвития РФ) предполагает, что доверительный управляющий получает кредит на капремонт от имени и за счет собственников. Реализации этого варианта, по мнению экспертов, препятствует несколько проблем: во-первых, банки не будут давать кредит таким заемщикам, как отдельные собственники даже тогда, когда от имени собственников будет действовать доверительный управляющий; во-вторых, вариант, когда доверительный управляющий будет получать кредит от имени и за счет собственников, нереален, т.к. для этого необходимо 100-процентное согласие собственников, что на практике недостижимо. И, наконец, в проекте нет обеспечения возврата таких кредитов.

Модель 3. «Фонд ремонта дома в сочетании с другими источниками» (предложена экспертным сообществом) предполагает обязательное формирование фонда ремонта за счет выплат собственников плюс заемные средства (банковские кредиты). Очевидная уязвимая точка та же, что и во второй модели, — проблема с получением и возвратом кредита.

Модель 4. «Накопления собственников» (предложена экспертами, базируется на опыте бывших соцстран) предполагает, что на общем собрании собственники помещений устанавливают размер обязательных ежемесячных взносов (платежей) в фонд ремонта дома и определяют текущие задачи поэтапного проведения капитального ремонта. Необходима устойчивая во времени система, которая бы позволяла собственникам провести ремонт в доме в любое время, любом объеме. Кроме того, за счет платежей за капитальный ремонт могут проводиться текущие ремонты, в ряде случаев собранные средства могут уйти на погашение задолженности всего дома по другим расходам (например, за коммунальные услуги).

Модель 5. «Обязательные амортизационные отчисления»
(предложена Торгово-промышленной палатой РФ) предполагают регулярные отчисления собственниками (в зависимости от состояния дома) в региональный фонд, потом эта сумма распределяется на капремонт нуждающихся МКД. Модель перекликается с вариантом «Взаимное финансирование» (за исключением размеров платежей) и уже была частично опробирована ЖСК до 90-х годов. Сами собственники, как и в первом варианте, от решения ремонтировать или не ремонтировать их дом отстранены. В итоге на этапе второго чтения проекта федерального закона о финансировании капитального ремонта наиболее приемлемыми оказались два варианта — «Взаимное финансирование» и «Фонд ремонта дома в сочетании с другими источниками».
Авторы: Галина Шувалова