Руслан Баратов: «До 2015 года надо переселить более 700 тыс. граждан из аварийных домов»

Фонду содействия реформированию ЖКХ снова «продлят жизнь» до 2016 года, но новый период работы уже рассматривается как новый этап

06.12.2012

Фонду содействия реформированию ЖКХ снова «продлят жизнь» до 2016 года, но новый период работы уже рассматривается как новый этап. Финансирование регионов по традиционным направлениям будет продолжено, причем основной задачей станет реализация программы переселения из аварийного жилья. Кроме того, фонд собирается взять на себя часть задач, связанных с модернизацией коммунальной инфраструктуры. О продолжении программ и новых задачах Отраслевому журналу «Вестник» рассказал заместитель директора экспертно-аналитического департамента ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Руслан Баратов.

Итоги работы
ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» принимался в расчете на проведение субъектами РФ и муниципальными образованиями необходимых мероприятий, направленных на разгосударствление сферы ЖКХ. Фонд предоставляет финансовую поддержку субъектам РФ на проведение капремонта МКД и переселение граждан из аварийного жилищного фонда только при выполнении ими условий, установленных ФЗ №185. Эти условия предусматривают реформирование отношений в сфере управления и содержания МКД (по сути замещение муниципальных предприятий частными организациями); преобразование предприятий коммунального комплекса (речь идет о разгосударствлении этих предприятий); создание условий для их безубыточной деятельности и развития; реализацию мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; преобразование отношений в сфере предоставления гражданам субсидий и мер социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

За период деятельности Фонда ЖКХ на капитальный ремонт МКД по заявкам 81 субъекта РФ выделено средств на общую сумму 214,3 млрд руб. (с учетом долевого финансирования за счет средств субъектов РФ и собственников жилых помещений в многоквартирных домах — 296,5 млрд руб.). Это позволит отремонтировать 134,9 тыс. домов общей площадью 400,3 млн кв. м, улучшив условия проживания 17,4 млн человек. На реализацию программ переселения граждан из аварийного жилфонда выделено 132,4 млрд руб., что обеспечит переселение из аварийного жилья 343 718 человек. В целом все субъекты РФ и муниципальные образования, участвующие в программах Фонда ЖКХ, выполняют установленные ФЗ №185 требования. После первых двух лет деятельности Фонда ЖКХ отношение собственников жилья к общедомовой собственности кардинально изменилось. Если в первые годы приходилось упрашивать собственников жилья обеспечить свою часть расходов от общей стоимости ремонта, что составляет всего лишь 5%, то теперь собственники в регионах выстроились в очереди на участие в программах капремонта. И при этом готовы взять на себя значительно более высокие расходы, чем это предусмотрено 185-м законом. Самое главное — собственники жилья осознали, что только от них зависит качество среды, в которой они проживают.

Где брать деньги
По поводу удержания резких скачков тарифов на жилищно-коммунальные услуги хочется отметить, что инвестиционная надбавка на тарифы сегодня является основным инструментом решения вопросов привлечения средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Правительство РФ совершенно справедливо установило предельные индексы роста тарифов для различных видов коммунальных услуг, понимая, что невозможно исключительно за счет потребителей решать задачи развития коммунальной инфраструктуры. Необходимо активнее развивать механизмы привлечения средств в отрасль за счет иных источников. Потенциал такого инструмента, как энергосервисные контракты, используется недостаточно. Кроме того, объем привлекаемых кредитных средств в модернизацию коммунальной инфраструктуры находится на крайне низком уровне. Не говоря уже о том, что проекты, под которые привлекаются такие средства в капремонт жилищного фонда, можно перечислить по пальцам одной руки. Данная проблема нашла отражение в Указе президента РФ от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Наиболее эффективными механизмами привлечения частных инвестиций в коммунальную сферу с учетом того состояния, в котором мы находимся, являются механизмы, заложенные в государственно-частном партнерстве. Накопившиеся проблемы в коммунальной сфере довольно значительны, поэтому окупаемость проектов имеет слишком длинный срок. Необходимо обеспечить снижение этого срока с использованием механизмов ГЧП. Надо также стимулировать привлечение кредитных средств и обеспечить масштабное внедрение инструментов энергосервиса.

В настоящее время идет процесс согласования в федеральных органах исполнительной власти проекта поправок в законопроект № 37117-6 «О внесении изменений в ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», принятый в первом чтении.
В качестве дополнительного направления деятельности Фонда ЖКХ законопроектом определяется участие в финансировании модернизации коммунальной инфраструктуры через возмещение фондом расходов на уплату процентов по кредитам на обновление коммунальной инфраструктуры до 90% ставки рефинансирования и погашения расходов, связанных с подготовкой проектной документации. От региона в целом и от расположенных на его территории муниципальных образований требуется принять комплекс способствующих привлечению инвестиций в коммунальную инфраструктуру мер, среди которых переход до 2014 г. к утверждению долгосрочных тарифов на товары и услуги в сфере тепло- и водоснабжения, а также регистрация прав на объекты коммунальной инфраструктуры. Считаю, что мы имеем значительный потенциал привлечения кредитных средств в модернизацию коммунальной инфраструктуры. Практически все наиболее крупные банки, работающие на российском рынке, готовы участвовать в кредитовании проектов модернизации коммунальной инфраструктуры. Основная проблема, препятствующая их вхождению в проекты, заключается в том, что мы имеем крайне незначительное количество до конца проработанных проектов в силу того, что уже на стадии предпроектных и проектных работ требуются большие расходы. У предприятий же коммунального комплекса нет уверенности в получении кредитных средств ввиду значительных сроков окупаемости таких проектов и существующих в отрасли рисков.

Задачи на перспективу
Самыми сложными задачами сегодня являются решение проблемы ликвидации колоссального недоремонта в жилищной сфере (более 50% от общего фонда), ликвидации аварийного жилищного фонда (более 10 млн кв. м) и модернизации коммунальной инфраструктуры (износ основных фондов достигает 60%). Ни в одной стране мира нет такого объема накопившихся проблем, и их невозможно решить без активной поддержки публичных властей всех уровней. Необходимо широкое внедрение механизмов государственно-частного партнерства. Стоит отметить особо, что решение указанных проблем требует вложения значительных средств. Основная задача в настоящее время — выведение отрасли в режим нормальной работы, когда хозяйствующие субъекты ЖКХ обеспечивают поддержание имеющейся инфраструктуры на нормативном уровне и решение проблем по мере их возникновения. Необходимость реагирования на следствия, связанные с наличием колоссальных объемов недоремонта в жилищной сфере и износа коммунальной инфраструктуры, ставит под угрозу обеспечение надежности систем на должном уровне. Для того чтобы сфера ЖКХ стала самостоятельной и независимой от госдотаций, надо ликвидировать накопившиеся проблемы отрасли совместными усилиями всех уровней публичных властей и бизнеса.
Авторы: Лариса Никитина