Светлана Орлова, заместитель председателя Совета Федерации России: «Опыт ростовского водоканала должен получить широкое использование в стране»

6-7 ноября в Москве проходил III Международный форум «Чистая вода», инициированный НП «Российское водное общество» и поддержанный Советом Федерации и Правительством России

15.12.2012

6-7 ноября в Москве проходил III Международный форум «Чистая вода», инициированный НП «Российское водное общество» и поддержанный Советом Федерации и Правительством России. Он собрал более 1700 участников из 35 стран, в том числе из 65 регионов РФ. О статусности мероприятия говорит участие в нем заместителя председателя Совета Федерации Светланы Орловой, министра регионального развития Игоря Слюняева, министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского, задававших тон в обсуждении судьбы отечественного водоснабжения. Их общее мнение: успех развития отрасли во многом зависит от внедрения механизмов государственно-частного партнерства. Среди регионов, преуспевших в этом, была названа Ростовская область — регион, в котором реализуется самый масштабный на сегодня проект в сфере ВКХ.

Игорь Слюняев напомнил, что Россия обладает практически четвертью мировых запасов пресной воды, при этом формирование цивилизованного рынка водоснабжения в стране «только начинается». «Субъекты, муниципалитеты должны более активно участвовать, в том числе и своими бюджетами, в решении вопросов модернизации коммунальной инфраструктуры», — заявил министр. Серьезную ставку он делает и на частных инвесторов: «Большая часть правовых и законодательных вопросов, препятствующих активному привлечению инвестиций в отрасль, сегодня решена. Поэтому никаких отговорок здесь уже не осталось». Светлана Орлова согласилась с тем, что «проблема дефицита законодательных актов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, в значительной степени решена». Тем не менее, полагает вице-спикер Совета Федерации, еще предстоит решить «ряд наиболее острых проблем». Прежде всего, это нехватка финансирования. Системы отечественного водоснабжения и водоотведения нуждаются в серьезной модернизации, замене основных фондов. Изношенность инфраструктуры отрасли достигает в среднем по стране 70%, что приводит к огромным экономическим потерям. «Требуется переоценка основных фондов водоканалов, реализация схем государственно-частного партнерства, привлечение инвесторов. Для этого необходимо предоставить инвесторам законодательные гарантии, показать привлекательность объектов финансирования. В первую очередь речь идет об изменении налогового законодательства, законодательства о концессиях», — подчеркнула Орлова.

Один из немногочисленных пока положительных примеров модернизации инфраструктуры ВКХ на условиях ГЧП — «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Уже на протяжении нескольких лет эта программа остается крупнейшим в России водным проектом: его стоимость — свыше 37 млрд рублей, охват — агломерация с населением более 2 млн человек, срок действия — до 2021 года. Программа разработана правительством Ростовской области и мэрией Ростова, стратегическим инвестором — ОАО «Евразийский» и реализуется при участии Инвестфонда и Внешэкономбанка, поэтому не была приостановлена даже в разгар глобального финансового кризиса. Базовым для осуществления программы выбран водоканал донской столицы, входящий в число наиболее успешных и эффективных предприятий отрасли в Южном федеральном округе. «Привлечение механизмов государственно-частного партнерства продиктовано тем обстоятельством, что реализация всего комплекса поддержки и развития ВКХ не может и не должна осуществляться только за счет бюджетных средств. Приход частного инвестора в лице ОАО «Евразийский» и начало реализации «Комплексной программы...» придали мощный импульс развитию нашего предприятия, а также всего водопроводно-канализационного хозяйства города», — поделился на форуме генеральный директор ОАО «ПО Водоканал Ростова-на-Дону» Александр Скрябин. По его данным, сегодня из 33 компонентов программы частный инвестор полностью или частично финансирует 28, из которых полностью реализованы 22. Построено около 30 км магистральных водопроводов, реконструированы три крупнейшие насосные станции, в результате чего достигнуто стабильное водоснабжение Ростова. На Центральных очистных сооружениях пущен цех по производству гипохлорита натрия, что позволило отказаться от применения жидкого хлора для обеззараживания воды. Такой же цех строится сейчас на Александровских сооружениях — с его пуском донская столица войдет в число первых российских городов, где жидкий хлор для обеззараживания питьевой воды больше не используется.

Один из важнейших объектов «Комплексной программы... » — новый водопроводный комплекс с очистными сооружениями в районе хутора Дугино, строящийся с 2009 года. Его мощность — 150 тыс. куб. метров в сутки, стоимость — 9,5 млрд рублей. «Это уникальный проект: ничего подобного не строилось в Ростовской области никогда», — заявил недавно губернатор Василий Голубев.
Достигнутые ростовчанами успехи в модернизации водной инфраструктуры участники форума назвали впечатляющими, а сформированные ими механизмы взаимодействия в рамках ГЧП — глубоко проработанными. «Государственно-частное партнерство, получившее успешное применение в Ростове, является ценным и перспективным направлением модернизации водопроводно-коммунальной сферы. Опыт ростовского водоканала должен быть изучен и получить использование в практике работы водоснабжающих предприятий страны», — резюмировала Светлана Орлова. Ростовчане выразили готовность поделиться своими наработками с коллегами из других регионов. При этом они указали на ряд факторов, сдерживающих реализацию конкретных водных проектов на Юге России, а также развитие водного комплекса страны в целом: несовершенство федерального и регионального законодательства, отсутствие правоприменительной практики по всем аспектам государственно-частного партнерства, включая федеральный закон о ГЧП и систему обеспечения возвратности частных инвестиций в условиях тарифного регулирования деятельности организаций коммунального комплекса, имущественные проблемы. «Износ основных фондов неуклонно растет, а средства на их восстановление практически отсутствуют, — констатировал на форуме генеральный директор ОАО «Евразийский» Евгений Козьмин. По его мнению, проблема может быть решена, например, за счет того, что бюджет повысит участие в финансировании отрасли, приняв на себя финансирование программ реабилитации и развития инфраструктуры в малых и средних по численности городах. В тех же населенных пунктах, где экономическая доступность тарифов выше (это в основном крупные города, население в которых имеет более высокий уровень жизни) и на то есть политическая воля местных властей, операторы должны получить возможность для расширения тарифного коридора с целью привлечения возвратных инвестиций в рамках контрактов ГЧП. «Для успешной реализации инвестиционных проектов необходимо справедливо распределить ответственность между государством, оператором и потребителем. При этом первостепенной задачей является прекращение практики использования тарифа в политических целях. Необходимо трансформировать его в экономический инструмент, поощряя добросовестных инвесторов и наказывая нерадивых», — призвал Евгений Козьмин.
Авторы: Данил Савельев