Василий Голубев: «В 2013 году ожидается приток не менее 200 млрд рублей инвестиций в область»

В ноябре губернатор Ростовской области Василий Голубев подвел итоги социально-экономического развития региона за 9 месяцев текущего года

08.12.2012
Яндекс.Дзен Instagram
В ноябре губернатор Ростовской области Василий Голубев подвел итоги социально-экономического развития региона за 9 месяцев текущего года. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,3%, показатели по выпуску промышленной продукции возросли на 10,9%, строительства и ввода жилья — на 6,4%. В ближайшие годы в области планируется продолжить реализацию ряда крупных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и привлечение инвестиций. «Вестник» публикует наиболее яркие высказывания донского губернатора.

Вместе с газом на восток области придут инвестиции
— Инвестиции в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 10,3%. Отмечу, что в этом году увеличилось финансирование программы газификации — до 2,5 млрд рублей, в том числе 1 млрд рублей инвестировал «Газпром». Благодаря вложениям из всех источников в 2012 г. уровень газификации в целом по региону доведем до 85%. Газ придет в последний негазифицированный район — Заветинский. Это событие для востока Ростовской области актуально не только потому, что несколько десятков тысяч домов будут обеспечены газом, но и потому, что это даст возможность мелкому, среднему и крупному бизнесу прийти туда с инвестициями. До конца этого года мы планируем построить первые 80 км газопровода «Южный поток»: его две нитки общей протяженностью 646 км будут проложены через 16 областных районов.

Первый бездефицитный бюджет

— Мы планируем, что в 2013 г. доходы региона достигнут 112,1 млрд рублей, в 2014 г. — 117,5 млрд, а в 2015 г. — 131,2 млрд. На фоне роста бюджета у нас растут и собственные доходы, они за этот трехлетний бюджетный период вырастут примерно на 25 млрд рублей, с 93,3 млрд рублей в 2013-м до 118,3 млрд в 2015 году. В следующем году прогнозируется темп роста бюджета на 13,2% больше, чем в нынешнем году, в 2014-2015 гг. эта цифра составит, соответственно, 4,8% и 11,6%. Практически все основные программы, которые сегодня реализуются в стране и области, мы будем финансировать в том же объеме, что и в предыдущие годы.

В фокусе инвесторов — ЖКХ, промышленность и энергетика
— Наши экономисты предполагают, что в 2013 г. Ростовская область может рассчитывать на привлечение не менее 200 млрд рублей инвестиций — это на 25-27 млрд рублей больше, чем в 2012 году. Наибольший вес имеют проекты в сферах ЖКХ, промышленности и энергетики. Речь идет о строительстве 3-го и 4-го энергоблоков атомной электростанции, производственного комплекса по глубокой переработке зерна и производству комбикормов в Волгодонске, завершении в следующем году инвестиционного проекта по строительству дуговой сталеплавильной печи на ОАО «Тагмет» в Таганроге. Наш регион по-прежнему остается угольным, поэтому строительство новых предприятий в Тацинском, Красносулинском районах очень актуально для развития этой отрасли. Реализация только 21 проекта из «100 губернаторских проектов», стоимость которых составит около 56 млрд рублей, даст нам возможность создать 6000 рабочих мест.

Проектам в ВКХ нужна качественная документация

— Многие крупные проекты рассчитаны на несколько лет, поэтому говорить об их реализации нужно как минимум в течение трехлетнего периода. Наиболее значимые проекты в сфере ЖКХ — «Чистый Дон» и «Вода Ростова» — находятся уже на стадии реализации. Реализация проекта «Чистый Дон» началась в 2009 году вместо 2004-го. Я не собираюсь искать причины, но могу констатировать, что проекты по целому ряду объектов были сделаны некачественно.
Строительство в х. Дугино в этом году не завершится из-за ряда проблем, которые связаны с подрядчиками и инвесторами. В настоящее время мы пересматриваем свое участие во всех федеральных программах. Есть такие направления, где область не принимает участия и поэтому до конца года должна дополнительно подать заявки в федеральный центр. За последние годы софинансирование областного бюджета изменялось в сторону увеличения доли регионов, поэтому участие области в федеральной программе «Чистая вода» будет зависеть от возможностей бюджета.

Метро без помощи Москвы не построить
— Отдельно хочу обратить внимание на проекты транспортной инфраструктуры. Во-первых, мы планируем завершение строительства объезда пос. Тарасовский. Планируем, что через год этот объект уже будет работать. Во-вторых, в ближайшее время начнем реализацию еще одного проекта по модернизации М-4 «Дон». Это обход Аксая протяженностью примерно 50 км. В городе сегодня не хватает земли для жилищного и производственного строительства, а данный проект даст возможность дополнительно развивать столицу нашей области. Со строительством метрополитена все сложнее. Общая стоимость первой очереди первой линии составляет порядка 75 млрд рублей. Самостоятельно найти денежные средства в таком размере область не в состоянии. Я обсуждал этот вопрос на встрече с министром транспорта РФ Максимом Соколовым, и могу сказать, что для получения господдержки в первую очередь необходимо иметь качественно подготовленную документацию, хорошо организованный проект этого объекта. Лишь при федеральной поддержке мы сможем начать строительство метро. До конца этого года на областном и на городском уровнях, возможно, появится необходимость включить в расходную часть бюджетов до 2016 г. часть работ для подготовки проекта и строительства метрополитена.

Судьба действующего аэропорта еще не решена
— Развитие транспортной инфраструктуры невозможно представить без реализации крупнейшего проекта области — международного аэропортового комплекса «Южный». Этот объект находится в федеральной целевой программе, со следующего года начнется его финансирование. Будущий аэропорт будет располагаться в районе ст. Грушевской Аксайского района. Транспортные возможности в районе Грушевской балки интереснее: участок не обременен коммуникациями, и главное — все требования по безопасности удовлетворяются. Действующий аэропорт будет работать еще 5 лет, а что касается будущего территории, на которой он находится, то при обсуждении этого вопроса будут учитываться как интересы инвестора, так и тех, кто там сейчас работает. Со следующего года начнется реализация ряда других проектов, касающихся развития левобережной части города и прилегающих городов и районов. Необходимо будет построить мост рядом с Ворошиловским, а действующий — реконструировать. Также сегодня мы задумались о строительстве рокадной дороги, которая соединит две трассы с выходом на Краснодар и Ставрополь, что даст возможность большому количеству транспорта без заезда в Ростов попадать на вторую федеральную дорогу. Этот проект тоже будет входить в перечень объектов по развитию левобережной зоны, его стоимость составит не менее 3 млрд рублей.

Качественные дороги для жителей села и города

— Если говорить о дорогах, то я согласен, что другим регионам по их качеству, к сожалению, мы проигрываем. Но могу сказать, что впервые в этом году финансирование из дорожного фонда РО частично было выделено и на муниципальные дороги. На протяжении очень долгого времени это не делалось, денежные средства не выделялись. Я считаю, что не только городские жители, но и селяне достойны того, чтобы ездить по хорошим дорогам, вопрос должен быть рассмотрен комплексно. Так как долгое время не выделялись деньги, то и проекты на эти цели отсутствуют. В этом году в этом направлении достаточно многое сделано. Мы договорились, что в городе и в области попытаемся сформировать базу этих проектов, а дорожный фонд будет увеличен практически на 2 млрд рублей. В сельской местности мы начинаем реализовывать программу по строительству узких дорог шириной 4,2 м. У нас в России нет дорог 5-й категории, хотя в мире они давно строятся. Над этим мы работаем сегодня.

Обманутых дольщиков стало меньше

— В этом году мы сдали девять проблемных домов, около тысячи обманутых дольщиков получили квартиры. За последние два года в решении этой проблемы мы несколько продвинулись вперед, но все же еще предстоит выполнить ряд мероприятий, которые в дальнейшем позволят нам эту проблему снять. По моему поручению сейчас идет подготовка законопроекта, нацеленного использовать как можно большее количество средств и возможностей для решения этой проблемы.

ТБО утилизируют системно
— В прошлом году было ликвидировано около 300-350 несанкционированных свалок, но, кажется, меньше их не стало. Изменить эту ситуацию поможет разработка областной системы комплексной работы с ТБО. Сегодня такой системы нет, отдельные предприятия не справляются с таким объемом работы. Я не могу быть до конца удовлетворенным работой Административной инспекции РО, так как существуют тысячи оштрафованных, сами штрафы составляют копейки, а многие пользуются тем, что легче заплатить, чем вывозить мусор на полигон. Необходимо навести порядок на полигонах, которые сегодня выглядят свалками. Перед нами стоит практическая задача по формированию системы сбора и утилизации ТБО. Сейчас мы рассматриваем шесть территорий, на которых появятся межмуниципальные заводы по сортировке, переработке и утилизации мусора. Предполагается, что первый появится в Октябрьском районе, а следующий — рядом с Ростовом. Для остальных территорий будут созданы пункты по приему ТБО.
Авторы: Олеся Курышкина