Благоустройство по новым правилам

В июне правила благоустройства территорий обновили по всей стране

10.07.2012
Яндекс.Дзен Instagram
В последние годы государство уделяет пристальное внимание вопросам, которые обычно являются головной болью органов местного самоуправления — благоустройству территорий. С внесением изменений в нормативную базу полномочия муниципалитетов в этой сфере расширились, а административное регулирование в отрасли повысилось: в разы увеличены штрафы за неисполнение требований действующего законодательства. Как считают эксперты, эти изменения затрагивают интересы не только строителей и предприятий ЖКХ, но и собственников недвижимости по всей стране. Кроме того, от успешной реализации программ благоустройства на местах будет зависеть решение проблемы сбора и переработки мусора в регионах.

Разумная унификация и местная специфика

Однажды после командировки в провинциальный город Дмитрий Медведев получил письмо, в котором говорилось, что к приезду тогда еще главы государства в городе покрасили центральную улицу, посадили дополнительные насаждения, а во дворы, в подъезды его не повели и не поведут, потому что там ничего не делается и показывать стыдно. Дмитрий Медведев на встрече с главами муниципальных образований сообщил, что подобные послания не редкость, и впредь во время командировок он будет отклоняться от заранее запланированного маршрута, чтобы смотреть, как продвигается благоустройство на местах. Медведев отметил: «Состояние дворовых территорий, дорог и проездов около домов — тема наболевшая. Финансируются все эти затраты, как правило, по остаточному принципу, нам результаты хорошо известны: это развороченный асфальт, колдобины вокруг домов, стены с потрескавшейся краской. Это то, с чем практически все граждане сталкиваются ежедневно, выходя утром из дома». На заседании Совета по развитию местного самоуправления в октябре 2010 г. экс-президент РФ заявил, что регулирование в этой сфере должно основываться на сочетании двух начал — разумной унификации и местной специфики — «это и есть тот баланс, который мы должны искать в правовом регулировании отношений в области муниципального самоуправления».

С подачи Минрегиона РФ внесены изменения в Градкодекс России, в ряде территорий применили сплошное межевание жилых кварталов либо формирование внутри квартала территории общего пользования, на обслуживание которой заключили договор с управляющей компанией. Это позволило определить ответственность за благоустройство конкретного участка. Также муниципалитетам рекомендовано проработать возможность зачисления полностью или частично штрафов за нарушение требований благоустройства в местные бюджеты. За последние годы вырос и объем отходов, что привело к росту числа стихийных свалок. Экс-министр регионального развития РФ Виктор Басаргин тогда отметил, что в целом в основе благоустройства территорий должен лежать программный подход: «Во-первых, необходимо повсеместное принятие комплексных программ благоустройства. Во-вторых, документы территориального планирования приняты лишь в 60% муниципалитетов, но они зачастую слабо увязаны с финансовыми возможностями муниципалитета, с региональными и федеральными программами комплексного развития. В-третьих, по инициативе министерства были разработаны региональные программы жилищного строительства, предусматривающие подпрограммы благоустройства населенных пунктов и софинансирование их мероприятий из бюджетов всех уровней». В результате муниципалитеты РФ обязали к 15 июня 2012 г. разработать новые Правила благоустройства территорий поселений. Свод этих Правил включает минимальные требования к благоустройству территорий. По поручению Дмитрия Медведева в 2011 г. правительство перечислило федеральные средства в объеме 22,7 млрд рублей на благоустройство административных центров регионов. Согласно исследованию, проведенному «Вестником», в 2010-2011 гг. в крупных городах на юге России на эти цели средств было выделено меньше, чем в крупных городах других регионов страны, исключение составил только «олимпийский» Сочи.

Большая уборка региона

Регионы по-разному подошли к решению проблемы. В Ростовской области создали Административную инспекцию РО: с июня 2011 г. по настоящее время она возбудила более 5 тыс. дел о нарушениях в сфере благоустройства на общую сумму штрафов свыше 12,6 млн рублей. В области была проведена работа по борьбе с несанкционированными свалками. Разработана и утверждена Концепция областной долгосрочной целевой программы в сфере обращения с отходами на территории области на период 2013-2017 гг., предложены мероприятия по совершенствованию системы управления отходами производства, потребления и вторичными материальными ресурсами, определено дальнейшее развитие сферы обращения с отходами на территории области.

К 15 июня 2012 г. все муниципальные образования РО утвердили новые Правила благоустройства территорий. Однако, по словам начальника Административной инспекции РО Леонида Сляднева, «не все поселения хотят расстаться со стереотипами удобного старого мышления и оказались не готовы к современным реалиям правовой жизни». Чтобы повысить эту готовность и обмениваться информацией о деятельности муниципальных образований и знакомиться с нововведениями и достижениями в сфере благоустройства, в Ростовской области стало традицией проводить семинары по благоустройству территорий. Первый из них состоялся в сентябре 2011 г. в Азове, второй — в июне 2012 г. в Целине и Сальске. Основная цель этих семинаров — настроить все муниципалитеты на работу по наведению порядка. На втором областном семинаре по благоустройству губернатор Ростовской области Василий Голубев отметил, что проделанная работа в данной сфере — это только первые шаги, которые должны быть более эффективными и более результативными. Также донской глава сообщил об ужесточении штрафных санкций для нарушителей правил благоустройства: «Нарушитель благоустройства области должен отвечать финансово. Только так мы можем обеспечить порядок. Внесены изменения в областной закон «Об административных правонарушениях», штрафы намеренно увеличены в 3-4 раза, а в отдельных случаях — до 7 раз». Министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш подчеркнул, что тема отходов — одна из наболевших, в то же время в нашей стране и в области она еще не разработана. Сейчас выполняются научно-исследовательские работы, по итогам которых будет разработана областная долгосрочная целевая программа в сфере обращения с отходами производства, потребления и вторичными материальными ресурсами. Также в области планируется построить восемь межмуниципальных комплексов по переработке отходов. В переходный период министерство ЖКХ РО разработало рекомендации для муниципалитетов. Прежде всего им необходимо определить одну свалку на территории, которая будет действовать до ввода в эксплуатацию межмуниципальных отходоперера-батывающих комплексов, и привести ее в состояние, отвечающее требованиям природоохранного законодательства. Также необходимо провести консервацию остальных существующих на территории муниципалитета свалок, ликвидировать несанкционированные очаги сбора мусора, разработать план рекультивации закрытых свалок.

Чисто по-ростовски

Правила благоустройства территорий обновили в том числе и в Ростове-на-Дону. Их разработкой занимался департамент ЖКХ и энергетики южной столицы в сотрудничестве с администрациями районов города, для обсуждения документа привлекалась общественность. По словам председателя Ростовской-на-Дону городской думы Зинаиды Неярохиной, новые Правила более тщательно прописывают, кто отвечает за наведение порядка и чистоты в городе: управляющая организация, владелец объекта торговли, муниципальное ведомство или собственник земельного участка. Эксперты считают, что нововведения Правил затронут интересы участников разных рынков: строителей, управляющих компаний, собственников недвижимости. Серьезная нагрузка ляжет на администрации муниципалитетов. Работа над Правилами не обошлась без затруднений, связанных с самим российским законодательством. В Жилищном кодексе РФ четко не прописывается, что является «прилегающей территорией», каков объем обязанностей собственников многоквартирных домов, не прописан механизм того, как собственников заставить заниматься уборкой участков, которые им не принадлежат, но ведут к их подъездам. Остался открытым вопрос по бесконтейнерному сбору мусора. В главе 8 Правил «Порядок содержания мест временного складирования отходов на территории города» указано, что «запрещается бесконтейнерный сбор бытовых отходов». По логике, чтобы соответствовать данному пункту Правил, нужно у каждого дома в частном секторе, где нет контейнерных площадок, поставить отдельный контейнер. Однако российский частник вряд ли пойдет на связанные с этим расходы. Если же возложить бремя трат на муниципалитеты, и учитывая, что в Ростове около 90 тыс. частных домовладений, все это выливается в сумму под 300 млн рублей. Восьмую главу Правил поручено доработать и вновь внести на рассмотрение депутатам не позднее 1 октября текущего года. До конца 2013 г. дано поручение разработать паспорта объектов благоустройства, в которых будут прописаны количественные и качественные характеристики всего того, что нуждается в порядке.

От успешной реализации программ благоустройства на местах будет зависеть решение проблемы сбора и переработки мусора в регионах.

Ежегодно на Юге России образуется около 8,19 млн т ТБО, из них самые большие объемы образования ТБО (3 млн т) — в Ростовской области. Сегодня на федеральном уровне не решен вопрос по утилизации отходов (под ней понимается вовлечение отходов во вторичный оборот — сортировка, переработка, использование), которая не относится к коммунальным услугам (ст. 154 Жилищного кодекса РФ). И, соответственно, собственники и наниматели жилых помещений не обязаны обеспечивать утилизацию образуемых ими отходов и оплачивать данные услуги. Между тем, учитывая, какими темпами вырабатываются отходы, регионам нужно привлекать крупные инвестиции в отрасль. Согласно данным рейтинга «Вестника», на Юге реализуются 13 проектов в сфере мусоросортировки и мусоропереработки с общим объемом инвестиций 25 млрд рублей. С принятием Правил благоустройства отрасль получит новый импульс к развитию.

Что предписывают Правила благоустройства Ростова-на-Дону?

Область благоустройства

Требования, установленные новыми Правилами благоустройства

Комментарии специалистов

Порядок сбора отходов

Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (а также ТСЖ, ЖСК, ЖК и др.), обязаны обеспечить передачу ртуть-содержащих ламп, образующихся в результате эксплуатации МКД, специализированным организациям. На территории города запрещается сжигать все виды отходов во дворах индивидуальных домовладений и МКД.

Вячеслав Покусаев, начальник управления ЖКХ г. Батайска: «Много таких домовладений, которые не заключают с подрядчиками договор на вывоз ТБО, и механизма принуждения к этому не существует. Мы проводим работу с населением, но процесс оставляет желать лучшего».

Содержание территорий объектов строительства

Ограждение строительной площадки должно быть оборудовано в соответствии с установленным госстандартом и иметь опрятный вид. Застройщик обязан обеспечить твердое покрытие подъездных путей к строительной площадке, обмыв колес и кузовов автотранспорта при выезде с нее.

Андрей Шумеев, генеральный директор компании «ЮИТДОН»: «Только замена ограждения строительной площадки по поручению органов власти на качественное ограждение «легитимного» синего цвета может стоить от 500 тыс. до 1 млн рублей».

Порядок содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений

Собственники и владельцы зданий и сооружений обязаны проводить текущий ремонт фасада с периодичностью в пределах 7-8 лет с учетом фактического состояния фасада, производить поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада. В целях обеспечения доступа в здания и сооружения инвалидов собственники обязаны обустроить пандусы.

Владимир Арцыбашев, руководитель УК ООО «ЖКХ»: «Применить меры воздействия к юридическому лицу за нарушение архитектурной целостности фасада здания гораздо проще, чем к собственникам конкретной квартиры. Должны быть приняты стандарты, при несоблюдении которых УК сможет привлечь собственника к административной ответственности».

Порядок оборудования и содержания специализированных площадок

Территория автостоянки, предназначенной для хранения автотранспорта, принадлежащего жителям МКД, независимо от ее расположения относительно дома, включается в перечень площадей, убираемых организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.

Андрей Смехунов, генеральный директор компании «Жилстрой»: «Необходимо ввести требование об обязательном наличии хотя бы одноуровневой подземной автостоянки при строительстве МКД. Под стандартной десятиэтажной панельной секцией можно разместить автостоянку на 11 автомобилей».

Порядок содержания рекламных конструкций

Благоустройство места установки рекламной конструкции производится ее владельцем в срок не более 7 суток со дня установки или демонтажа конструкции. На конструкции должна быть нанесена маркировка с указанием наименования владельца объекта, номера его телефона и номера разрешения. Собственник обязан контролировать состояние рекламной конструкции и своевременно ее ремонтировать.

Андрей Соколенко, заместитель начальника МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону»: «С 2012 г. намечается значительный спад в рекламной отрасли — истекают сроки действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Возможность продления сроков действия договоров не предусмотрена. Заключение новых договоров проблематично в связи с применением в РО нового ГОСТа»

Источник: «Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону» от 13 июня 2012 года.