Энергосбережение в переходный период

Энергосбережение в переходный период

Проблемы с подготовкой нормативной базы и заявок в федеральном центре не позволили в полной мере реализовать региональные программы энергосбережения в 2011 г.

В конце 2010-го —начале 2011 г. руководители южных регионов активно презентовали долгосрочные программы энергосбережения, подчеркивая, что это открытые для корректировок документы. К 1 июля 2012 г., согласно ФЗ «Об энергосбережении», должны быть установлены общедомовые приборы учета ресурсов в жилищном фонде, чтобы иметь прозрачную картину и сбалансировать интересы производителей и потребителей, а затем вносить изменения в программы. По данным «Вестника», к указанному сроку выполнить это требование в южных регионах, как и в остальных субъектах РФ, почти нереально. Кроме того, по данным Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), федеральная поддержка региональных программ по энергосбережению пришла в прошлом году слишком поздно. Хочется надеяться, что в 2012 г. средства субсидий для регионов будут использованы более эффективно.

«Разработчики государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» «хотели, как лучше», а у ее исполнителей «получилось, как всегда», — отмечают эксперты ЦЭНЭФ в докладе «Сравнение мер российской политики повышения энергоэффективности с мерами, принятыми в развитых странах». — Положение о субсидировании региональных программ приняли поздно. С учетом процедур подготовки заявок и их рассмотрения в регионы деньги попали не ранее ноября 2011 г. В ноябре уже в разгаре отопительный сезон, и многие работы провести было просто нельзя, или масштабы их проведения сильно ограничены». Сегодня регионы находятся на промежуточном этапе: региональные и муниципальные программы в области энергосбережения уже приняты, но еще не осуществлены установка приборов учета энергоресурсов и переход к взаимным расчетам и государственному тарифному регулированию на основе данных приборов учета, а не утвержденных нормативов потребления. Кроме того, планируется введение управляющими организациями многоквартирных домов планов проведения обязательных и добровольных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Следующим этапом (до конца 2012 года) должно стать повсеместное введение системы обязательных и добровольных энергетических обследований и составления энергетических паспортов жилых домов, предприятий и иных объектов экономики, компаний, органов государственной власти, учреждений и т.д.

Обзор региональных программ по энергосбережению

Ставропольский край

За 2011 год выполнения программы общий объем ее финансирования составил более 1,234 млрд руб. (102,3% от планового объема). В связи с поздним получением средств из федерального бюджета (более 131 млн руб.) освоить их не удалось. Большая часть мероприятий программы финансировалась из внебюджетных источников. По итогам реализации, в частности, запущена в эксплуатацию автономная котельная мощностью 4,65 МВт с использованием биотоплива г. Михайловске. Установлены 2902 прибора учета потребления электроэнергии, тепла, газа и воды на объектах ЖКХ и котельных. Также удалось реализовать ряд проектов. Так, в г. Изобильном в прошлом году был построен первый «энергоэффективный» дом на 40 квартир, еще один «энергоэффективный» 51-квартирный дом еще находится в стадии строительства. В этих домах, как отметили в Законодательном собрании Ставропольского края, ожидается уменьшение энергопотребления на 30% и снижение оплаты жилищно-коммунальных услуг на 20%. По мнению главы комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству Александра Скорнякова, особую роль при реализации мероприятий по энергосбережению играет совершенствование оборудования. Так, в 2011 году проведена модернизация 47 котельных в 18 районах края. «Реконструкция стала возможной благодаря получению ГУП СК «Крайтеплоэнерго» кредитных финансовых средств в рамках двух конкурсных отборов на получение гарантий Ставропольского края по направлению «Развитие коммунальной структуры объектов государственной собственности». Общая сумма затрат по кредитным программам (2011-2012 г.г.) составляет 248,4 млн рублей. Экономический эффект от реализации программ — 40 млн рублей в год, срок окупаемости — порядка четырех лет», — рассказал Александр Скорняков. Он отметил, что в 2011 г. поступило 116,98 млн рублей кредитных средств для выполнения первого этапа мероприятий. Экономия затрат уже составила более 24 млн рублей. На 2012 г. намечено выполнение второго и третьего этапов программы. Они включают в себя реконструкцию 40 котельных и тепловых сетей с длительными сроками окупаемости инвестиций. Также в Ставропольском крае поселковую котельную перевели на пеллеты и планируют в будущем построить еще пять котельных на данном виде топлива.

Астраханская область

В 2011 г. на реализацию региональной программы энергосбережения средства федерального и регионального бюджета не выделялись. Общий объем финансирования мероприятий программы составил более 2,252 млрд рублей, большая часть которых — из внебюджетных источников (ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго», филиал ОАО «МРСК Юга» — «Астраханьэнерго»). В 2011 г. введена в эксплуатацию электростанция мощностью 110 МВт с парогазовыми установками на территории Астраханской ГРЭС. Планируется строительство еще одной парогазовой электростанции мощностью 235 МВт в микрорайоне Бабаевского в Астрахани. С выполнением требований об установке общедомовых приборов учета ресурсов в регионе возникли проблемы. «Хотя если исходить из наших последних расчетов, общедомовые приборы дают экономию порядка 30% по тепловой энергии и 24% по горячей воде, — сообщил «Вестнику» директор ООО «Астраханский региональный центр энергосбережения» Антон Попов. — Жильцы не устанавливают общедомовые счетчики либо из финансовых соображений, либо из-за индифферентности». По его данным, сейчас в Астраханской области основные мероприятия по энергосбережению реализуются в госучреждениях. В регионе ведется работа по проведению энергетических обследований бюджетных учреждений, которая финансируется из областного бюджета. Также собственные программы по энергосбережению с внедрением энергосберегающих технологий реализуют предприятия. Кроме того, в области внедряются пилотные проекты с использованием альтернативных источников энергии. Так, в г. Нариманов построена новая котельная горячего водоснабжения, энергообеспечение которой будет осуществляться за счет солнечных коллекторов, установленных на крыше здания.

По словам министра ЖКХ Астраханской области Виктора Яковлева, в регионе получают распространение энергосервисные компании. В частности, МУП г. Астрахани «Астрводоканал» заключило энергосервисный контракт с «Альянс-Электро». Пилотным проектом сотрудничества стало переоснащение 10 повысительно-насосных станций с установкой энергосберегающего оборудования, в частности, частотных преобразователей. Параллельно идет замена систем трубопровода и насосного оборудования. В планах водоканала — направить сэкономленные от внедрения энергосберегающих технологий средства на дальнейшую модернизацию технологического оборудования.

Волгоградская область

По словам первого заместителя председателя Комитета ЖКХ администрации Волгоградской области Александра Заборского, в регионе реализуются сразу две программы, стимулирующие установку приборов учета. Общая потребность в финансировании установки всех приборов учета — 2,4 млрд рублей. «На сегодня в Волгоградской области 11490 многоквартирных домов, из них оснащено приборами учета холодной воды всего 14,2%, горячей воды — 21%, тепла — 17,5%, электроэнергии — 46,5%. Об индивидуальных приборах учета и говорить не приходится: холодной воды — 12%, горячей — 18%, тепла — электроэнергии — 75%», — сообщил Александр Заборский. По его мнению, необходимо безотлагательно усилить работу по энергосбережению, нормированию расходов топливно-энергетических ресурсов, внедрению приборов учета и регулированию энергоносителей.

«Если в коммунальной сфере энергосбережением мы занимаемся достаточно давно, то в жилищном фонде работы непочатый край. В числе наиболее важных мероприятий — создание условий экономической привлекательности через кредитование и льготное налогообложение хозяйствующих субъектов, создание биллинговых компаний по опыту европейских стран и самое главное — привлечение населения к решению вопросов энергосбережения через сообщества собственников жилья путем проведения масштабной информационной поддержки и т.д.», — отметил собеседник.

Губернатор Волгоградской области Сергей Боженов видит потенциал применения энергоэффективных технологий и в ТЭК. По словам главы региона, в настоящее время в области электросетевое хозяйство развивается не такими темпами, как того требует время и ситуация. «У нас нет партнерской программы с МРСК, есть серьезные долги сбытовых компаний, которые не дают региону импульса к развитию. Все эти задачи мы должны решить в течение 3-4 месяцев», — заявил Сергей Боженов. В ближайшее время руководство региона рассмотрит вопрос сокращения бюджетных расходов на содержание аппарата, а также служащих этого аппарата, и часть освободившихся средств (речь идет о полумиллиарде рублей) планируется направить на программу энергосбережения.

Краснодарский край

Краевая программа — самая внушительная по объемам финансирования и довольно проработанная среди всех региональных программ на Юге. В 2011 году на финансирование мероприятий программы, согласно документации местного Законодательного собрания, было предусмотрено 5,044 млрд рублей. Согласно программе, только на установку приборов учета в 2011 г. планировалось направить рекордную на Юге сумму (более 5 млрд рублей). Однако требования по 100-процентной оснащенности жилищного фонда общедомовыми приборами учета не выполнено: на сегодня уровень оснащенности измерительным оборудованием многоквартирных домов примерно 30%. В то же время представители администрации Краснодарского края заявили, что в истекшем году были введены в эксплуатацию 18 современных котельных. По словам губернатора региона Александра Ткачева, о котельных на угле и мазуте давно пора забыть, ведь «это просто прошлый век». «Меняется морально и физически устаревшее оборудование. Только вдумайтесь: срок его эксплуатации доходил до 30 лет, и даже больше! У нас только один путь — целенаправленно идти по пути модернизации ЖКХ, снижения издержек за счет внедрения современных технологий. Только в этом случае появится результат», — считает Александр Ткачев. «Тарифы на услуги ЖКХ у нас ниже, чем в развитых странах, — отметил заместитель председателя правления — директор Краснодарского филиала банка «Центр-инвест» Александр Калинич. — Государство сдерживает их рост, поэтому для многих жильцов многоквартирных домов выгода от установки энергосберегающих устройств не очевидна. Предприятия ЖКХ тоже не заинтересованы в энергоэффективности, так как при действующем законодательстве они все свои расходы закладывают в тариф. Гораздо проще переложить расходы на потребителей. Однако многие ТСЖ внедряют у себя в домах энергосберегающие технологии, устанавливают приборы учета тепла и энергии и т.д.». Эксперт прогнозирует, что тенденция увеличения числа проектов с применением энергосберегающих технологий на Юге России продолжит свое развитие. Малый и средний бизнес ищет новые источники конкурентоспособности, выходит на новые рынки, поэтому доля некрупных предприятий в энергоэффективной модернизации будет расти. На Юге России наиболее крупные проекты, связанные с такой модернизацией, проводят и будут проводить Краснодарский край и Ростовская область.

Ростовская область

Согласно областной программе энергосбережения, на реализацию мероприятий в 2011 году планировалось направить более 3,7 млрд рублей, причем основной объем финансирования — на установку общедомовых приборов и поквартирных счетчиков и мероприятия по оптимизации расхода ресурсов в тепло- и водоснабжении. Так, по информации министерства ЖКХ области, в мае текущего года уровень установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах составил 50%. Необходимо установить еще 26818 приборов. Министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш поставил задачу перед муниципальными образованиями установить общедомовые приборы до 1 июля 2012 года.

По мнению генерального директора НП «Центр энергосбережения и инновационных технологий» Ростовской области Анатолия Ковальчука, оснащение МКД общедомовыми приборами происходит осмысленно. Но существующая повсеместно тенденция — устанавливаем то, что подешевле, подтверждает экономику, но не грамотность. Существующая расхожая теория, что при установке приборов учета снижается стоимость потребляемых энергоресурсов до 30%, подтверждается не всегда и не на всех объектах. «Фактическое потребление, подтвержденное приборами учета, заставляет задуматься о его снижении, а это прямой путь к повышению энергоэффективности и снижению затрат, — считает Ковальчук. — Если делить реализацию программы энергосбережения Ростовской области на фазы, то мы находимся в фазе затухания обсуждения проблем энергосбережения. Уже наступает фаза — а что делать дальше? Приходится констатировать, что положения ФЗ № 261 от 23 ноября 2009 года повсеместно на практике реализуются слабо». Это связано с двумя факторами: во-первых, значительными финансовыми затратами, во-вторых, с отсутствием сильного экономического стимула для их использования. «Полагаю, что 2012 год для нас является переходным периодом между бесконечными круглыми столами, семинарами, конференциями, симпозиумами и началом активности в поисках практических решений по реализации программы», — резюмирует Анатолий Ковальчук.

Сводная таблица базовых параметров региональных программ энергосбережения

Название программы

Объемы и источники финансирования программы (млн руб.)


Основные цели, суммарная экономия к 2020 г.



Всего Федеральный бюджет Региональный бюджет Муниципальные бюджеты Внебюджетные источники и средства предприятий Энергоемкость ВРП региона, т.у.т./ млн руб. Электроэнергии, млн кВт-ч Топлива (газа), млн м3 Теплоэнергии, тыс. Гкал Воды, млн м3 Использование ВИЭ (увеличение доли и объема производства энергии с использованием ВИЭ в общем объеме производства энергии, объемы финансирования, крупные проекты)
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2020 года» 7893,7 н/д 769,6 567,6 6556,4 36,2 2220 85,4 3770 н/д Увеличение доли ВИЭ от 0,01% до 4,5% к 2020 г.

«Долгосрочная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010-2020 годы»

143713

н/д

1712,8

9177

61023

77

5111,5 1217,2 2829

51,6

Увеличение доли ВИЭ с 16% до 50%/увеличение объема производства ВИЭ в 26 раз (с 289,76 в 2007 г. до 7 577,8 тыс. т.у.т. в 2020 г.)/ строительство ветропарка «Нижняя Волга» на 300 МВт

Суммарная экономия энергоресурсов около 388 млн т.у.т.

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Краснодарского края на период 2011-2020 гг.» 191034 н/д 10844 12823 167367 33 2859,7 2045 4013,7 216,56 Подпрограмма «Развитие возобновляемых источников энергии» стоимостью более 42,1 млрд руб./ увеличение доли энергетических ресурсов, производимых с использованием ВИЭ, в общем объеме энергетических ресурсов, с 2 до 13,3% к 2020 г.
«Областная долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года» 121679,8 н/д 1815 н/д 119864,8 30,86 3570,8 14046 2126 241,6 Увеличение доли с 0,2% до 4,5% к 2020 году/финансирование пилотных проектов в сфере ВИЭ — 180 млн руб. из областного бюджета
«Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009-2013 годы» 4143,6 н/д 76,5 90,27 537,816 48,8 216,6 2,132 88,7 2,307 Увеличение доли с 3,6% до 4,5%/финансирование программы по развитию ВИЭ — 1,260 млрд руб.

Источник: программы энергосбережения регионов, НП «ЭнергоЭксперт»

Сокращения в таблице: ТЭБ — топливно-энергетический баланс, ВИЭ — возобновляемые источники энергии, т.у.т. — тонна условного топлива, н/д — нет данных.

Логотип Вестник Строительство