Энергоэффективность по-польски

Четкая система банковского кредитования вкупе с госсубсидированием стали залогом позитивных перемен в ЖКХ Польши

08.05.2012
Яндекс.Дзен Instagram
Уже более 10лет в Республике Польша проходит жилищная реформа, которая позволила сдвинуть с мертвой точки процесс проведения капремонта в МКД и реализации энергосберегающих мероприятий. Используя банковскую систему кредитования, были решены вопросы, связанные с проведением капремонта многоквартирных домов. Ключевым в этом процессе стала роль государства, которое решило оказать помощь одновременно и собственникам жилья, и банковской системе, предоставляя субсидии по энергоэффективным кредитам в размере 20% от общей суммы.

Неоспоримая роль государственного фонда энергомодернизации

Процесс приватизации жилья в Польше начался еще в 1985 году. Основной принцип приватизации заключался в том, что государство предоставляло квартиросъемщику скидку на покупку квартиры до 95% от стоимости жилья, в зависимости от срока аренды. С 1995 года, после вступления в силу закона о праве собственности, владельцы квартир стали создавать некоммерческие объединения совладельцев — «спильнота мешканьова» — русский аналог товариществ собственников жилья. В этом же законе устанавливалось требование, по которому все собственники квартир должны были ежемесячно вносить деньги на содержание и ремонт совместной собственности. По данным Министерства инфраструктуры Польши, сейчас около 71% квартир находятся в собственности физических лиц, это более 131 тыс. объединений жильцов, из которых в кредите на капитальный ремонт нуждаются около 100 тыс. объединений.

Для поддержки и стимуляции процесса энергоэффективности и проведения капитального ремонта в МКД государство создало Фонд выдачи субсидий (премий). Проводником госпрограммы стал Банк национальной экономики (BGK) — единственный банк Польши, 100% акций и управление которым принадлежит государству. С 1989 года банк взял на себя реализацию государственных финансовых программ. В настоящее время банк финансирует инвестиционные проекты, в том числе и при поддержке ЕС, управляет серией специальных фондов, в том числе Фондом энергоэффективности и реновации, предназначенным для привлечения капитала в жилищный сектор с целью повышения энергоэффективности и модернизации. Задача фонда — предоставлять субсидии ТСЖ или УК, которые проводят энергоэффективную модернизацию дома за счет банковского кредита. По условиям программы объединению совладельцев предоставляется государственная субсидия в размере 20% от суммы кредита, который берется в коммерческом банке Польши на проведение капитального ремонта и энергоэффективных мероприятий. Сегодня от ТСЖ поступает около 3000 заявок на получение госсубсидии в год, на эти средства выделяется более 200 млн злотых (около 2 млрд рублей). Государственный бюджет Польши официально гарантирует удовлетворение всех поступивших заявок.

Кредиты на энергомодернизацию МКД востребованы польскими ТСЖ и УК, поэтому практически каждый коммерческий банк предлагает данный продукт. Сегодня на рынке существует четыре банка, специализирующихся исключительно на выдаче энергоэффективных кредитов. Причем все игроки отмечают, что помощь, которую оказывает государство собственникам жилья через Банк национальной экономики Польши, сыграла ключевую роль в развитии данного направления кредитования. Показательна в этом процессе и позиция жителей Польши — собственников жилья, которые осознали, что капитальный ремонт и энергоэффективные мероприятия экономически выгодны. Так как они помогают в конечном итоге снизить стоимость эксплуатации жилья и поднимают коммерческую стоимость квартиры на рынке. Сам кредит же можно возместить за счет средств, которые сберегли за счет энергоэффективных мероприятий.

Условия предоставления кредита на санацию жилых зданий

Средний размер кредита на капремонт и энергосбережение для ТСЖ — от 1,5 до 3 млн рублей.*

Срок предоставления кредита — 10-15 лет.

Процентная ставка — 9-10% в год.

Государственная субсидия — 20% от суммы взятого кредита.

Общее количество выданных государством субсидий по энергоэффективным кредитам — 25604.

Общая сумма субсидий, выданных государством по энергоэффективным кредитам, — 13,18 млрд рублей.*

Средний срок проведения капремонта в МКД в Польше — 2-3 месяца.

* Приведены суммы в российских рублях по текущему валютному курсу (1.05.2012 г.).

Актуальность вопроса для России

Опыт Польши в вопросах проведения капитального ремонта и реализации энергоэффективных мероприятий в сфере МКД актуален и для России. Сегодня в России насчитывается 3 224 000 многоквартирных домов, больше половины которых были построены до 1971 года. На данный момент в капитальном ремонте нуждается около 30% всего жилья, причем ремонт должен быть выполнен в течение ближайших 10 лет. В 2012 году Министерство регионального развития опубликовало законопроект с официальным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», где решался вопрос дальнейшего функционирования Фонда ЖКХ, а также вопросы, связанные с финансированием капитального ремонта многоквартирных домов (МКД).

В документе прописывается, что система финансирования капитального ремонта будет модернизирована, часть полномочий передана регионам. В частности, теперь регионы будут сами определять механизм финансирования региональных фондов капремонта (накопительного или кредитного) и установления порядка организации и функционирования таких фондов (включая определение минимальной платы за капремонт). Помимо этого предполагается, что одним из новых внебюджетных источников финансирования капремонтов станет банковское кредитование. Альтернативный вариант решения вопроса финансирования капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов в виде банковского кредитования доступен для жителей России уже сейчас. Одним из первых банков, предоставляющих кредит на проведение капремонта и реализацию энергоэффективных мероприятий, в России стал «Центр-инвест». Программу «Энергоэффективность в сфере ЖКХ» «Центр-инвест» реализует в партнерстве с №С (Международной финансовой корпорацией) и выдает кредиты ТСЖ, ЖСК и УК на установку общедомовых приборов учета тепла и воды, замену и теплоизоляцию трубопроводов, замену подъездных дверей и окон на лестничных площадках, на монтаж энергосберегающих осветительных ламп, таймеров и датчиков движения и др.

С одной стороны, время работы государственного Фонда ЖКХ ограничено сроками, с другой — не все желающие могут попасть в список домов, подлежащих капремонту по госпрограмме, поэтому все большее количество ТСЖ и УК готовы взять энергосберегающий кредит в банке. Особенно это актуально для тех собственников, которые не хотят ждать и стремятся провести капремонт и энергосберегающие мероприятия в сжатые сроки. Не следует, конечно, забывать, что в отличие от Польши система энергоэффективных кредитов в России практически не отработана. Единицы банков готовы предоставить своим клиентам такую услугу, да к тому же и сами условия кредитования значительно отличаются от польских в сторону увеличения кредитной ставки и отсутствия системы госсубсидирования. Ситуацию может исправить появление на рынке новых банков, готовых работать по предоставлению энергоэффективных кредитов. Чем больше будет на первоначальном этапе таких игроков, тем эффективнее будет информационная кампания по продвижению идеи проведения энергосберегающих мероприятий путем банковского кредитования и полученный от этого эффект в виде взятых кредитов.

Какой бы вариант финансирования энергосберегающего ремонта ни был выбран в дальнейшем, первоначально нужно самим собственникам принять решение о необходимости проведения энергосберегающих мероприятий. А это, в свою очередь, зависит от их желания жить в лучших условиях, платить меньше за коммунальные услуги, двигаться по пути модернизации.

Редакция журнала благодарит IFC за помощь при подготовке материала.

Авторы: Юлия Колтырева