До 5 миллионов насосов в год

Таких объемов продаж, по оценкам экспертов, достигнет рынок насосного оборудования в ЮФО и СКФО к 2017 г.

08.05.2012
Яндекс.Дзен Instagram
После спада в кризисные годы российский рынок насосного оборудования начинает восстанавливать утраченные позиции. Из-за активного развития иностранных производителей конкуренция во всех сегментах выросла в разы. Благодаря инфраструктурным мегапроектам (Олимпиада-2014,ЧM-2018), по прогнозам экспертов, рынок ожидает пятилетка устойчивого спроса, однако вступление России в ВТО еще сильнее обострит проблемы, стоящие перед отечественными производителями.

Большая часть (95%) отечественных предприятий производят промышленные насосы (АО «Союзгидравлика», ОАО «ГМС Бытовые насосы», ОАО «ГМС Насосы», ОАО «ЛЕПСЕ», ОАО «Ливнынасос» и пр.), но доля их в промышленном сегменте не такая большая, как хотелось бы. По данным консалтинговой компании IndexBox, объем импортной продукции составляет до 90% от совокупного объема (большая часть импорта приходится на китайские марки), однако в разных сегментах (химические насосы, нефтяные насосы и пр.) этот показатель существенно варьируется. Сегодня зарубежные компании активнее, чем до кризиса, работают на отечественном рынке, открывая представительства в регионах России и расширяя дилерские сети. Как отмечает специалист по маркетингу ООО «Грундфос» Наталья Аверкиева, в кризисном 2009-м объем рынка сократился на 30%, хотя в последние годы наблюдается некоторое оживление. В настоящее время объем продаж доходит до докризисных позиций, но рынок нестабилен.

Если учитывать, что общий объем предложения в 2011 г. составил около 17 млн штук, а доли ЮФО и СКФО в закупках насосного оборудования не превышают 10% и 5% соответственно, то емкость рынка в ЮФО и СКФО в прошлом году составила около 1,7 млн шт. и около 0,85 млн шт. соответственно. После кризиса спрос переместился в более низкий ценовой сегмент, а цена стала основным критерием покупки. По мнению Натальи Аверкиевой, при покупке насоса не следует ориентироваться исключительно на его стоимость, так как самые большие затраты приходятся на электропотребление, а не на приобретение. Кроме того, сегодня производители сталкиваются с отложенным спросом. Даже такой крупный клиент, как ОАО «ПО Водоканал», ориентирован на продление ресурса оборудования, а не на его замену. По словам начальника производственно-технического управления ОАО «ПО Водоканал» Александра Жарова, в рамках производственной программы 2012 г. запланировано выполнить капитальный ремонт насосного оборудования (35 единиц), замены требуют только два насоса на КНС «Аксайская» и один насос на КНС «40 лет Победы». По данным компании IndexBox, объем рынка насосов будет расти (12-17% в год). Наибольшие темпы роста потребления будут наблюдаться со стороны добывающей и нефтяной промышленности, где высока инвестиционная активность. Темпы роста предложения насосов будут находиться в пределах 10-13%, а к 2017 г. объем рынка вырастет почти в 2 раза по сравнению с 2010 годом. На рост рынка влияют экономическая ситуация, выборы и другие факторы: для бытовых насосов — рост числа дач и коттеджей, для нефтяных — рост ввода скважин и нефтепроводов, для химической отрасли, пищевой и металлургии — необходимость в замене изношенного оборудования. «Рынок подогревает и подготовка к таким крупным мероприятиям, как Олимпиада-2014. Впереди нас ждет еще чемпионат мира 2018 года и множество не менее интересных проектов», — говорит директор отдела продаж ОАО «Мирана» Дмитрий Гладков.

Предложение на рынке насосного оборудования ориентировано на корпоративного заказчика, однако начинают более активно производиться и бытовые линейки. Производители находят свою нишу на рынке, специализируясь на насосах определенного типа. Так, ОДО «Предприятие «Взлет» выпускает фекальные погружные и наружные насосы серии ПФ и НФ. Концерн KSB известен своим оборудованием, устойчивым к агрессивным средам. Конкуренция существует преимущественно на уровне новых технологий, цены и в сфере сервиса. Зарубежные производители зачастую выигрывают за счет энергоэффективности оборудования и длительности жизненного цикла насоса, отечественные — за счет цены, простоты в эксплуатации оборудования и скорости оказания сервисных услуг.

Ведущие производители предлагают все более интеллектуальные и энергоэффективные продукты (См. таблицу «Новые продукты ведущих игроков рынка насосного оборудования 2010-2011 гг.»). В 2010-2012 гг. Grundfos вывел на рынок две новинки для бытового сектора и три — для промышленного. Бытовой сегмент представляют новая линейка бытовых канализационных установок SOLOLIFT2 и усовершенствованный циркуляционный насос для систем горячего водоснабжения GRUNDFOS Comfort, оснащенный системой AUTOadapt. Промышленный сегмент включает новую линейку SMART Digital, расширение типоряда станций HYDRO MX для систем пожаротушения и новую модификацию станций повышения давления Hydro Multi-S. В 2010-2011 гг. концерн KSB представил на рынок две новинки: вертикальный моноблочный насос Etaline-R в исполнении с патрубками «в линию» и новое поколение многоступенчатых повысительных насосов Movitec. ОДО «Предприятие «Взлет» вывело на рынок насос мобильный погружной ПФ для перекачивания стоков при проведении ремонтных работ на водоводных коллекторах. Компания Xylem презентовала «самый энергоэффективный вертикальный многоступенчатый насос в мире серии e-SV», — отметил Григорий Еранцев, директор по продажам XYLEM RUS.

Чтобы быть ближе к потребителю, крупнейшие игроки рынка открывают филиалы в регионах, и Юг России — одно из приоритетных направлений. По словам Антона Денисенко, руководителя представительства ООО «Грундфос» в Южном регионе, на данном этапе поставки насосов Grundfos в Ставропольский край осуществляются через дилеров и партнеров компании из Краснодара и Ростова, в ближайшее время Grundfos планирует открыть филиал в данном регионе. Как сообщила Кира Телкова, маркетолог ООО «КСБ», сеть филиалов компании будет расширяться: на 2012 год запланировано открытие филиала в Алматы. По словам Григория Еран-цева, компания Xylem планирует в этом году открыть представительство в Краснодаре. ООО «ЮгПром-Снаб» (Ростов-на-Дону) является представителем ОДО «Взлет» на Юге России. Как сообщил коммерческий директор ООО «ЮгПромСнаб» Сергей Кулишов, в этом году сотрудники компании проходят обучение и будут работать уже в статусе сервис-центра.

Новые продукты ведущих игроков рынка насосного оборудования 2010-2011 гг.

Производитель

Новый продукт

Примечания

Grundfos

Линейка бытовых канализационных установок SOLOLIFT2

Применен режущий механизм, благодаря ему быстро измельчаются включения

Циркуляционный насос для систем горячего водоснабжения GRUNDFOS Comfort*

Оснащен уникальной системой AUTOadapt, что сокращает объемы потребляемой воды, уменьшает потери ее температуры на 48% и экономит до 96% электроэнергии

Расширение типоряда станций HYDRO MX для систем пожаротушения

Используются узлы и детали, сертифицированные ФГУ ВНИИПО МЧС РФ

Модификация станций повышения давления Hydro Multi-S

Могут комплектоваться горизонтальными многоступенчатыми насосами серии СМ и стоят дешевле в сравнении со стандартными Hydro Multi-S на базе агрегатов типа CR

Вертикальный моноблочный насос Etaline-R в исполнении с патрубками «в линию»

Насос обеспечивает напор до 93 м и подачу до 1900 куб. м/ч, мощность двигателя Etaline-R составляет 315 кВт, рабочее давление — 25 бар, максимальная рабочая температура — 140° С

KSB

Новое поколение многоступенчатых повысительных насосов Movitec

Подходит для применения при температуре от -20° до +140° C. Расширены возможности комбинации материалов, исполнения присоединений и вариантов уплотнений, универсальность и коррозионная стойкость для различных областей применения и перекачиваемых жидкостей

Xylem

Вертикальный многоступенчатый насос серии e-SV

Самый энергоэффективный вертикальный многоступенчатый насос, по словам производителей, имеет лучший КПД в мире

ОДО «Предприятие «Взлет»(насосы серии «Иртыш»)

Насос мобильный погружной ПФ для перекачивания стоков при проведении ремонтных работ на водоводных коллекторах

Возможна установка насоса в канализационный колодец в условиях, ограниченных размерами люка

*Продукт выведен на российский рынок в январе 2012 г.


Авторы: Наталья Словаева