Утроенный спрос на лифты

Почти в три раза больше лифтов заменят в пяти южных регионах в ближайшие четыре года, чем в предыдущий период

31.03.2012

По данным Фонда ЖКХ, только в рамках программ капремонта в 2008-2011 гг. было заменено и модернизировано более 1600 лифтов в пяти южных регионах. Дорогое зарубежное оборудование используется преимущественно в сфере коммерческой недвижимости, в строительстве и при капремонте многоквартирных домов лидируют производители постсоветского пространства (Щербинский и Карачаровский заводы и «Могилевлифтмаш») — их продукция не только дешевле, но и лучше приспособлена к российским реалиям.
Стимулом для развития рынка в ближайшие годы станут региональные программы модернизации и замены отслуживших лифтов в МКД. Благодаря бюджетным вливаниям наибольшую часть оборудования, скорее всего, поставят производители постсоветского пространства.

В 2010 году, согласно рекомендации Минрегионразвития РФ, в стране проведен мониторинг лифтового оборудования (приоритетное направление — многоквартирные жилые дома). Заместитель министра регионального развития РФ Анатолий Попов отмечает: «В РФ эксплуатируется почти 500 тысяч, а если быть точным — 490 тыс. лифтов, из которых почти 90% обеспечивают перевозку жильцов многоквартирных домов и посетителей административных зданий. Непосредственно жилой фонд составляет около 430 тысяч, и из них более 35% выработали свой ресурс и не соответствуют требованиям безопасности, пожарозащищенности и не обеспечивают доступность для маломобильных групп граждан». Для преодоления создавшейся ситуации в 2010 году принят техрегламент «О безопасности лифтов», который предписывает в течение пяти лет (с 2011-го по 2015 г.) заменить и модернизировать более 150 тыс. лифтов в жилых многоквартирных домах.

В рамках региональных программ по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы, в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях и Краснодарском крае будет установлено более 4 тыс. лифтов до 2015 года (см. таблицу Планы по замене и модернизации лифтового оборудования на Юге России до 2015 г.). Программу еще разрабатывают в Ставропольском крае, хотя в муниципальных образованиях края такие программы уже работают. «В 2012 году в Ставрополе истекает срок эксплуатации 321 лифта. Подпрограмма «Замена лифтов в многоквартирных жилых домах на 2012 год» предусматривает финансирование мероприятий по замене лифтового оборудования в МКД в размере более 43 млн рублей», — комментирует управляющий делами администрации города Ставрополя Николай Щендригин. Также в следующем году в Краснодарском крае планируется заменить 357 лифтов в восьми муниципальных образованиях (объем финансирования — более 571 млн руб.), в Ростовской области — 167 лифтов в 15 МО (объем финансирования — 213,5 млн руб.).

«Основная задача в 2012 году — добиться максимальной реализации адресных региональных программ по замене и модернизации лифтов, — отмечает Анатолий Попов. — Минрегион, в свою очередь, учитывая социальную направленность вопроса безопасного функционирования лифтов, будет добиваться увеличения федеральной поддержки реализации адресных региональных программ за счет приоритетного использования на эти цели в 2012 году части средств Фонда ЖКХ».

Если эти планы будут претворены в жизнь, рынок лифтового оборудования ждет всплеск спроса. Причем в приоритете будут снова лифты отечественного и белорусского производства, ведь оборудование будет устанавливаться за счет бюджета, а основным критерием выбора является цена. Однако, по мнению организаций, осуществляющих монтаж и обслуживание лифтового оборудования в МКД, здесь тоже существует «пространство для маневра» и, соответственно, конкуренция внутри экономсегмента. «По федеральной программе капремонта рекомендовано устанавливать оборудование трех производителей — «Могилевлифтмаша», Щербинского и Карачаровского лифтостроительных заводов. Мы отдаем предпочтение могилевским лифтам благодаря их высоким характеристикам по энергосбережению. В офисных зданиях ставим лифты и импортного производства», — рассказывает Владимир Степанов, директор ООО «РостовЛифтМонтаж». «Из отечественных производителей Щербинский завод является наиболее подходящим по соотношению цены и качества», — отмечает Степан Журкин, генеральный директор ЗАО «Союзлифтмонтаж-Юг».

Как изменить рынок качественно?

В скором времени зарубежные производители планируют продвигать на рынке относительно дешевые модели (за счет размещения производства либо сборки в России, как уже давно поступил OTIS), способные конкурировать с российской продукцией в одном ценовом сегменте. Особенно это касается рынка пассажирских лифтов, на которые приходится более 80% продаж. Тогда рынок сможет перейти в новую стадию — из ценовой конкуренции вырасти в конкуренцию качественную. Определенное влияние на ценовую доступность импортного продукта окажет и уже практически состоявшееся вступление России в ВТО, хотя «привозные» лифты по-прежнему будут дороже хотя бы за счет транспортных расходов. Чтобы выдержать растущую конкуренцию, отечественные лифтопроизводители должны вплотную заняться повышением конкурентоспособности своей продукции. Олег Никандров, президент НП СРО «Межрегиональное объединение лифтопроизводителей», видит и другие предпосылки к этому процессу. Он отмечает, что новый техрегламент «О безопасности лифтов» в РФ предусматривает в течение нескольких лет замену значительной части лифтов. При этом эксперт подчеркивает, что этот процесс нельзя свести к простой модернизации имеющегося парка лифтов, необходима модернизация производства. Сегодня многие технологические линии наших предприятий рассчитаны на изготовление старых конструкций лифтов, и продукцию нового класса на них делать почти невозможно: требуется менять производственные линии. «В нынешних условиях поиск эффективных путей и механизмов стимулирования современных лифтовых производств за счет привлечения зарубежных технологий и инвестиций — один из существенных способов повышения производительности и технического уровня российских лифтовых предприятий. К такому выводу пришли члены НП «СРО «Межрегиональное объединение лифтопроизводителей», — подтверждает актуальность проблемы Олег Никандров. С этой целью СРО лифтовиков разработала и предложила «Новую концепцию вертикального транспорта» (НКВТ). НКВТ как раз и направлена как на ускорение качественного обновления лифтового парка в РФ, так и на создание в стране лифтовых производств нового типа по выпуску таких обновленных лифтов. Один из примеров привлечения зарубежных технологий — опыт Щер-бинского завода. «OTIS на территории Щербинского завода построил предприятие, которое выпускает лебедки и рассчитывается с Щербинским за аренду этими лебедками», — рассказывает Степан Журкин.

Параллельно необходимо заниматься «оздоровлением» самого рынка, считают лифтопроизводители. Эдуард Кайзер, генеральный директор ЗАО «Предприятие «Парнас», уверен, что рынок не будет развиваться без честной конкуренции, а честной она бывает далеко не всегда. «Между тем товар и услуги имеют простые, всем понятные конкурентные преимущества — качество, цену, товарный вид продукции, надежность и порядочность предприятия-изготовителя, обязательность в выполнении заказа и гарантийных обязательств», — поясняет Эдуард Кайзер.

Авторы: Анна Демидова