Максим Соколов: «Необходимо использовать финансовые инструменты в дорожном строительстве»

В числе первоочередных задач Министерства транспорта РФ новый руководитель ведомства Максим Соколов называет модернизацию и развитие транспортной инфраструктуры

06.11.2012
Яндекс.Дзен Instagram
В числе первоочередных задач Министерства транспорта РФ новый руководитель ведомства Максим Соколов называет модернизацию и развитие транспортной инфраструктуры, значительную долю которой составляют автомобильные дороги. Основные направления, по которым планируется развивать систему автомобильных дорог страны, министр озвучил на Международном инвестиционном форуме в Сочи.

По словам нового министра транспорта РФ, в 2011 году в дорожной отрасли произошло много позитивных изменений, но наряду с этим наметился ряд новых масштабных задач. Совсем недавно вступили в силу поправки к ФЗ-115 «Закон о концессионных соглашениях», которые позволяют структурировать проекты дорожного строительства на так называемом принципе КЖЦ — контрактах жизненного цикла. «Это действительно очень серьезный этап, — подчеркнул Максим Соколов, — мы планируем реализовать на этом принципе и трассу М-4 «Дон». Важным шагом в модернизации дорожной отрасли, в ее финансировании стало создание федерального и региональных дорожных фондов. Существенная часть средств, заложенных в этих дорожных фондах, убежден руководитель ведомства, должна реализовываться именно на строительстве современных скоростных дорог. «Они позволяют выдерживать и соответствующие нагрузки на ось и обеспечивать необходимый скоростной режим, уровень или требование к безопасности дорожного движения. Важно также понимать и исходить из того, что всех средств, которые есть в бюджете Российской Федерации, в бюджетах субъектов, к сожалению, на быстрое и скорое решение всех дорожных проблем не хватит. По разным оценкам, — в принципе, я с ними согласен, — для приведения в нормативное состояние всех дорог, реализации всех проектов, реконструкции и нового строительства необходимо более 2 трлн рублей. Сегодня же дорожный фонд располагает меньшими ресурсами, и поэтому очень важно на всех этапах, во всех проектах и направлениях, там, где это возможно, привлекать частные средства. Использовать финансовые инструменты в дорожном строительстве. Можно и малыми средствами достичь очень многого, если настроиться на командную работу», — сказал Максим Соколов. Стоит отметить, что для реализации этих планов в стране сегодня складываются благоприятные условия — это и современный уровень развития науки, и новые технологии в дорожном строительстве, и новые подходы, которые позволят существенно сэкономить на строительстве при реализации проектов (ресайклинг, стабилизация грунтов, применение вместо асфальтобетонного цементобетон-ного покрытия, битумы лучшего качества и т.д.).

В числе приоритетных направлений Максим Соколов обозначил развитие дорожной инфраструктуры в сельских территориях: «Очень важно, чтобы не только те, кто живет в городах, не только те, кто ездит по нашим федеральным, магистральным трассам, чувствовали, что у нас появился дорожный фонд, но и жители сельских территорий, до которых порой бывает очень тяжело добраться, особенно в распутицу, увидели, что акценты сделаны и на строительстве сельских дорог. Поэтому, несмотря на то, что в дорожных фондах субъектов Федерации сегодня существует нормативно закрепленная норма выделения 5% от общих средств на исключительно сельские дороги, мы в федеральном дорожном фонде тоже заложили этот приоритет. И на него будет направлено даже больше денег, чем в прошлом году, — примерно 7 млрд рублей. Это позволит сделать с учетом тех нормативов, которые мы тоже упрощаем, чтобы увеличить протяженность сельских дорог, более 500 км». Особое внимание уделяется развитию транспортной доступности территорий Северного Кавказа. «Как раз в Сочи — столице зимней Олимпиады — отчетливо видно, насколько транспортная инфраструктура меняет облик региона в целом, насколько он становится не только инвестиционно привлекательным, но и привлекательным с точки зрения туризма. И, конечно, потенциал Северного Кавказа необходимо использовать, а без инфраструктуры это не сделаешь», — подчеркнул министр.

Серьезные проекты уже реализованы и планируются к реализации и на территории Ростовской области. Об этом министр транспорта РФ рассказал отдельно во время визита в Ростовскую область с целью участия в открытии северного обхода г. Ростова-на-Дону: «М-4 «Дон» является одним из приоритетных направлений в развитии дорожной отрасли всей страны. Коридор «Север — юг», который эффективно работает на обслуживании грузопотоков, постоянно развивается. Трасса имеет основное значение не только в перемещении грузов, но и в перемещении пассажиров. Дорога передана в управление нашей государственной компании «Автодор», которая создана специально для строительства федеральных дорог и их развития, и в границах Ростовской области, на донской земле, в ближайшее время будут завершены еще два проекта по развитию этой дороги. Один завершится в следующем году обходом Тарасовки, где сейчас напряженная обстановка практически круглые сутки. И мы видим перспективу в развитии восточного обхода столицы Ростовской области, где будет сделано не только дорожное полотно, но и новый мостовой переход через реки Дон и Аксай, восточнее городского поселения Аксай, и это, конечно, даст импульс и развитию территории, и более комфортному передвижению грузов и пассажиров по М-4». Основной курс развития, принятый Министерством транспорта РФ, таким образом, представляет собой комплексный подход к решению задач и применению новых технологий, использование принципов энергоэффективности и возможностей альтернативного финансирования проектов.

В данном контексте показателен опыт ведущих европейских государств в части дорожного строительства, который показывает, что за короткий промежуток времени общими усилиями, грамотной организацией труда можно создать развитую современную сеть автомобильных дорог. «Именно такая задача должна быть поставлена перед всеми нами, потому что дорожная сеть — это основа транспортной системы России, и мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы эта транспортная сеть, по крайней мере с точки зрения дорожного обеспечения, не имела инфраструктурных ограничений для роста экономики и позволила бы всем беспрепятственно и комфортно пользоваться предоставляемыми услугами», — резюмировал Максим Соколов.
Авторы: Галина Шувалова