Дороги в кредит

Белорусские дорожники привлекают кредитные средства и экспортируют услуги и продукцию для строительства и реконструкции дорог в РФ

04.11.2012

Проблемы дорожной отрасли России и Беларуси в целом схожи, однако методы решения отличаются. Кроме бюджетных средств, в соседней стране активно привлекаются как внутренние, так и внешние кредитные ресурсы. По данным пресс-службы «Белавтодора», в целом в 2012 году в Беларуси планируется направить на модернизацию дорожной сети страны около 15,4 млрд рублей (данные статистики здесь и ниже приведены в российских рублях и долларах США). Кроме того, за 9 месяцев 2012 г. белорусские предприятия экспортировали услуги и продукцию для ремонта и строительства дорог в РФ на сумму свыше $30 млн.
За январь — сентябрь 2012 г. в Беларуси по содержанию дорог освоено 2,1 млрд рублей, по текущему ремонту — 1,6 млрд, капитальному — 570 млн, строительству и реконструкции — 8,3 млрд рублей. Об этом журналу «Вестник» сообщили в пресс-службе департамента «Белавтодора». В 2012 г. на дорожные работы планировалось направить 15,4 млрд рублей: на содержание — 2,8 млрд, на текущий ремонт — 1,7 млрд, на капитальный — 683 млн, на строительство и реконструкцию — 10,2 млрд рублей.
В последнюю статью расходов включены кредитные (средства ОАО «Беларусбанк» — на реконструкцию автодороги М-4, Всемирного банка — на реконструкцию участка Пуховичи — Бобруйск автодороги М-5, Эксим-банка — на реконструкцию участка Жлобин — Гомель автодороги М-5). В Беларуси строительство, ремонт и реконструкция дорог регламентируются государственной программой «Дороги Беларуси»» на 2006-2015 гг. Кроме бюджетных средств на эти цели привлекаются как внутренние, так и внешние кредитные ресурсы. В частности, в 2010-2012 гг. для реконструкции автодороги М-4 Минск — Могилев привлекался кредит ОАО «Беларусбанк» (1,5 млрд рублей).

На реконструкцию участка Пуховичи — Бобруйск дороги М-5 Минск — Гомель — кредит Всемирного (150 млн долларов США). Работы планируется завершить в 2013 г. На реконструкцию участка Жлобин — Гомель дороги М-5 Минск — Гомель привлекался кредит Эксимбанка КНР (340 млн долларов США). Ее намечено завершить в 2014 г.
В настоящее время обсуждается и вопрос о привлечении кредита на продолжение работ по реконструкции автодороги М-5 Минск — Гомель на участке Бобруйск — Жлобин, а также дорог М-6 Минск — Гродно — граница Республики Польша (Брузги) и М-3 Минск — Витебск.

Экспорт услуг по строительству и реконструкции дорог активно осуществляет ОАО «Дорожно-строительный трест № 1, г. Витебск» (Московская и Санкт-Петербургская кольцевые дороги, дороги в Нечерноземье (Псковская область), нефтепромыслы в г. Нижневартовске (Тюменская область), нефтяные терминалы в г. Приморье и г. Высоцке Российской Федерации. Работники ОАО «Дорожно-строительный трест № 2, г. Гомель» вахтовым методом строили объекты в Российской Федерации (Московская, Архангельская, Тверская области, республики Коми и Башкортостан) и на Украине, а компания «Белгипродор» реализовала такие проекты, как организация содержания автомобильной дороги Москва — Минск; капитальный ремонт дороги М-10 «Россия»; строительство транспортной развязки на обходе Сочи. Реализует в РФ свою продукцию для строительства, ремонта и содержания дорог и компания «Белдортехника». Что касается инновационных решений, то в 2012 г. специалистами БелдорНИИ разработана технология выпуска гранулированного резинобитумного вяжущего для модификации битума в составе асфальтобетонной смеси. Новинка применена на автомобильной дороге М-4 Минск — Могилев и должна увеличить срок службы дорожного покрытия.
Авторы: Валерий Шайтар