Анатолий Чабунин: «Второе рождение региональных дорожных фондов — осознанное государственное решение»

Дорожные фонды, появившиеся недавно на федеральном и региональном уровнях, придали развитию российского дорожного хозяйства качественно новый импульс

07.11.2012

Автомобильные дороги — важнейшее звено транспортной системы страны, без которого не может функционировать ни одна отрасль народного хозяйства. Дорожные фонды, появившиеся недавно на федеральном и региональном уровнях, придали развитию российского дорожного хозяйства качественно новый импульс. Как это происходит на практике, читателям «Вестника» рассказал руководитель Федерального дорожного агентства РФ Анатолий Чабунин.

— Анатолий Михайлович, какую цель ставило перед собой руководство дорожной отрасли и страны в целом, учреждая дорожные фонды?

— Реализация закона о дорожных фондах, который принят в прошлом году, обеспечивает поэтапный переход к нормативному содержанию, ремонту и капитальному ремонту федеральных дорог, что позволит с 2014 года обеспечивать нормативные сроки проведения дорожных работ с ликвидацией недоремонта предыдущих лет. Таким образом, в 2018 году федеральная дорожная сеть будет соответствовать нормативным требованиям.
К 2014 г. планируется достичь доли протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в размере 52,63%. К 2017 г. этот показатель вырастет до 85%, что с учетом ежегодного естественного выбытия дорог из нормативного состояния позволяет говорить о приведении сети автомобильных дорог федерального значения в нормативное состояние. Это означает, что через 5-6 лет большинство дорог в России будут хорошими.

— Дорожные фонды существовали в регионах в 90-е годы прошлого века. Получается, что новое — это хорошо забытое старое...

— Воссоздание дорожных фондов на новом уровне говорит о том, что государство прекрасно понимает острую необходимость развития сети автодорог и то, что в рамках прежних объемов финансирования решить задачи, стоящие перед транспортной инфраструктурой, невозможно.
Теперь появился инструмент для устойчивого функционирования отрасли, стабильного и предсказуемого развития дорожной сети страны. Это позволяет нам конкретизировать порядок выполнения намеченных задач. Дорожная казна формируется из акцизов на горюче-смазочные материалы, транспортного налога, межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц. В соответствии с федеральным законодательством объем дорожной казны может быть увеличен благодаря получению доходов от аренды земли в полосах отвода, от присоединения к дорогам объектов сервиса, предоставления сервитутов под автодорогами и ряда других источников. Речь идет, например, о плате с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн.

— Как расходуются средства, аккумулируемые в региональных дорожных фондах?


— Согласно рекомендациям Росавтодора, дорожный фонд региона должен финансировать модернизацию дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Что касается дорог муниципального значения, средства будут направляться межбюджетными трансфертами, которые не могут превышать 10% объема дорожного фонда. Так что деньги из фонда направляются в большей степени на развитие региональной, нежели муниципальной дорожной сети. Использование средств — вопрос местных властей регионов, так как за региональный дорожный фонд отвечают губернатор и его команда. Но я считаю очень верным решение о том, чтобы добровольно-принудительным способом заставить регионы увеличить объемы финансирования дорожной отрасли. Например, в одном из субъектов Федерации, руководство которого постоянно обращалось за федеральной финансовой поддержкой, оказалось, что объем средств, выделяемых ранее на дороги, был в четыре раза ниже, чем уровень средств их дорожного регионального фонда сейчас. Это говорит о том, что они практически не финансировали отрасль, но зато постоянно жаловались на состояние дорог и просили о помощи. Теперь же у них нет возможности выделять денег меньше, чем это установлено Бюджетным кодексом. Я считаю также очень важным решение о направлении средств на развитие сельских дорог, внутридворовых площадок и улично-дорожной сети. В 2011 году было введено свыше 500 км сельских дорог с твердым покрытием, чего ранее в нашей стране никогда не бывало. В 2012 году будет введено более 600 км. Сейчас создан механизм, который делает этот процесс необратимым. Для ускорения решения задачи обеспечения сельских населенных пунктов круглогодичным подъездом с твердым покрытием, важно, что кроме субсидий из федерального бюджета в Бюджетном кодексе предусмотрено ежегодное выделение на эти цели не менее 5% объемов дорожных фондов субъектов Российской Федерации. Еще 5% в 2012 и 2013 годах предусмотрено выделять на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог населенных пунктов. Это позволит обеспечить продление подъездов к улицам населенных пунктов, обеспечить подъездами сельскохозяйственные и другие предприятия, расположенные в селах.

— Своевременное обновление построенных дорог — тоже один из приоритетов возглавляемой вами организации?

— Недоремонт дорожного покрытия — серьезная проблема, ведущая к деформациям нижних слоев дорожного полотна. И в первую очередь именно эта проблема будет решаться посредством перехода на нормативные показатели содержания и финансирования их за счет федерального дорожного фонда. После 2013 года мы надеемся переломить ситуацию в лучшую сторону.
На федеральном уровне мы должны перейти на полное финансирование с 2013 года, субъекты Федерации — попозже, им надо пройти процесс становления дорожных фондов, но я думаю, где-то к 2015 году они тоже перейдут. Некоторые регионы, несомненно, справятся с этой задачей раньше. Например, в Татарстане введение дорожных фондов незначительно увеличит объем финансирования, поскольку правительство республики уже использует все возможные источники. Кто там побывал, может подтвердить, что качество территориальных дорог в республике гораздо выше, чем в других регионах.

— Что бы вы хотели пожелать российским дорожникам?


— Созданная дорожная сеть — это национальное богатство страны, и она заслуживает к себе отношения именно как к национальному богатству, которое нужно беречь, приумножать и эффективно использовать. И у меня нет сомнений, что высокий профессионализм российских дорожников поможет всем нам еще многое сделать для блага жителей России. Искренне желаю всем дорожникам страны крепкого здоровья, благополучия и успешной работы!
Авторы: Игорь Голота