Ленар Сафин: «Татарстанский участок магистрали Европа — Западный Китай строится на условиях ГЧП»

Согласно опросу, проведенному Ernst & Young, транспортная инфраструктура— наиболее перспективная российская отрасль для применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП)

30.10.2012

Согласно опросу, проведенному Ernst & Young, транспортная инфраструктура— наиболее перспективная российская отрасль для применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Однако до сих пор нет единого нормативного акта, регламентирующего его применение на уровне субъектов Федерации. Сегодня ФЗ «О государственно-частном партнерстве», разработанный минрегиоиразвития РФ, находится на стадии проекта. В Татарстане подобный документ начал действовать с августа 2011 г., и сегодня в регионе реализуется ряд совместных проектов государства и бизнеса в сфере дорожного строительства. О перспективах развития ГЧП, строительстве дорожных развязок к Универсиаде-2013, а также реконструкции сельских дорог Отраслевому журналу «Вестник. Татарстан» рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ленар Сафин.

— Ленар Ринатович, в Татарстане многие проекты реализуются на принципах частно-государственного партнерства за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Во многом этому способствует разработанный в республике закон о ГЧП. Что делается в рамках проекта ГЧП в сфере дорожного хозяйства?

— Сегодня в республике при поддержке Правительства Татарстана продолжается реализация проекта строительства международного транспортного коридора Европа — Западный Китай на условиях государственно-частного партнерства. Работы ведутся в соответствии с международными требованиями и стандартами, с применением новейших технологий и материалов. Хочу отметить, что Татарстан — первый субъект РФ, который оценил транзитный потенциал коридора. В республике ударными темпами ведется реализация инвестиционного проекта «Строительство платной автомагистрали Шали (М-7) — Бавлы (М-5)» в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги Казань — Оренбург. Стоит отметить, что уже введен в эксплуатацию участок дороги протяженностью 40 км, соединяющий две федеральные трассы (М-5 «Урал» и М-7 «Волга»). В 2013 г. намечен ввод мостового перехода через реку Кама у с. Сорочьи Горы протяженностью 14 км, продолжаются работы на участке Алексеевск — Альметьевск.
Расчетная стоимость строительства татарстанского участка автомагистрали составляет более 100 млрд рублей. Прогнозная интенсивность движения — до 35 тыс. автомобилей в сутки. Ввести ее в эксплуатацию мы планируем к 2018 году.

— В рамках обслуживания маршрута Европа — Западный Китай в Татарстане ведется строительство Свияжского мультимодального логистического центра. Какую роль в развитии транспортнои системы Татарстана призван сыграть этот объект?

— Этот уникальный пилотный проект в масштабах всей страны включен в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Месторасположение Свияжского мультимодального логистического центра (СММЛЦ) выбрано не случайно. Свияжск находится на пересечении ключевых магистральных железнодорожных и водных путей, автомобильных дорог, что обеспечивает непосредственное прямое взаимодействие железнодорожного, автомобильного и речного транспорта. Это в совокупности со складской распределительной сетью кардинально минимизирует транспортные и внутрискладские издержки. В перспективе создание центра позволит снизить транспортные издержки в стоимости продукции у производителей и потребителей, расширить торгово-транспортные связи страны в целом и Татарстана в том числе, обеспечить рост грузооборота и получить доходы от транспортной и сервисной деятельности предприятий и организаций транспорта, торговли, внедрить современные логистические технологии в грузопоток и повысить эффективность использования коммуникаций и производственных мощностей в казанском транспортном узле. Кроме того, на площадку СММЛЦ планируется перевести Казанский грузовой порт. Здесь для обработки судов типа «река — море» (с гарантированной глубиной не менее 5,5 м) намечено строительство трех причалов по 150 м каждый. Строительство СММЛЦ, входящего в российскую систему мультимодальных транспортных узлов, станет одним из мощных локомотивов роста экономики России и Татарстана и наполнения бюджета. Кроме того, создание центра логистики даст сильный импульс для развития малого бизнеса в регионе и позволит создать тысячи рабочих мест.

— Масштабное дорожное строительство ведется в Казани в связи с Универсиадой-2013. Расскажите о том, что сегодня уже сделано. Закончится ли глобальное строительство до 2013 года?

— Сегодня Казань — как одна большая строительная площадка, и это не только спортивные объекты, но и дорожная сеть. Одновременно ведется строительство 12 развязок в рамках Программы развития улично-дорожной сети — где-то лучше, где-то хуже, но везде идем по графику. В еженедельном режиме президент РТ и все мы мониторим все объекты. Предусматривается строительство и реконструкция автомобильных дорог, развязок и пешеходных переходов. Безусловно, поставленная перед нами задача будет выполнена — построим все развязки и «пешеходники», новые магистрали. Реконструируем порядка 65 км существующих дорог. Заработает Большое Казанское кольцо с широкой проезжей частью, по которому будет ходить трамвай с повышенными скоростными характеристиками. Пешеходные переходы будут в подземном и наземном варианте, поэтому магистраль получит современный вид. Плюс метрополитен, где сейчас ведется активное строительство трех станций.

— Одним из важнейших объектов, волнующих жителей Казани, является Ленинская дамба. Когда откроется движение по первой линии новой развязки и когда будет сдан в эксплуатацию весь мост?

— Безусловно, одним из наиболее масштабных и значимых объектов является реконструкция существующего участка Ленинской дамбы и моста через реку Казанку, поскольку мостовой переход связывает две части нашей столицы. В результате реконструкции дамбы мы получим двухуровневую развязку: один путепровод пройдет на Кировскую дамбу, второй будет пересекать Ленинский мост. Первую очередь строительства намечено ввести в конце сентября 2012 года. Окончательный ввод объекта в эксплуатацию будет осуществлен в 2013 году.

— Одна из проблем транспортной сферы — это сельские дороги. Многие села и проселочные дороги не асфальтированы, и от этого очень страдают жители глубинки. Мы знаем, что работа в этом направлении ведется. В этой связи интересно, какие средства предусмотрены на строительство и реконструкцию сельских дорог в 2012-2013 годах?

— В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» Татарстан внес предложение по соединению 111 населенных пунктов республики с автомобильными дорогами с твердым покрытием. Общая протяженность маршрутов — 252 км, объем финансирования — 4,1 млрд рублей, в том числе 2,5 млрд рублей за счет бюджета РФ и 1,6 млрд рублей из бюджета Татарстана. Ежегодно общий объем финансирования на строительство сельских дорог из российского и республиканского бюджетов составляет не менее 3 млрд рублей. И если за 2006-2010 гг. мы соединили 111 сел, то только в 2011 году благодаря поддержке Министерства транспорта РФ нам удалось соединить 60 населенных пунктов, в том числе 23 за счет субсидий из федерального бюджета в объеме 610 млн рублей.

Наше министерство подготовило перечень населенных пунктов с численностью населения 51-125 человек для соединения их подъездными дорогами с сетью дорог общего пользования. Это проект стартовал в 2012 г. и будет завершен в 2015-м. К этому времени 214 населенных пунктов республики с общей протяженностью подъездных автодорог 505,9 км будут обеспечены постоянной круглогодичной автомобильной связью. Объем финансирования проекта — 4,806 млрд рублей. По Программе дорожных работ 2012 года мы планируем обеспечить транспортным сообщением 62 населенных пункта. В том числе в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» обеспечиваются 33 населенных пункта — общий объем финансирования составляет 1,67 млрд рублей, из них 726 млн рублей — за счет субсидий из федерального бюджета.

Критерием отбора объектов по данной федеральной программе является протяженность транспортных разрывов от населенного пункта до сети автомобильных дорог общего пользования с удалением от нее по кратчайшему расстоянию не более чем на 5 км и с населением свыше 125 человек. При этом норматив субсидии из федерального бюджета на строительство 1 км автомобильной дороги с твердым покрытием определен в размере 10 млн рублей.

— Ленар Ринатович, какие организации, на ваш взгляд, вносят важный вклад в строительство дорог и реализацию проектов?


— Могу с уверенностью констатировать, что дорожно-строительных организаций, которые располагают мощными производственно-техническими базами, передовыми технологиями, подготовленным персоналом ИТР и квалифицированными рабочими, у нас в республике немало. Среди них можно выделить ОАО «Татавтодор», ОАО «Каздорстрой», ОАО «Алексеевск-дорстрой», ОАО «СМП-Нефтегаз», ООО «Татнефтедор», ЗАО «Вираж», ОАО «Волгомост», ООО ПСО «Казань» и другие. Проектно-изыскательские работы для дорожного строительства и проведения ремонтов осуществляют ОАО «Татдорпроект» и ЗАО «Транспроект», ООО «Спецдорпроект», ООО «Институт «Агротранспроект». В области проектирования мостов и искусственных сооружений работают НТЦ «Мосты» и ООО «Профиль». При этом ОАО «Татавтодор», ООО «Татнефтедор», ОАО «Алексеевск-дорстрой» и ОАО «Каздорстрой» являются основными подрядчиками по содержанию автомобильных дорог. Что касается ОАО «Татавтодор», то это старейшая дорожная компания Республики Татарстан, основанная в апреле 1929 года. Именно «Татавтодор» в 60-70-е годы прошлого столетия создал опорную сеть автомобильных дорог, обеспечившую устойчивую транспортную связь между всеми городами и районами республики. В настоящее время «Татавтодор» по производственным мощностям и объемам выполняемых работ имеет самую разветвленную сеть районных дорожных подразделений. Зона деятельности подразделений компании составляет 2/3 территории региона. Без сильных, обладающих мощной производственной базой подрядчиков реализация масштабных проектов невозможна. В нашей республике осуществление таких проектов ведут инициативный инвестор проекта «Шали — Бавлы» ОАО «Автострада» в составе ОАО «СМП-Нефтегаз» и генеральный подрядчик Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра — ООО «ПСО «Казань».

Группа компаний «СМП-Нефтегаз» динамично развивается на юго-востоке Татарстана с 1991 года. Одним из направлений деятельности ОАО «СМП-Нефтегаз» является строительство, реконструкция и ремонт федеральных, территориальных, местных автомобильных дорог всех технических категорий как в Татарстане, так и за ее пределами, а также выпуск асфальтобетонной и бетонной продукции. Для этого имеется соответствующая лицензия, собственная производственная база, современная импортная дорожно-строительная техника и, конечно, квалифицированные специалисты.

— Что бы вы хотели пожелать коллегам-дорожникам в преддверии профессионального праздника?

— Дорожное хозяйство — не просто одна из важнейших отраслей экономики. Без этой отрасли невозможно эффективное функционирование всех остальных отраслей. Кроме того, строительство и содержание сети автодорог общего пользования обеспечивает единство инфраструктуры регионов и страны в целом. Осознание этого основного принципа нашей работы помогает дорожникам успешно решать стоящие перед ними текущие задачи. Уверен, что лучшие традиции российских дорожников будут сохранены и приумножены. Желаю всем дорожникам страны крепкого здоровья, благополучия и новых успехов в работе!