Сергей Кельбах: «Платными станут дороги, имеющие бесплатную альтернативу»

Госкомпания «Росавтодор», созданная три года назад для развития платных дорог в России, занимается строительством необходимой для этого инфраструктуры

05.11.2012
Яндекс.Дзен Instagram
Госкомпания «Росавтодор», созданная три года назад для развития платных дорог в России, занимается строительством необходимой для этого инфраструктуры. Каковы основные результаты трехлетней работы? Как продвигается строительство транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай, который проходит в том числе по территории Татарстана и соседних регионов ПФО? На эти и другие вопросы «Вестника» ответил председатель правления ГК «Росавтодор» Сергей Кельбах.

— Сергей Валентинович, как вы оцениваете итоги минувшего трехлетия?

— В 2010-2012 годах госкомпании удалось главное — привлечь в дорожное строительство частных инвесторов. Всего мы привлекли 66 млрд рублей, в том числе 59 млрд — частное финансирование в рамках концессионных и инвестиционных соглашений, 3,4 млрд рублей — инвестиции в создание многофункциональных сервисных зон, 3 млрд — облигационный заем госкомпании и 600 млн рублей — финансирование предпроектных работ. Принято решение о том, что все крупные контракты на строительство, реконструкцию и комплексное обустройство автодорог на сумму более 5 млрд рублей будут заключаться на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) с непременным включением в условия договоров обязательств исполнителя по софинансированию проектов. Проекты ГЧП — это не только дополнительное финансирование, но и новые эффективные организационные подходы и инновационные технологии.

— В доверительном управлении госкомпании находятся три трассы — М-3 «Украина», М-1 «Беларусь» и М-4 «Дон». В декабре 2010 г. в Липецкой области открыт первый платный участок трассы М-4 — объезд города Задонска и села Хлевное. Будут ли вышеперечисленные дороги полностью платными, и если да, то когда?

— В нашей стране отсутствует сеть скоростных автодорог. Для ее развития необходимо привлечение не только частных инвестиций, но и средств госбюджета. Если отказаться от сбора платы, то основная часть средств будет тратиться на содержание, а на реконструкцию и строительство почти ничего не останется. Хочу подчеркнуть, что на платную основу переводятся только те участки дороги, которые имеют бесплатную альтернативу. В 2019 году планируется завершить реконструкцию автодороги М-4 «Дон», при этом платными будут только 766 км из 1542 км. Что касается автодорог М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина», то после реконструкции они также не будут платными на всем протяжении.

— Каково участие «Автодора» в реализации проекта трассы Европа — Китай?

— Данная автодорога — перспективный проект госкомпании. Его реализация позволит России использовать свой транзитный потенциал и создаст конкуренцию трансатлантическим морским перевозкам. На данный момент автодорога Европа — Западный Китай находится на предпроектной стадии.

— Есть ли необходимость в совершенствовании технических регламентов в дорожном строительстве?

— Безусловно, необходимо совершенствовать нормы проектирования и строительства. Также необходимо обратить внимание на государственную экспертизу проектов, особенно ГЧП-проектов. Сейчас действуют подходы и нормативы, которые нередко препятствуют внедрению инновационных проектных решений и материалов при строительстве дорог. Мы выступаем за подход, при котором учитываются комплексные затраты на создание и функционирование автодороги, а не только затраты на строительство. Затраты на этапе строительства могут быть больше, но с условием, что затем в процессе эксплуатации мы сократим межремонтные сроки и расходы на содержание автодороги.

— Что бы вы хотели пожелать российским дорожникам в преддверии профессионального праздника?

— От души желаем всем российским дорожникам больше хороших объектов, здоровья, благополучия и процветания!
Авторы: Игорь Голота