Новые планы о главном

Новые планы о главном

Избранный президент РФ Владимир Путин за шесть лет намерен заметно изменить инфраструктуру страны

На 3 года вперед будут устанавливаться тарифы на коммунальные услуги

Тарифы на этот срок будут рассчитываться по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору. Главное — тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг, говорится в проекте «Программы 2012-2018». Путин обещал уволить губернаторов регионов, где резко выросли тарифы ЖКХ. По его словам, сегодня люди оплачивают уже более 90% от так называемого экономически обоснованного тарифа. Много вопросов вызывает и качество жилищно-коммунальных услуг, которое зачастую совершенно не соответствует их стоимости.

Андрей Верещака, директор СРО НП «Строители Ростовской области»:

— Думаю, в этом направлении не будет никаких изменений: лоббирование интересов крупных монополий очень высоко, у нас в регионе власти ссылаются на то, что у них нет никаких рычагов влияния на крупные монополии. Но давайте рассмотрим такой вопрос: сколько получает тот или иной руководитель сетевой компании, а лучше скажем, высшие менеджеры? Никто из них не откажется от этих денег, и они будут давить на кого угодно, чтобы тарифы росли постоянно, хотя рост тарифов и приводит к инфляции, а повышение пенсий и зарплат на производстве не может сравниться с фактической инфляцией, а не той инфляцией, которую озвучивает Росстат.

В 5 раз правительство страны намерено сократить время получения разрешения на строительство

Строительной отрасли необходимо начать переход от разрешительного порядка согласования документов к уведомительному — еще один тезис программы. Это приведет к кардинальному упрощению механизмов согласований проектной документации, а также процесса выдачи разрешений на строительство. Для начала застройки девелоперу достаточно предоставить экспертизу проектной документации и подтверждение соответствия плану градостроительства. Сегодня Россия занимает одно из последних мест в рейтингах глобальной инвестиционной конкурентоспособности. Чтобы попасть в двадцатку лучших стран по условиям инвестиционного климата, ей необходимо сократить число разрешительных процедур до семи (сейчас их 51), а количество дней хотя бы до 35 (сегодня — 423). К примеру, сроки подключения к сетям энергоснабжения должны сократиться практически в четыре раза, чтобы получить разрешение на строительство объекта, должно уходить в пять раз меньше времени, чем сейчас, и в три раза меньше различных бумаг.

Сергей Рябышев, директор ООО «Самур» (г. Шахты):

— Согласование различных документов, регламентов, техусловий — это огромная проблема. Общее время, потраченное на подготовку к строительству, иногда в три раза больше, чем на само строительство. В первую очередь не хватает профессиональных кадров, которые занимаются оформлением. Их нужно больше, и это совсем не означает, что мы идем по пути разрастания бюрократического аппарата, потому что людей, действительно работающих в органах муниципальной власти, очень мало. Вот на их места и нужно набрать профессионалов, которым ставить задачу четко: «Согласовать проект за два месяца!»

Что касается естественных монополий, то их также необходимо ставить в какие-то рамки. Энергетики сегодня чувствуют себя королями, затягивают сроки подключения. И это притом, что стоимость подключения за последние пять лет выросла почти в 40 раз.

8,8 млрд кв. м жилья будет построено в 23 регионах страны при поддержке Фонда РЖС

В регионах России будут развернуты программы создания жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и строительства социального жилья для работников бюджетной сферы. Еще в прошлом году правительство внесло изменения в закон о жилищном строительстве, которые предусматривают безвозмездную передачу земли кооперативам работников бюджетной сферы. Согласно им федеральный Фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) может передавать свои земельные участки в срочное пользование ЖСК, созданных из числа работников бюджетной сферы (учителей школ, дошкольных образовательных учреждений, преподавателей вузов, врачей и работников культурных учреждений). Также фонд будет оказывать ЖСК содействие в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой, предоставит доступ к библиотеке проектов повторного применения. Сегодня на земельных участках фонда РЖС в 23 субъектах РФ в стадии реализации находится 56 проектов комплексного освоения в целях жилищного строительства. Общая площадь проектируемого и строящегося жилья — 8,8 млрд кв. м, в том числе 3,7 млрд кв. м малоэтажного жилья. Доля жилья экономического класса составляет 70%. Благодаря реализации мер поддержки застройщиков, реализующих проекты на земельных участках фонда РЖС, удалось в том числе достичь снижения стоимости 1 кв. м в среднем на 15% от рыночных цен и на 5% от цены, установленной Минрегионом.

Наталья Минько, главный архитектор, заместитель главы по территориальному развитию администрации Донецка:

— В том виде, в каком я понимаю идею ЖСК, это будет лишь очередная структура с размытыми функциями и сомнительной необходимостью. Дело в том, что жилищностроительный кооператив, не имея разрешительной документации и при отсутствии возможности выступать самостоятельным заказчиком, будет обращаться в те же строительные компании, которые работают сейчас. Зачем они нужны, если есть муниципальные заказчики, которым можно напрямую и, что крайне важно, адресно выделять деньги. Например, на дом учителям, врачам и т.д. Что касается функции контроля будущих жильцов через кооперативы, то мы уже видим, насколько несостоятельна она оказалась в сфере ЖКХ при проведении капремонта. Пенсионеры, музыканты, полицейские — кто угодно учат нас, строителей, как правильно класть плитку и красить стены. Не разбираясь в этом ремесле, они не просто не способны помочь — они мешают, бегают по инстанциям с жалобами, обращаются в правоохранительные органы.

В 1,5-2 раза будет расширен агломерационный радиус российских городов

Участки для строительства являются в России дефицитом по причине неразвитости инфраструктуры. Если в Европе, Америке, Японии и Корее вы можете построить дом или фабрику в любом месте за 50, даже за 80 км от крупного города, то у нас уже за 2030 км начинаются неосвоенные участки — без дорог, газа, воды и электричества, где земля ничего не стоит, потому что ее просто нельзя использовать. Поэтому освоение территории следует начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Это позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%. Для этого придется резко повысить эффективность расходов, отмечает Путин, то есть строить не дороже, чем соседние страны. Власти готовы проводить международные конкурсы, привлекая к ним зарубежные компании. Также Путин обещает снять ограничения на строительство жилья на землях сельхозназначения.

Максим Хмель, гендиректор АН «Парус»:

— Безусловно, эта инициатива направлена на развитие городских агломераций. Сегодня между городами Ростовской агломерации (Ростов-на-Дону, Аксай, Батайск) налажена отличная транспортная коммуникация, а свободной земли пока еще много. При этом быстро и эффективно застраивать их не получается из-за сложности и дороговизны перевода земельных участков из категории сельскохозяйственных в категорию застраиваемых. Тем, кто сегодня хочет построить дом, участок можно найти либо в существующих садоводческих товариществах, либо в коттеджных поселках — другой альтернативы нет, и это сдерживает темпы застройки, приводит к удорожанию земли. Если же разрешить упрощенный доступ застройки на пустующих сейчас землях Аксайского, Мясниковского районов, то при нынешнем уровне развития автономных технологий ЖКХ индивидуальное жилищное строительство здесь будет вестись очень быстрыми темпами.

60% — доля малоэтажного строительства в России к 2015 году

Малоэтажное строительство — драйвер развития жилищного строительства. К 2015 году его долю в общем объеме строительства планируется довести до 60% — примерно 54 млн кв. метров. На стимулирование регионов федеральный центр потратит 25 млрд руб. Преимущество малоэтажек — в их дешевизне (стоимость коттеджа сопоставима с квартирой экономкласса в городе) и быстроте стройки (от месяца до полугода). Однако оно будет очевидно, только если есть социальная и инженерная инфраструктура.

Андрей Кияшко, гендиректор СК «Развитие»:

— Малоэтажное жилье, безусловно, обладает в условиях современного города, где живет уже более 60% населения России, рядом преимуществ. В первую очередь это, конечно, скорость оформления документов и вообще их количество. Второе — это возможность удешевления себестоимости работ за счет сокращения ряда производственных и административных затрат. Одно-, двухэтажный дом не требует массивного фундамента, может строиться из облегченных конструкций и с использованием достаточно простой техники. Отсюда же вытекает третье преимущество — скорость возведения: если 14-16-этажный дом строится два-три года, то частный дом — 3-4 месяца, а если используются быстровозводимые технологии — и того быстрее. Для самих жильцов индивидуальный дом — это также возможность вести строительство собственными силами (либо выступать заказчиком), без привлечения застройщика.

Сергей Романов, директор филиала ЗАО «Желдорипотека» в г. Ростове-на-Дону:

— Общий объем затрат, необходимый для строительства малоэтажки, всегда был ниже, чем в многоэтажном доме. На сегодняшний день малоэтажное строительство действительно становится одной из тенденций и приоритетным направлением развития в жилом строительстве. Если брать в расчет все совокупные затраты, отнесенные на 1 кв. метр малоэтажки, то они не могут быть выше затрат на приобретение квартиры в многоэтажном доме. Инженерная составляющая малоэтажного строительства обходится примерно в 15 тыс. руб. за кв. метр. В этой сумме 35% составляет стоимость дорог и вертикальной планировки участка. 14% приходится на водоотведение и 10% — на водоснабжение. Далее по уменьшающей идут электроснабжение, газоснабжение, тепло и т. д.

14 тыс. км новых дорог намерен построить Минтранс РФ за ближайшие пять лет

В прошлом году были созданы региональные дорожные фонды, в которые поступают акцизы от продажи бензина. За счет повышения акцизов на бензин в региональные фонды в этом году должно попасть более 90 млрд рублей. Данный механизм за ближайшие пять лет позволит Минтрансу не только обещать, но и построить 14 тысяч километров новых дорог. В дальнейшем, к 2020 году, он даст возможность привести все федеральные трассы страны в соответствие с современными требованиями. С января 2012 года бюджетное финансирование дорожной отрасли в пяти регионах Юга России увеличится, по данным «Вестника», в целом до 40 млрд рублей. К примеру, в Краснодарском крае — до 15 млрд рублей, в Ростовской области — до 10 млрд рублей, в Волгоградской области — свыше 6 млрд рублей.

Максим Пшеничников, главный инженер ОАО «Волгомост»:

— Стоит отметить, дорожные фонды не являются российским ноу-хау. Это распространенный во всем мире механизм дорожного строительства, уже не раз доказавший свою эффективность. За счет целевых дорожных налогов, заложенных в цену моторного топлива, развиваются дорожные сети общего пользования во многих развитых странах. Именно через дорожные фонды в США финансировалось строительство современной сети скоростных дорог, которая позволила преодолеть территориальную разобщенность страны, связать штаты. Опыт функционирования дорожных фондов у России уже есть. В период с 1991 года в течение десятилетия дорожные фонды являлись основным инструментом финансирования строительства и содержания дорожной инфраструктуры. Они пополнялись за счет поступлений от топливных акцизов, налогов с предприятий. Однако в 2001 году дорожные фонды были ликвидированы в ходе отмены оборотных налогов с предприятий. Сооружение автотрасс в регионах является приоритетом для Правительства РФ. И механизм дорожных фондов будет развиваться. Ну а если говорить о перспективах и первых результатах возрождения дорожных фондов, то это очень положительно сказывается на возрастании объемов строительства автомобильных дорог.

200 млрд рублей выделят регионы в ближайшие четыре года на строительство новых детских садов

Владимир Путин призвал губернаторов ликвидировать очереди в детские сады. Теперь в регионах приняты целевые программы по реконструкции, развитию и восстановлению системы дошкольных учреждений (ДОУ). Региональные бюджеты за четыре года выделят на это более 200 млрд рублей. Из федерального бюджета на строительство ДОУ будет выделено в ближайшее время 9 млрд рублей (1 млрд рублей пойдет напрямую из федерального бюджета, еще 8 млрд рублей — как трехлетний бюджетный, очень дешевый кредит регионам). Это позволит дополнительно ввести более 20 тыс. новых мест в детских садах. Очередь в детские сады сейчас составляет 1,7 млн человек.

Андрей Верещака, директор СРО НП «Строители Ростовской области»:

— Очередь в детские сады — злободневная проблема в каждом районе и даже отдельном населенном пункте. Но, как говорится, сначала все сломали (а именно позволили приватизировать за бесценок), а теперь ищем места и тратим бюджет на строительство. Если местные власти позволят, то региональные компании готовы участвовать в строительстве данных объектов. Думаю, эту проблему можно будет решить в кратчайшие сроки. По данным областных властей, в скором времени должно быть построено 100 детских садов.

Логотип Вестник Строительство