Дмитрий Козак, вице-премьер Правительства РФ: «Жуликов от ЖКХ надо вытаскивать за ушко на солнышко!»

Сложилось устойчивое общественное мнение,что жилищно-коммунальный сектор работает крайне неэффективно...

04.01.2012

Сложилось устойчивое общественное мнение,что жилищно-коммунальный сектор работает крайне неэффективно, поражен коррупцией, воровством. Преодолеть это мнение — задача прежде всего самой отрасли. Самой отрасли необходимо обеспечить абсолютную прозрачность для потребителя.

Про максимальный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги

— Максимальный рост тарифов на услуги ЖКХ в 2012 году в России составит около 11% либо ниже. Правительство РФ всячески сдерживает их рост. В нынешнем году мы выйдем на заветную цель, которую ставили себе давно: уровень тарифов в жилищно-коммунальной сфере не превысит уровень инфляции. При этом рост заработной платы бюджетникам и военнослужащим, пенсий, напротив, будет значительным — в 2,5-3,5 раза.

Про качество муниципальных программ модернизации ЖКХ

— Ссылки руководителей муниципальных образований на отсутствие денег на ЖКХ несостоятельны. Считаю, прежде чем выделять дополнительные средства, Минфин и Минрегион должны проверять структуру муниципальных расходов. В начале 2000-х мы проверяли замерзшие города. Тогда у местных властей находились деньги на второстепенные расходы, а на главные — почему-то нет.

Во многих городах инвестпрограммы в сфере ЖКХ либо отсутствуют, либо существуют только на бумаге. С граждан собирают деньги на модернизацию коммунальной инфраструктуры, а потом невозможно установить, куда эти деньги делись. Это не просто халатность — это невыполнение федерального закона. Призываю правоохранительные органы «автоматом» заводить уголовные дела на мэров, у которых нет программ модернизации ЖКХ. Как минимум это должна быть статья «Халатность», а там пусть следователи и прокуроры разбираются.

Про стандарты раскрытия информации управляющими компаниями

— МВД и Росмониторинг проанализировали финансовые дела управляющих организаций-должников. Результат ужасный: множество приписок, фактов увода народных денег в фирмы-однодневки. То, что должно тратиться на ремонт инфраструктуры, уводится в офшоры.

Только 10% организаций, управляющих многоквартирными домами, соблюдают стандарты раскрытия информации. Остальные непрозрачны и неподконтрольны ни нам, ни гражданам. Жуликов от ЖКХ надо вытаскивать за ушко на солнышко!

Про общегородские рейтинги управляющих компаний

— Я готов поддержать идею создания общегородских рейтингов управляющих компаний. Данные рейтингов покажут, какие компании делают свое дело добросовестно, а какие не заслуживают права работать в сфере ЖКХ. Подобная схема прекрасно вписывается в законодательство о здоровой конкурентной среде. При этом важную роль в отборе будет играть народный контроль.

Все права управления домом — это исключительно компетенция жителей. Если им безразлично то, каким образом управляется дом, если они не приходят на собрания, чтобы решить проблемы, никаких эффективных решений не будет. Надо призывать жителей к большей активности.

Про аудиторские проверки «проблемных» предприятий отрасли

— Я собираюсь инициировать проведение аудиторских проверок на тех предприятиях ЖКХ, на которые чаще всего жалуются жители. При этом компаниям, которые работают эффективно, продолжат оказывать поддержку при проведении капитального ремонта из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Правительство РФ найдет средства на продление работы фонда как минимум до 2015 года: софинансирование капремонта из фонда пользуется большой популярностью. При этом люди постоянно предлагают повысить свою долю — иногда она доходит до 40%.

Для того чтобы делать капитальный ремонт в среднем жилом доме раз в 20 лет, жители должны платить от 5 до 8 рублей за квадратный метр в год. Однако сейчас ситуация ухудшилась, поскольку накопился большой недоремонт. В связи с этим соответствующие расходы будут субсидироваться из федерального бюджета.

Про обязательное вхождение управляющих компаний в состав саморегулируемых организаций

— Рыночные механизмы в сфере управления жилыми домами работать в полной мере не могут, поэтому необходимо создать механизмы государственного регулирования, которые будут регламентировать доступ на этот рынок для управляющих компаний. Сейчас ограничений при вступлении на рынок ЖКХ нет, благодаря чему за сферой коммунального хозяйства закрепилась репутация самой нечестной и недобросовестной экономической сферы. Регулирование в ЖКХ можно осуществить только двумя путями: либо вернуться к старому, традиционно коррупциогенному механизму лицензирования, либо перейти к саморегулированию. Последнее мне представляется гораздо более эффективным. Уже на весенней сессии Госдума может рассмотреть вопрос об обязательном вхождении управляющих компаний в состав саморегулируемых организаций. В законопроекте будет описан такой механизм создания СРО, в котором бы участвовали и государство, и граждане, и жилищники. Самим СРО необходимо будет четко прописать стандарты доступа на рынок, качества предоставляемых услуг, определить механизмы ответственности за недобросовестную конкуренцию и предоставление услуг с нарушением стандарта качества. СРО — один из самых современных способов регулирования предпринимательской деятельности в ЖКХ.