Сергей Трифонов, заместитель губернатора Ростовской области: «Показатели реформирования ЖКХ на Дону — выше среднероссийских»

Если сравнивать со Ставропольским краем, Воронежской и Волгоградской областями, то по основным показателям реформа ЖКХ в Ростовской области проводится более успешно

12.12.2011
Яндекс.Дзен Instagram
Если сравнивать со Ставропольским краем, Воронежской и Волгоградской областями, то по основным показателям реформа ЖКХ в Ростовской области проводится более успешно, с Краснодарским краем регион идет «нога в ногу». В целом же по России донские результаты — выше средних. Например, доля многоквартирных домов, управляемых ТСЖ, в среднем по стране составляет 13,42%, а на Дону — 18,14%; доля многоквартирных домов, управляемых частными УК, — соответственно, 49,48% и 59,28%. Но это не означает, что можно расслабиться: предстоит выполнить еще очень большой объем работы, рассказал Сергей Трифонов в интервью ИД «МедиаЮг».

— Реформирование предприятий ЖКХ идет путем преобразования в акционерные общества или передачи объектов коммунальной инфраструктуры частным операторам — это длительный и капиталоемкий процесс. Многие инвестиционные проекты, в том числе капвложения в мелкие предприятия, имеют срок окупаемости десять и более лет — это делает их фактически непривлекательными для частных инвесторов. Согласно последним изменениям Федерального закона № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», доля частных организаций коммунального комплекса до 1 июля 2012 года должна составить не менее 50%, а в последующие годы — не менее 80%. У организаций ЖКХ появилась возможность продлить срок проведения мероприятий по реформированию. Однако руководители муниципальных образований области должны понимать: продление срока реформы не должно повлечь за собой снижение темпов проведения запланированных мероприятий.

— Оправданно ли говорить о том, что финансирование по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ помогло Ростовской области снять остроту проблемы капитального ремонта многоквартирных домов? За счет каких источников будут ремонтироваться дома, не попавшие в программу фонда?

— За четыре года Ростовская область получила из фонда 6,5 млрд рублей на ремонт 2345 многоквартирных домов, в 2012 году предусмотрено 604,8 млн рублей. Кроме средств фонда дополнительные ассигнования ежегодно выделяются из областного бюджета.

Если финансовая поддержка Фонда содействия реформированию ЖКХ направлялась на ремонт домов, расположенных на территории муниципальных образований, выполнивших жесткие условия закона № 185, то дополнительные средства бюджета Ростовской области выделялись на ремонт домов в муниципалитетах, выполнивших более мягкие условия реформирования, утвержденные нормативно-правовыми актами администрации региона. Именно выполнение таких мягких условий стимулировало городские и сельские органы исполнительной власти более энергично принимать участие в реформе отрасли: ТСЖ — 10%, управляющие компании — 50%. Например, в 2011 году за счет финансовой поддержки областного бюджета отремонтировано 363 дома на общую сумму 1,1 млрд рублей.

С 2012 года начнется реализация долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012-2015 годы». В ее рамках за четыре года будет отремонтировано 911 домов и заменен 831 лифт на общую сумму 3,1 млрд рублей. Реализация выбранного курса на улучшение технического состояния жилищного фонда Дона позволит не допустить прекращения работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, развернутой в последние годы.

— В начале 2011 года губернатор Ростовской области Василий Голубев объявил об аудите платежей за жилищно-коммунальные услуги. Каковы его промежуточные результаты?

— За 9 месяцев 2011 года комиссией по проведению аудита платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги осуществлены комплексные проверки в Ростове, Новочеркасске, Шахтах, Гуково, Таганроге, Батайске, Азове, Волгодонске, Зверево. Проводятся проверки в Каменске-Шахтинском, Новошахтинске и Донецке. Проведен технологический мониторинг 28 многоквартирных домов, находящихся в управлении 25 управляющих организаций.

По итогам аудита управляющим организациям предложено перестроить договорные отношения с собственниками на основе рекомендаций, разработанных министерством ЖКХ области, максимально корректно проводить учет показаний индивидуальных и общедомовых приборов, выявлять и устранять причины завышенного коэффициента при расчете платежей граждан за коммунальные услуги.

Основным результатом аудита должна стать корректировка в сторону улучшения взаимоотношений с собственниками жилья и повышение эффективности управления многоквартирными домами.

—Довольны ли вы сегодняшней работой управляющих компаний? Оправданно ли сказать, что за последнее время качество их работы улучшилось и они демонстрируют большую, чем раньше, открытость?

— Работа управляющих организаций, к сожалению, еще далека от совершенства. Но уже сейчас мы видим и положительные примеры. Для достижения успешных результатов необходимо прекратить противостояние. И собственники жилья, и управляющие компании должны двигаться навстречу друг другу. Задача одна — создать безопасные и благоприятные условия проживания людей в домах. Договор управления многоквартирным домом — вот документ, регламентирующий отношения заказчиков и исполнителей. Взаимовыгодные, четкие и понятные договорные отношения предотвратят конфликты и помогут в решении проблем. Предлагаю жителям региона чаще заходить на сайт Государственной жилищной инспекции http://gzhi.donland.ru/. Именно там размещена информация, которую обязаны раскрывать управляющие организации в соответствии со стандартом, утвержденным правительством области. Те, кто не «раскрылся», все равно будут вынуждены это сделать. Мы контролируем эти процессы.

— Один из приоритетов донской власти — обеспечение населения качественным и бесперебойным водоснабжением. Какие региональные и федеральные программы, способствующие решению данной проблемы, реализуются в Ростовской области? Устраивают ли вас качество и сроки их реализации?

— С 2011 года в области реализуется долгосрочная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2011-2014 годы». Общий объем финансирования составляет 30,26 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 6,19 млрд, из областного — 9,4 млрд, из местного — 2,53 млрд, из внебюджетных источников — 12,14 млрд рублей. Среди самых крупных объектов программы — реконструкция главного канализационного коллектора Азова протяженностью 6,8 км. Из-за неоднократных аварий на коллекторе прекращается подача воды в город, а это влечет перебои в работе промышленных предприятий, объектов социальной сферы, проблемы с водоснабжением населения. Повышение надежности системы водоснабжения городов Новошахтинска, Красного Сулина и прилегающих поселков — цель запланированной реконструкции системы Шахтинско-Донского водовода протяженностью около 30 км. Сейчас идут проектно-изыскательские работы, а строительство запланировано на начало 2012 года.

Крупный проект, находящийся под постоянным контролем правительства Ростовской области, — реконструкция Гундорово-Гуковского водопровода. Действующий водопровод построен в 1960-е годы, он изношен уже на 95% и не обеспечивает стабильного и качественного снабжения потребителей питьевой водой. Поэтому было принято решение о строительстве второй нитки Гундорово-Гуковского водопровода взамен существующей. Она проходит по территории городов Донецка и Гуково, а также Каменского и Красносулинского районов.

Перечисленные объекты — лишь часть запланированных работ.

— Есть ли успешные проекты государственно-частного партнерства при реализации на Дону проектов в жилищно-коммунальном и водно-канализационном секторах?

— Есть. Это «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» и «Чистый Дон». Частным инвестором по первому проекту выступает ОАО «ПО Водоканал г. Ростова-на-Дону», по второму — ООО «АБВК-Эко». Оба проекта — масштабные, при их реализации задействованы огромные финансовые и человеческие ресурсы. Цель проектов — улучшение экологической ситуации и качества предоставления коммунальных услуг на Дону, а также повышение инвестиционной привлекательности региона. Общий объем инвестиций по двум проектам составляет 41,6 млрд рублей, в том числе затраты инвесторов — 26,8 млрд, Инвестиционного фонда РФ — 7,7 млрд, бюджетов Ростовской области и Ростова-на-Дону — 7,1 млрд рублей. «Комплексная программа…» реализуется с 2004-го по 2021 год, «Чистый Дон» — с 2009-го по 2013 год.

— Каковы приоритеты Ростовской области, связанные с развитием и модернизацией жилищно-коммунального и водно-канализационного хозяйства, на перспективу?

— В ближайшие несколько лет мы планируем реализовать долгосрочную целевую программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы». Запланированы реконструкция системы Шахтинско-Донского водовода и главного канализационного коллектора Азова, реконструкция и расширение водозабора «Таловая балка» поселка Глубокий Каменского района. Будут построены разводящие водопроводные сети в поселках Станичный, Гундоровка, Девятка, Верхняя Ореховка, Швырев и шахты «Западная» в Донецке, очистные коммуникации и сети канализации в станице Романовской, основной и резервный водоводы от Каменска-Шахтинского до населенных пунктов Каменского района и ООО «Оптифуд-Центр», очистные сооружения канализации с канализационным коллектором в станице Кагальницкой, очистные коммуникации городских коллекторов Красного Сулина…

Все это — очень большая работа, которая потребует консолидации усилий и средств областных и муниципальных органов власти. Мы к этой работе готовы.

Авторы: Кирилл Власенко