Кредиты на счетчики

Министерство ЖКХ Ростовской области разработало собственную схему установки приборов учета в помощь управляющим компаниям и ТСЖ

23.10.2011

День за днем приближается 1 июля 2012 года. Напомним, что к этой дате законодательство обязывает собственников жилья установить приборы учета на энергоресурсы. В тех многоквартирных домах, где собственники своевременно не решили этот вопрос, оборудование начнут внедрять принудительно. Но «крайними» за неустановленные в оговариваемый срок общедомовые приборы учета рискуют оказаться ТСЖ и управляющие компании.

Закон можно критиковать, но закон есть закон: после изменений, внесенных в жилищное законодательство, управляющие компании и ТСЖ, а не собственники несут ответственность за своевременно установленное общедомовое оборудование. Причем проверяющие инстанции будут интересоваться прежде всего не поквартирными счетчиками, а общедомовыми приборами, с установкой которых у ряда жилищных организаций возникли наибольшие сложности. Проблема обусловлена разобщенностью жильцов, нежеланием оплачивать внутридомовые потери, а также высокой стоимостью коллективных приборов учета. На Дону выход есть: министерство ЖКХ Ростовской области в помощь управляющим компаниям и ТСЖ разработало собственную схему установки коллективных счетчиков, в которой задействованы банки, фирмы, осуществляющие внедрение энергосберегающего оборудования, и государственное предприятие «Ростовоблстройзаказчик». Теперь жилищные организации Ростовской области могут взять пятилетний кредит на установку оборудования, а затем постепенно его погашать из платежей, дополнительно начисляемых собственникам за предоставленную услугу. Для этого необходимо провести организационную работу с жильцами. Хотя, как отмечал министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш, предусмотреть все до мелочей в каждом отдельном доме невозможно.

Одновременно у управляющих организаций есть и второй путь — установить узлы учета в пятилетний кредит за счет ресурсоснабжающих предприятий. Сегодня мы представим вниманию руководителей жилищной сферы оба сценария, которые можно корректировать и дополнять исходя из частных нюансов.

Кредит в банке

Чтобы процесс сдвинулся с мертвой точки, необходимо заручиться решением большинства голосов собственников. Для этих целей следует провести общее собрание, вынеся на повестку дня два вопроса: об установке недостающих общедомовых приборов учета и о поручении управляющей компании (товариществу) рассмотреть вопрос по внедрению оборудования. Возможно, на нем найдутся и оппоненты, особенно если учесть, что речь будет вестись об оборудовании на весь дом. Однако, учитывая грядущие перспективы, собственники должны быть заинтересованы в этом оборудовании не меньше жилищной организации. Есть основания предполагать, что всеобщее внедрение счетчиков обещает снизить доходность ресурсоснабжающих организаций. Безусловно, многие из них захотят частично компенсировать потери за счет нового вида деятельности — принудительной установки приборов учета, чем их обяжут заняться после 1 июля 2011 года. А стоимость этой услуги не регулируется тарифом, хотя в ближайшем будущем «ресурсники» едва ли не монополизируют рынок. Впрочем, исходя из реалий нынешнего времени, есть и ряд других веских аргументов, способных склонить многих собственников отдать свои голоса за установку оборудования. Получив позитивные решения жильцов по двум озвученным вопросам, управляющая компания должна обратиться с письменным заявлением в ресурсоснабжающую организацию за получением технических условий на установку общедомовых приборов учета. Затем вызвать специалистов ГАУ РО «Ростовобл-стройзаказчик». Его представители составят смету, подобрав наиболее подходящее для дома оборудование, определят стоимость проектных, монтажных и пусконаладочных работ. Кроме того, «Ростовоблстройз-казчик» предоставит список банков, изъявивших желание участвовать в финансировании установки узлов учета на энергоресурсы. Выбор кредита целесообразно осуществлять совместно с собственниками жилья. По предварительным подсчетам, большинству жильцов в течение пяти лет придется платить 50-100 рублей в месяц — если ранее в доме не было ни одного общего счетчика. Если же необходимо установить только один прибор, вполне возможно, брать столь длительный кредит нет смысла. Конечная стоимость услуги формируется исходя из всех перечисленных частных нюансов. Согласовывать эти вопросы с жильцами целесообразно на повторно организованном общем собрании. По закону установку счетчика можно как заложить в содержание и ремонт жилья, так и выставлять в качестве отдельной услуги. Однако учитывая и без того высокую перегруженность тарифа и массовую ориентацию большинства жильцов на ставки, устанавливаемые на «содержание и ремонт жилья» муниципальными властями, управляющим организациям стоит рекомендовать второй вариант.

К заключенному договору на управление многоквартирным домом необходимо составить и подписать с каждым собственником дополнительное соглашение, предусматривающее порядок оплаты установленных в кредит счетчиков, а также обязательства, которые следует исполнить в случае смены хозяина квартиры. Если заем взят на несколько лет, следует оговорить и условия досрочного расторжения договора управления многоквартирным домом. В этом случае оставшаяся за жильцами часть «долга» должна быть либо целиком погашена, либо передана пришедшей новой управляющей компании (организованному ТСЖ). В домах ТСЖ на повторном общем собрании принимается решение либо об увеличении тарифа на содержание и ремонт жилья, либо об отдельной строке в квитанции — на установку узлов учета. Кроме того, в обоих случаях необходимо избрать инициативного собственника, ответственного за приемку общедомового узла учета и последующее снятие показаний с оборудования. По завершении исполнения всех этих формальностей жилищной организации остается получить в банке кредит и приступить к внедрению оборудования.

Кредит у монополии

Как мы видим, в представленной схеме самая «неприятная» процедура для управляющей компании (ТСЖ) заключается в необходимости оформления кредита, что неизбежно влечет риски. Вместе с тем, решившись на такой вариант, жилищная организация получит и позитивные результаты. Минимизировав финансовые нагрузки на собственников, можно рассчитывать, что последние в дальнейшем охотнее будут соглашаться инвестировать деньги в ремонт дома. При этом управляющая организация заработает себе авторитет в глазах клиентов, кроме того, у нее будет находиться узел учета — мощное орудие для повышения качества обслуживания жилищного фонда, упрочения своих позиций в глазах жителей за счет выполнения тех же энергосберегающих мероприятий. Если же нет желания ни рисковать, ни повышать рентабельность своего бизнеса, в дальнейшем снижая объемы потребляемых энергоресурсов, существует и иной, более простой способ установки общедомовых узлов учета. Обязать выполнить работы с пятилетней рассрочкой платежей можно самих «ресурсников». До 1 июля 2010 года коммунальные предприятия были обязаны дать собственникам предложения об оснащении приборами учета потребляемых энергоресурсов, включающие в себя цену предлагаемых к установке узлов учета. В них должен присутствовать и вариант установки оборудования в рассрочку на пять лет равными долями с момента заключения договора. По решению собственника эта услуга может быть оплачена и с меньшим периодом рассрочки, а также единовременно. После 1 июля 2011 года коммунальные предприятия не имеют права отказать собственникам жилья в заключении договора на установку общедомовых узлов учета коммунальных ресурсов с условием рассрочки платежа. Пока что официально обнародовать свои предложения «ресурсники» не спешат, похоже, многие из них ждут, когда же их обяжут принудительно устанавливать счетчики в домах, просрочивших предусмотренную законодательством дату. В ответ на обращения ряда управляющих организаций на предмет установки приборов учета в кредит многие монополисты не спешат выполнять работу. Здесь важно, чтобы управляющая компания направляла свои обращения на основании решения общего собрания собственников как уполномоченное ими лицо, потому что именно собственникам жилья не может отказать коммунальное предприятие. Чтобы добиться исполнения закона, эксплуатирующая организация также должна организовать общее собрание, на котором собственники большинством голосов примут письменное решение об установке узлов учета и уполномочат управляющую компанию (ТСЖ) решить организационные вопросы, наделив ее функциями заказчика. Затем необходимо подать соответствующее заявление на установку оборудования в пятилетний кредит в ресурсоснабжающее предприятие, приложив копию решения собрания. После исполнения формальностей отказать в установке узла учета в кредит «ресурсник» не вправе. За уклонение или необоснованный отказ для виновных юридических лиц предусмотрен штраф в размере 50-100 тысяч рублей. Контроль над исполнением этих вопросов возложен постановлением Правительства РФ № 67 от 20.02.2010 г. № 67 на Федеральную антимонопольную службу. Она обяжет монополистов установить счетчик в кредит.

Как агитировать за счетчики

Жильцам многоквартирных домов, не установившим узлы учета к 1 июля 2012 года, ресурсоснабжающие организации будут принудительно внедрять оборудование. А пока у собственника есть выбор наиболее выгодного варианта, позволяющего минимизировать финансовую нагрузку, подобрать оптимальное соотношение цены и качества.

Оплата установленных общедомовых приборов по схеме, разработанной министерством ЖКХ Ростовской области, составит 50100 (максимум 150) рублей в месяц. Бережно относясь к энергоресурсам в местах общего пользования и квартирах, можно сэкономить большие суммы.

Подобно весам в торговле, счетчик лучший инструмент борьбы с обманом и воровством в ЖКХ, которые могут исходить и со стороны ресурсоснабжающего предприятия, и управляющей организации, и самих жильцов. Без наличия оборудования цивилизованные отношения в коммунальной отрасли в принципе невозможны.

Счетчик позволит выявить самые слабые энергорасточительные места в доме, на ремонт которых необходимо направлять имеющиеся средства в первую очередь.

После установки приборов учета у жильцов появится стимул вкладывать деньги в капитальный или текущий ремонт собственного дома и извлекать из этого прибыль за счет снижения расходов на оплату коммунальных услуг. Что может быть приятнее зарабатывать за счет инвестирования собственного жилья?

Завышенные нормативы потребления коммунальных услуг продолжат расти. Дома, не оснащенные узлами учета, вполне возможно, будут медленно разрушаться, поскольку ни у их собственников, ни у эксплуатирующих организаций не будет экономического стимула ремонтировать общее имущество, снижая расходы на потребляемые коммунальные услуги.

Уже сейчас собственники, не имеющие поквартирных счетчиков, все равно должны оплачивать энергоресурсы, уходящие на нужды дома. 9 июня 2011 года в постановление Правительства РФ № 307 внесены изменения, оговаривающие порядок начисления оплаты коммунальных услуг. В настоящее время разрабатываются принципы расчета нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Существенные условия, подлежащие обязательному включению в договор на установку (замену) прибора учета*:

— предмет договора;

— цена;

— порядок расчетов по договору;

— срок установки (замены) прибора учета;

— место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы;

— порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

— гарантийные обязательства исполнителя.

*Утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г. № 149.

Контакты:

ГБУ РО «Ростовоблстройзаказ-чик» — организация, ответственная за установку узлов учета по схеме, разработанной в поддержку собственникам жилья Ростовской области.

344019 г. Ростов-на-Дону,

ул. Нижегородская, д. 20, 7-й этаж,

тел.: (863) 253-07-08, 253-54-60

346680 Ростовская область, г. Батайск, ул. Бекентьева, д. 2 Б, тел./факс: (86354) 7-31-21, тел.: (86354) 7-40-60, е-mail: d74060@yandex.ru,

http://rostoblmetrolog.ru/

Авторы: Олег Петрушин