Умение предвидеть ситуацию

Нынешний год для генерального директора ЗАО «Фирма «Автогрейд» Владимира Шинтяпкина значимый на даты: исполнилось 30 лет с момента создания предприятия и он сам отметил 55-летний юбилей

22.10.2011

Нынешний год для генерального директора ЗАО «Фирма «Автогрейд» Владимира Шинтяпкина значимый на даты: исполнилось 30 лет с момента создания предприятия и он сам отметил 55-летний юбилей. Владимир Владимирович 34 года работает в отрасли. Удостоен звания «Заслуженный дорожник Кубани», вывел бывшее дорожное районное предприятие на краевой уровень с объемом оказания дорожных услуг до полумиллиарда рублей в год. В интервью «Вестнику» глава компании поделился мнением о некоторых актуальных вопросах, которые сегодня активно обсуждаются в дорожной отрасли.

— Владимир Владимирович, вы согласны с утверждением, что в России самые дорогие дороги?

— Нельзя однозначно утверждать, что в России строительство и обслуживание дорог обходится дороже, чем в Европе. У нас в стоимость строительства дорог включается решение множества сопутствующих вопросов, к примеру, отведение земли, перенос различных коммуникаций и т.д. У зарубежных коллег такого нет. Есть разница и в климатических условиях. Вспомните, как после холодной зимы в 2010 г. в Германии немцам пришлось в срочном порядке заняться серьезным ремонтом почти 70% своих дорог. Если взять наше предприятие, то мы выполняем ремонт дорог, в том числе и федерального уровня, в 2010-2011 гг. реализовали контракты с госкомпанией «Автодор». Тех денег, которые мы заработали на этих объектах, нам хватает в лучшем случае на зарплату сотрудникам, о какой-то прибыли даже речи не может быть. Работаем ради сохранения структурного подразделения.

— Кубанские дороги считаются одними из лучших в стране, но есть участки, которые водители объезжают стороной даже после ремонта. В чем причина?

— Сейчас в крае настоящий дорожно-строительный бум: ремонтируются региональные дороги, идет реконструкция федеральных трасс, строятся олимпийские дороги. Что касается, к примеру, трассы М-4 «Дон», то по сути дела там идет новое строительство. Конструкция «дорожной одежды» рассчитана на интенсивное движение современного большегрузного транспорта. Другое дело ремонт существующих автотрасс, которые строились десятки лет назад. Мы в прошлом году отремонтировали 16 км федеральной трассы М-4 «Дон» от пос. Архипо-Осиповка до пос. Пшада включительно. Дорога была — сплошная колея, пучин 19,5 кв. метров. Так вот, когда мы шурфили старую дорогу, то толщина существующей «дорожной одежды» составляла 30 см, причем в качестве материала использовались местные известняки. Естественно, выполненное нами обновление покрытия толщиной 4 см проблему не решило, разрушения продолжаются. Причина заключается в нехватке выделяемых на ремонт средств. Вот и получается латание дыр, которое кардинально не решает проблему. Еще один злободневный вопрос — состояние придорожных территорий. Несколько лет подряд мы занимались содержанием федеральных дорог в Туапсинском районе, так там дважды в день рабочие собирали мусор, там нет стоянок для автотранспорта, нет туалетов, нет мест для отдыха, для сбора мусора. Думаю, что сегодня, если мы хотим себя считать цивилизованной страной, пришла пора решать вопросы финансирования обустройства придорожного сервиса на самом высоком уровне.

— Платные дороги могут разрешить эту проблему?

— Могут, но все дело в том, какой будет плата за проезд. Первый платный участок дороги на трассе М-4 «Дон» построен в районе Воронежа, мне приходилось часто по ней ездить и, судя по интенсивности движения и стоимости проезда, она давно уже окупилась. До 2014 года планируется всю трассу «Дон» сделать платной с разрешенной скоростью движения 110 км/ч. Это будет хорошо, если плата за проезд будет невысокая. Такая платная дорога будет востребована.

— Владимир Владимирович, существует ли в дорожной отрасли Кубани конкуренция среди подрядчиков?

— Конкуренция существует, и очень жесткая. Многие сегодня критикуют 94-й ФЗ «О госзакупках», а я за него голосую двумя руками, и только потому, что он дает возможность компаниям участвовать в торгах. Ведь когда существовали предквалификационные комиссии, фирму могли отклонить, критерии оценки претендента были таковыми, что при желании можно было не допустить к участию в торгах любую фирму. И хотя сегодня ситуация непростая: из-за недобросовестных компаний отменили 30-процентный аванс, торги дают реальную возможность самостоятельно получить объемы работ. Конечно, плохо, что под одну гребенку подгребли все предприятия и мы вынуждены начинать объекты на собственные оборотные средства, которых всегда не хватает, но это лучше, чем сидеть без работы. Полемика вокруг закона ведется, какие-то изменения будут. Я считаю, что если предприятие работает десять и более лет на рынке, то к нему государство должно относиться с доверием.

— Владимир Владимирович, сейчас выделяются большие средства на реконструкцию кубанского участка трассы М-4 «Дон». Ваше предприятие будет участвовать в этой работе?

— Сегодня сумма выставленных на аукцион лотов далеко превышает сумму 10 млрд рублей, установлены жесткие сроки строительства. Так, недавно прошел аукцион по участку реконструкции трассы от ст. Павловской до Кореновского района. Подрядчик, выигравший данный лот, планирует ежемесячное освоение 1 млрд рублей. Ни одной из кубанских дорожно-строительных компаний это не по силам. При реализации данного контракта иноземный подрядчик, я думаю, по максимуму будет стараться использовать местные кадры. Поэтому, скорее всего, кубанские дорожные предприятия в самое ближайшее время ожидает отток кадров.

— Кадровая проблема в отрасли существует?

— Сегодня мы пожинаем плоды того, что с 90-х годов специалистов дорожных служб наши учреждения образования готовили недостаточно. Поэтому не хватает ИТР, линейных работников. Очень мало толковых мастеров, прорабов, высококвалифицированных рабочих — автогрейдеристов, операторов асфальтобетонных заводов, машинистов асфальтоукладчиков. Сложилась парадоксальная ситуация: инженер с высшим образованием получает зарплату ниже, чем рабочий с лопатой. И пока мы с этим ничего поделать не можем.

— Владимир Владимирович, сегодня ваше предприятие имеет структурные подразделения в нескольких районах края, свои асфальтобетонные и дробильно-сортировочные заводы, большой автопарк техники. Нет ли опасения, что лет через 5-7 дорожный бум окончится и услуги дорожников будут менее востребованы?

— Конечно, после проведения Олимпиады 2014 года резко сократятся деньги, выделяемые на дорожные федеральные программы в крае. Но в этой ситуации дорожную отрасль Кубани выручит реанимируемый с 2012 года дорожный фонд и, конечно же, инициатива руководителя компании. Я 28 лет работаю на руководящих должностях и по опыту знаю: умение руководить — это умение предвидеть ситуацию и не надеяться на удачу. Тогда и объемы работ появятся, и коллектив будет работать с удовольствием, и производственные и социальные вопросы будут решаться.

352104 Краснодарский край, г. Тихорецк, пос. Парковый, Промзона, 1 А, тел.: (86196) 47-3-84.

Авторы: Ольга Бершанская