Утилизация ТБО — проблема государственной безопасности

Однако субъекты ЮФО и СКФО решают ее каждый по-своему

19.11.2011

Кризисные явления в экономике заставили ряд южнороссийских регионов отложить на будущее решение важного экологического вопроса: что делать с отходами? Посткризисное оживление в отрасли пока не принесло реальной отдачи, каждый регион ищет свое решение проблемы утилизации ТБО — об этом свидетельствует дискуссия специалистов и руководителей ведомственных структур ЮФО и СКФО на пленарном заседании «Экология Юга России: проблемы, стратегия, перспектива». Заседание состоялось в рамках деловой программы международной промышленной выставки «Развитие инфраструктуры Юга России — IDES» в Краснодаре.

Ставропольский край: зональные центры

По словам замминистра природныхресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Бориса Кабельчука, ликвидация ТБО и промышленных отходов превратилась в проблему государственной безопасности. По мнению чиновника, остро ощущается недоработка ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому муниципальные образования наделены полномочиями в области утилизации и переработки ТБО, но средств на эти цели в местных бюджетах не хватает. Так, в 2007 году в крае действовали 503 свалки, 92% из них являлись несанкционированными, мусор вывозился только с пятой части территории Ставрополья, износ специализированной техники составлял 70%.

Четыре года назад Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды провело инвентаризацию мест размещения отходов и предприятий, осуществляющих их сбор, разработаны генеральные схемы санитарной очистки населенных пунктов для каждого муниципалитета, сделаны расчеты на приобретение необходимой техники, обустройство полигонов, приобретение мусоросортировочных и перерабатывающих заводов.

Сегодня действует краевая схема обращения с отходами, принят краевой закон «Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления». Впервые в РФ применено межмуниципальное размещение объектов обращения с отходами по принципу «привязки» нескольких населенных пунктов к одному перерабатывающему комплексу. Всего было предложено i6 комплексов, два из которых имеют статус региональных технопарков. На i3 зональных центров оформлен отвод земли, есть потенциальные инвесторы, которые приступили к строительству объектов. В этом году планируется запустить площадку для складирования ТБО в Буденновском районе, что позволит начать строительство мусоросортировочного комплекса и других объектов, предусмотренных концепцией по созданию зонального центра. Первый аналогичный объект заработал на Ставрополье год назад. «Плохая новость в том, что из-за отсутствия средств в бюджете не была принята краевая целевая программа «Отходы производства и потребления в Ставропольском крае на 2009-2013 гг.», — отметил Борис Кабельчук.

Волгоградская область: концессионные соглашения

Ежегодный «прирост» твердых бытовых и промышленных отходов в области составляет 1,5 млн тонн. С легкой руки органов местного самоуправления в каждом районе действует 15-20 свалок, сегодня их на территории области 721. По словам начальника отдела организации работы в сфере обращения с отходами производства и потребления, учета платы и объектов негативного воздействия на окружающую среду комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области Сергея Кущева, изменить ситуацию к лучшему пытались еще в 2008 году, но областную программу по строительству объектов по переработке ТБО в каждом районе не удалось реализовать из-за кризиса. Областная администрация разработала концепцию комплексной системы сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов, в рамках которой сегодня реализуются два концессионных соглашения.

— Первое подписано в декабре прошлого года и предусматривает строительство двух полигонов для утилизации ТБО и двух мусороперерабатывающих комплексов, — говорит Кущев. — Цена вопроса — 1,2 млрд рублей, 70% обеспечивает государство в лице банка ВТБ, а 30% — частная компания, выигравшая конкурс (ООО «Управление отходами — Волгоград»). Срок окупаемости проекта — пять лет. Суммарная мощность объектов — до 500 тыс. тонн мусора в год, что обеспечит половину потребности Волгограда и прилегающих к нему муниципальных образований в утилизации отходов.

Областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды приступил к разработке целевой инвестиционной программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Волгоградской области на 2012-2014 гг.», в рамках которой предусмотрено строительство 10 мусороперегрузочных станций, 6 мусоросортировочных комплексов и 10 полигонов. Ее объем финансирования — 1,173 млрд рублей. Концессионное соглашение на реализацию этого проекта планируется подписать в декабре текущего года.

Среди трудностей Сергей Кущев называет противодействие некоторых глав муниципальных образований, которые пытаются сохранить контроль над полигонами и предприятиями по перевозке мусора. Противодействие усилилось, когда стало известно, что с пуском новых объектов по утилизации ТБО тарифы на вывоз отходов сократятся в два и более раз. «Доходит до абсурда, — заметил спикер. — По области разница по тарифам иногда достигает пять и более раз. Причем самая высокая плата там, где почти отсутствует мусоросборочная техника и действуют несанкционированные свалки».

Краснодарский край: платит загрязнитель

Только в этом году на Кубани были ликвидированы 107 стихийных свалок, а в течение последних двух лет уничтожено более 2 тыс. тонн пришедших в негодность пестицидов. Большая часть затрат на проведение этих мероприятий легла бюджеты края и муниципалитетов. По словам начальника управления государственного экологического контроля Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края Станислава Мирошникова, в крае действует Стратегия развития в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период до 2020 года, реализуются природоохранные мероприятия в рамках программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Краснодарского края». На эти цели в ближайшие годы планируется направить 100 млн рублей, а также дополнительные средства, предусмотренные другими ведомственными программами, содержащими мероприятия по защите окружающей среды. «Мы стремимся максимально привлечь средства, поступающие в бюджет, в том числе и от предприятий за загрязнение окружающей среды, — отмечает Мирошников. — К сожалению, механизм платности природопользователя сегодня превратился в принцип «платить за право загрязнять». Большинству предприятий выгоднее производить оплату, нежели осуществлять природоохранную деятельность».

Существующие законы и постановления явно не успевают за изменением ситуации. К примеру, перечень природоохранных мероприятий, которые могут быть зачислены в счет экологических платежей, определяется административным методическим указанием 1993 года. Поступившие от штрафов средства распределяются следующим образом: 20% уходят в федеральную казну, 40% — в бюджет субъекта Федерации и столько же — в муниципальное образование. Однако Бюджетным кодексом не устанавливается целевое расходование этих средств. Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края провел анализ природоохранных мероприятий, проводимых муниципальными образованиями. Выяснилось, что зачастую поступившие от природопользователей деньги расходовались не по назначению (на благоустройство территории, отлов бродячих собак и т.д.). Губернатор Александр Ткачев поддержал предложение о необходимости использования на природоохранные мероприятия 100-процентной платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступающей в бюджеты всех уровней. Такие жесткие меры позволят решить ряд проблем, в том числе и по утилизации ТБО, за счет «загрязнителей».

Авторы: Ольга Бершанская