Спрос на спецтехнику вырос и в глубинке

После кризисного затишья южнороссийские коммунальщики в 2011 году закупят спецтехники на $35 млн

18.11.2011
Яндекс.Дзен Instagram

На российском рынке коммунальной спецтехники в 2011 году продолжилась тенденция стабильного и уверенного роста. В условиях по-прежнему высоких цен на нефть и роста экономики муниципалитеты имеют возможность уделить больше внимания чистоте и благоустройству улиц, а стабильное финансирование сферы ЖКХ по государственным и региональным программам дает возможность предприятиям обновлять парк техники.

По оценке компании «Академия Сервис», емкость российского рынка машин для городского коммунального хозяйства (без учета машин, оборудованных автоподъемниками) оценивается примерно в$500 млн в год. При этом до 30% этого рынка аккумулируется в Москве и Санкт-Петербурге. В ЮФО, по оценке экспертов, только в Ростове в этом году было продано не менее 6 тыс. единиц техники, чуть меньше продается в Ставрополе, Краснодаре, Волгограде. Большой прирост продаж коммунальной техники произошел в Сочи, ведущем активную подготовку к Олимпийским играм, и в Новороссийске. Таким образом, по предварительным прогнозам, совокупные продажи спецтехники на юге России составят не менее$35 млн. Дилеры отмечают, что если раньше большинство из них работали исключительно в крупных городах, то теперь выделяются специальные подразделения для работы в городах, чье население составляет 100-300 тыс. человек (Таганрог, Шахты, Ессентуки и т.д.).

Основными товарными позициями на рынке являются машины, используемые для содержания дорог и внутридворовых территорий (подметально-уборочные машины, комбинированные дорожные машины, тротуароуборочные машины); машины для содержания инженерных сетей (вакуумные машины, илососные, каналопромывочные и комбинированные машины); мусоровозы (с боковой и задней загрузкой, бункеровозы); снегоочистители и снегопогрузчики. Ситуация на рынке характеризуется не только высоким уровнем конкуренции между российскими производителями, но и между российскими и зарубежными. По данным Федеральной службы государственной статистики России, в нашей стране производством машин для городского и коммунального хозяйства занимаются около 40 предприятий, за счет которых в основном пока и удовлетворяются потребности дорожных эксплуатационных организаций в универсальных дорожных машинах на автошасси. Следует отметить, что присутствие импортной техники год от года увеличивается. В частности, южнороссийский рынок коммунальной техники активно завоевывают китайские производители. Менеджер по продажам компании «Донавто Груп» Луиза Вагабова отмечает, что пока еще доля китайской техники в общем объеме не велика из-за слабой сервисной базы и отсутствия качественного снабжения запчастями, однако, как и в случае с автомобильным рынком, «китайцы» вполне могут в короткий срок решить эти проблемы, значительно потеснив в нише бюджетной техники россиян. «ЖКХ — сфера крайне консервативная, а управляющий состав — в основном люди в возрасте, которые с трудом меняют свои вкусы и предпочтения. Поэтому человеку, всю жизнь проработавшему с КАМАЗами, знающему эту машину как свои пять пальцев, очень тяжело внушить, что есть что-то другое», — подчеркивает она. И все же в настоящее время основной проблемой остается высокий износ машинного парка ЖКХ. Он колеблется по различным видам от 50 до 65%, а средний коэффициент использования парка не превышает 0,3. По действующим нормативам потребности в дорожной технике для ремонта и содержания автомобильных магистралей, на 100 км дороги I категории требуется иметь от 35 до 43 различных видов машин. Некоторые узкоспециализированные типы техники используются от 10 дней до двух месяцев в году. Как отмечает соучредитель коммунального предприятия «Южный город» (Таганрог) Валерий Селиванов, обновлению парка прежде всего мешает несовершенная система госзакупок. «В среднем новая техника окупается за пять лет, а контракт с городскими властями на уборку территории мы заключаем на год, и нет никакой гарантии, что в следующий раз конкурс не выиграет другое предприятие», — сетует он. В этих условиях, по словам специалистов, активно развивается вторичный рынок коммунальной спецтехники. На фоне неблагоприятной ситуации с бюджетом и административными проблемами во многих городах торговля подержанными коммунальными машинами расширяется. Ввоз такой техники осуществляется практически из всех стран Европы, больше всего из Германии, Польши, Швеции.

Директор компании «Амкодор-Юг» (Краснодар) Сергей Блажей отмечает, что те компании, которые активно работали на рынке коммунальной техники, давали рекламу в СМИ, участвовали в выставках, форумах и специализированных мероприятиях, нарастили объемы продаж очень серьезно. «Мы не делим наши показатели отдельно по коммунальному и строительному направлению, но коммунальная техника до последнего момента не являлась для нас приоритетной. Тем не менее конъюнктура рынка и результаты наших конкурентов вынуждают больше внимания уделять именно этому направлению», — отмечает Сергей Блажей.

Директор компании «Лонмади-Ростов» Евгений Тузиков говорит, что в среднем по рынку произошло удвоение продаж. По его мнению, в первую очередь это стало возможным благодаря возросшей инвестиционной активности бизнеса и государства. «Сейчас, например, значительные деньги на модернизацию тратят водоканалы. А инвест-программа ростовского водоканала — «Чистый Дон» — вообще является одной из самых дорогих в водно-коммунальном хозяйстве России», — рассказывает Тузиков. Продавцы коммунальной техники отмечают, что значительное увеличение продаж связано с ее массовой покупкой небольшими поселениями. Так, к примеру, в Ростовской области курс на чистоту и благоустройство озвучил губернатор Василий Голубев, подчеркнув, что не приедет в те города и села, где будет грязно и неопрятно. Это, как признаются многие главы поселений, послужило серьезным толчком к более пристальному вниманию к проблемам благоустройства и ЖКХ, и многие из них, даже располагая очень скудным бюджетом, решились на покупку хотя бы одной единицы техники. По оценке Евгения Тузикова, наибольшей популярностью по-прежнему пользуется многофункциональная техника, которая не только экономит средства, но и решает проблему нехватки места в гаражах и боксах. «Это общемировая тенденция — покупается, к примеру, экскаватор-погрузчик и к нему целый набор навесного оборудования — уборочные щетки, снеговые отвалы и т. д. Очень удобно и практично», — говорит он. Сохраняется сильная зависимость рынка от бюджетных средств, однако, как говорят эксперты, иметь дело с коммерческими структурами гораздо проще. «Зачастую муниципалы крайне недобросовестно относятся к своим обязательствам, и если компания выиграла тендер на поставку техники, ей не стоит радоваться. Я знаю немало случаев, когда плата за поставленное оборудование затягивалась или даже срывалась, были даже случаи отмены заказа с соответствующими последствиями для дилера, — рассказывает Андрей Соболев, заместитель директора компании «Мировые технологии строительства». — В отличие от бюджетников бизнес-структуры готовы использовать любые финансовые схемы — лизинг, кредит и т.д., что значительно увеличивает круг инструментов для оплаты заказов». Тем не менее основными покупателями коммунальной спецтехники по-прежнему остаются МУПы, а во многих городах даже те предприятия, которые де-юре являются частными, контролируются местными властями со всеми вытекающими последствиями. По словам одного из дилеров, работать в небольших городах, где практически нет частных компаний в сфере ЖКХ и благоустройства, очень трудно, однако именно они — «непаханое поле для развития».

Авторы: Сергей Семенов