Бюджетные субсидии или кредиты на капремонт?

Продление срока деятельности Фонда ЖКХ в существующих условиях не улучшит и не осложнит ситуацию с кредитованием капремонта, так как этого рынка банковских услуг пока нет

17.11.2011

В октябре президент РФ Дмитрий Медведев предложил в очередной раз продлить срок действия госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», отметив, что «сохранить Фонд ЖКХ его не раз просили главы субъектов РФ». По просьбе Отраслевого журнала «Вестник» советник по правовой политике IFC Илья Миняев прокомментировал, изменятся ли условия кредитования капитального ремонта многоквартирных домов, если Фонд ЖКХ продолжит свою деятельность.

В настоящее время существует два основных фактора, сдерживающих развитие рынка кредитования собственников многоквартирных домов для целей ремонта жилых зданий.

Во-первых, это нежелание граждан-собственников нести дополнительные затраты притом, что им известно о широко разрекламированной деятельности Фонда ЖКХ. Это создает иллюзию того, что государство в лице Фонда ЖКХ обязательно когда-нибудь их дом отремонтирует, а уж если дом развалится от ветхости, то оно же (государство) предоставит им новые квартиры.

Во-вторых, даже при наличии у собственников отдельных многоквартирных домов желания вложить собственные средства в капитальные улучшения дома — это отсутствие возможности получить долгосрочный кредит для целей капитального ремонта и энергоэффективной модернизации многоквартирного дома из-за высоких процентных ставок, повышенных требований по обеспечению и нежелания банков брать на себя операционные затраты и кредитные риски, связанные с оформлением кредитов на несколько сот граждан-собственников каждого отдельного МКД (либо на малопонятные и малопрозрачные для банков организации — ТСЖ и управляющие компании).

В силу наличия изложенных выше факторов продление срока деятельности Фонда ЖКХ в существующих условиях никак не улучшит, но и никак не осложнит ситуацию с выдачей кредитов населению и объединениям собственников жилья (управляющих компаний) для целей ремонта многоквартирных домов. Этого рынка банковских услуг в настоящее время просто не существует.

Для изменения ситуации в лучшую сторону необходимы существенные коррективы государственной политики, направленные на поддержку и стимулирование граждан к принятию самостоятельных решений о капитальном ремонте или энергоэффективной модернизации принадлежащих им многоквартирных домов, а также на стимулирование российской банковской системы к выдаче кредитов объединениям собственников жилья на цели проведения капитальных ремонтов и энергоэффективной модернизации многоквартирных домов.

Принятие политики стимулирования частных инициатив и частных финансовых вложений (как противовес политике установления дополнительных обязательств и распределения благ со стороны государства) потребует значительных и комплексных изменений в действующее законодательство. Реализация политики стимулирования потребует последовательных многолетних усилий и финансовую поддержку со стороны государства.

Однако опыт многих стран по реформам в жилищной сфере показал, что только развитие рыночных механизмов при наличии долгосрочной системы государственной поддержки и стимулирования населения и банков может привести к созданию устойчиво функционирующего рынка жилья и системы содержания и восстановления жилого фонда.

Авторы: Илья Миняев, советник по правовой политике Проекта по стимулированию инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе России Международной финансовой корпорации (IFC)