ЖКХ с человеческим лицом

«Жилищно-эксплуатационный трест» помогает населению сэкономить

17.12.2011
Яндекс.Дзен Instagram

В Армавире реализуется социальный проект в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Инициатором перемен стал жилищно-эксплуатационный трест, который на опыте доказывает: ЖКХ может быть эффективным и социально ориентированным.

— Мы создали высокотехнологичное производство, без которого качественное обслуживание многоквартирных домов в современных условиях было бы невозможно, — рассказывает генеральный директор ООО Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационный трест» Василий Рыбцов. — При этом мы стремимся облегчить финансовое бремя жильцов, сокращая затраты и издержки.

— Каким образом это удается, когда главной темой ЖКХ в стране остается пресловутый рост тарифов?

— Мы начинаем 2012 год без повышения тарифов. И, кстати, уже несколько лет, как тарифные изменения у нас происходят с середины года. Ведь в зимний период платежи по всем энергоресурсам значительно выше, и защитить население от дополнительной нагрузки в это время — это и есть одна из составляющих социального подхода.

Вообще наши убеждения таковы, что мы не хотим увеличивать прибыль до предела любой ценой, увеличивая тариф. Поэтому умышленно поддерживаем рентабельность на уровне не более 10%, хотя могли бы увеличить согласно законодательству.

— В чем преимущества созданной вами схемы взаимодействия с управляющими компаниями?

— Пять управляющих компаний, которые входят в трест, — это совершенно самостоятельные предприятия, но трест, как соучредитель, имеющий 20% акций каждой компании, может влиять на их политику, участвовать в управлении. Преимущество же, которое отражается в первую очередь на благосостоянии потребителей услуг ЖКХ, состоит в том, что затраты на содержание ряда важных служб компании по сути несут сообща. Иметь в каждой управляющей компании спецтехнику и всех высококвалифицированных специалистов, которые нужны для обслуживания домов, было бы очень накладно.

В тресте есть служба, которая централизованно занимается закупкой материалов, бригада сантехников со специальной техникой, бригада электриков — профессионалов, имеющих опыт работы в энергоустановках и допуски для проведения таких работ. Это подразделение проводит профилактический планово-предупредительный ремонт, что снижает аварийность.

Трест вступил в СРО, что позволяет вести всю необходимую строительную деятельность без привлечения сторонних организаций. Есть подразделение, которое ведет общестроительные работы. Немаловажно, что каждая управляющая компания, являясь в этой ситуации заказчиком, проводит приемку работ и потому в полной мере защищает интересы жильцов.

Словом, концентрация ресурсов позволяет объединить в тресте оборудование и профессионалов, которые на основании договоров обслуживания выполняют необходимые работы. То же самое с юристами, программистами, специалистами в сфере финансов и бухгалтерии.

Выстроив работу таким образом, проведя оптимизацию налогообложения в интересах собственников и перейдя на упрощенную систему налогообложения, мы только в 2008 году сэкономили порядка 12 млн рублей. И эти средства были потрачены на то, чтобы поднять объемы и повысить уровень выполняемых ремонтных работ. Сейчас наши пять управляющих компаний обслуживают 430 домов. Это более 1 млн кв. метров, более 25 тыс. лицевых счетов. Только текущие платежи составляют 107 млн рублей в год.

—А много ли долгов перед ресурсоснабжающими организациями?

— Их нет, потому что жители платят за ресурсы напрямую поставщикам. Это решено общим собранием, когда мы предложили жильцам два варианта договоров — с предоставлением коммунальных услуг или с возможностью оплаты их напрямую. Теперь наши финансовые расчеты с населением освобождены от бремени задолженностей за коммунальные услуги.

— Еще одна больная для коммунальщиков тема — высокая аварийность…

— Уже не первый отопительный сезон проходим без ЧП и аварий. Потому что вкладываем деньги в текущее содержание инженерных сетей. Во многих домах в связи с длительностью эксплуатации возможны частые засоры коммуникаций, зарастание канализационных выпусков. Чтобы упредить проблему, мы приобрели специальную технику стоимостью около 300 тыс. рублей по прорезке канализационных выпусков. И, не дожидаясь аварий, прорезали, отдефектовали, привели эти сети в рабочее состояние. Технологически это устройство с бензиновым двигателем, которое на тросе продвигается по трубам и вырезает все наросты. Обнаруживаются участки, которые разрушены или просели. Их мы заменяем, сразу увеличивая диаметр. Ведь сейчас у населения появилось много новой техники и объем сбросов резко увеличился. А сама вода стала более агрессивна.

Все эти повседневные работы не видны на первый взгляд, но это важные инвестиции в жилищный фонд. От подвалов до крыш в буквальном смысле. В Армавире мы меняем мягкие кровли на шатровые — из металлопрофиля. Капремонт мягких кровель приходится делать каждые несколько лет, а металлические имеют неограниченный срок эксплуатации, обеспечивают пожаробезопасность, существенно снижают затраты на содержание.

На 9-этажных зданиях наши шатровые кровли оснащаются, кстати, впервые в России, специальной системой «теплый скат»: крыша прогревается по периметру, что избавляет от опасного обледенения.

—А как обстоят дела с внедрением энергосберегающих технологий?

— Результат от их применения мы уже ощущаем. В домах, в местах общего пользования установлены реле времени. Во многих домах отказались от ламп накаливания, заменив их энергосберегающими 7-ваттными, используем также светодиодные светильники 5-ваттные в подъездах, для освещения придомовой территории — от 40 до 80 ватт. Экономический эффект получаем восьмикратный. Ведь учитывать и сравнивать надо не только цену старой лампы и новой и расход электричества, но также и затраты на обслуживание и утилизацию.

— Замечают ли жильцы все эти инновации?

— Думаю, сложно не заметить. Ведь мы действуем с максимальной открытостью и в тесном контакте с жителями домов. К примеру, мы согласовываем с жильцами дома цветовую гамму подъездов. Ведь это же их среда обитания. Сейчас развита система старших по дому, но более эффективной формой будут советы многоквартирных домов — коллегиальные органы из нескольких человек. Такая форма уже закреплена законодательно, и в 2012 году мы будем помогать жильцам в создании таких советов.

С 2008 года формируем документацию по каждому обслуживаемому дому, фиксируем все проводимые работы, ведем раздельный подомовой учет всех собранных и потраченных средств. С 2010 года эта информация стала доступна в сети Интернет на специально созданном нами веб-сайте, где каждый житель может в режиме реально времени следить за всем, что происходит с домом. Считаю, что такая максимальная прозрачность необходима. А на государственном уровне необходимо разработать минимальный перечень обязательных работ по дому. Такого документа до сих пор не существует, хотя в Жилищном кодексе он предусмотрен. Тогда бы все споры по формированию тарифов отпали. А еще нужен стандарт деятельности управляющих компаний, определяющий, какие расходы должна компания нести и каковы источники ее доходов. Такие меры позволят избавиться от серых схем и недобросовестных участников этого рынка.

Тел.: 8-918-240-14-31, e-mail: Ukget@mail.ru, AI-2-34-20@ya.ru

Авторы: Виктор Гальперин