Клиент всегда прав

Современная компания Томской области объединила все инновационные услуги для удобства своих клиентов

16.03.2020
АО «Томскэнергосбыт» — гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Томской области. Услугами компании пользуются более полумиллиона потребителей. Это 487 411 физических и 14 097 юридических лиц. По итогам 2019 года на розничном рынке реализовано 4526 млн кВт-ч, предприятие обеспечивает 55,8% потребностей региона в электроэнергии. Организация переходит на цифровые технологии, реализует энергосервисные контракты, недавно открыт ЕИРЦ.

Интересы клиентов — главная забота
Одно из основных направлений деятельности АО «Томскэнергосбыт» — улучшение качества обслуживания потребителей. Чтобы клиентам было максимально удобно взаимодействовать с компанией, решать вопросы и получать услуги дистанционно, избежать неприятных последствий из-за несвоевременной оплаты электроэнергии, реализован ряд технологических решений для разных групп потребителей — юридических лиц и бытовых клиентов.

«Нашим клиентам для своевременной оплаты счетов не нужно искать дополнительное время и ехать в офис. Своим потребителям мы предлагаем отличное решение — электронный сервис «Единый личный кабинет». Сервис позволяет не только передавать показания приборов учета, произвести оплату, но и подписаться на новую опцию — получение счетов за электроэнергию по электронной почте. Преимущества онлайн-счета в том, что он может быть оплачен с любого устройства, будь то компьютер, планшет или смартфон, в любое время из любой точки мира», — отмечает генеральный директор АО «Томскэнергосбыт» Александр Кодин. Для юридических лиц работает личный кабинет клиента, а для оперативного поиска информации и удобства пользования с нового года запущено в эксплуатацию мобильное приложение. Для своевременного информирования потребителей в работе используются SMS и e-mail-рассылки для сообщений о задолженности и предложений по дополнительным сервисам.

Все на цифру
Сегодня компания развивает направление, связанное с интеллектуальным учетом энергоресурсов. 520 МКД в Томске уже оснащены системой дистанционной передачи данных по электропотреблению. Также система дистанционной передачи данных (СДПД) установлена на 312 точках учета клиентов — юридических лиц. Так как АО «Томскэнергосбыт» — мультисервисная компания, она предоставляет широкий спектр услуг по направлениям энергосбережения, энергоэффективности и инжиниринга. Реализация энергоэффективных мероприятий возможна по направлениям модернизации освещения зданий и повышения энергетической эффективности использования тепловой энергии. Первое включает в себя замену светильников внутреннего и уличного освещения на светодиодные и установку датчиков движения в коридорах и на лестничных маршах. Второе — реконструкцию пунктов учета тепловой энергии в автоматизированные, капремонт систем отопления с установкой зонного регулирования и утепление фасадов зданий, установку энергосберегающих дверей и скоростных секционных ворот.
АО «Томскэнергосбыт».jpg
Энергосервисный контракт
Проекты АО «Томскэнергосбыт» по модернизации уличного освещения реализуются в рамках энергосервисного контракта, заключенного между муниципалитетом и компанией. «Энергосервисные контракты — это еще одна ступень развития на пути предоставления качественной услуги. Мы приходим к заказчику на конкурсной основе, заключаем с ним контракт и вкладываем в это ресурсы», — рассказывает Александр Кодин.

В рамках такого проекта замене подлежат энергоемкие и неэффективные светильники с лампами мощностью 150 Вт, 250 Вт на светодиодные светильники 60 Вт и 100 Вт. Помимо этого устанавливаются реле управления уличным освещением и приборы учета электрической энергии. Реле управления позволяет работать светильникам в автоматическом режиме в зависимости от времени суток. Новые светильники способствуют снижению потребления электрической энергии, защищены от перепадов напряжения, температуры воздуха, имеют гарантийный срок службы не менее 5 лет. Реализация такого проекта снижает потребление электроэнергии на цели освещения на 60‑70 %. «В рамках проекта в Асино заменено 578 энергоемких светильников на светодиодные. Экономия составит чуть более 60 %, а качество освещения — на порядок выше. К тому же все сделано без использования бюджетных средств — на деньги инвестора. Поэтому мы отмечаем в этом проекте только плюсы», — подчеркнул начальник департамента промышленности и энергетики областной администрации Сергей Маркелов. Директор Томского центра ресурсосбережения и энергоэффективности Александр Дмитриев отмечает: «Важным моментом является то, что энергосервисные контракты — это контракты жизненного цикла. Муниципалитет избавляется от задачи контролировать один из блоков ЖКХ, один из блоков инфраструктуры. Как правило, контракт заключается на пять лет. На этот период все гарантийные обязательства по оборудованию лежат на энергосервисной компании. В контракте ведь торгуется не техническое мероприятие — установка новых светильников, а достижение экономии и обеспечение освещенности. Несоблюдение этих требований просто не позволит компании вернуть вложенные средства. Когда контракт заканчивается, муниципалитет остается с полностью работоспособным оборудованием».
АО «Томскэнергосбыт».jpg
Создание ЕИРЦ ТО
Под руководством АО «Томскэнергосбыт» теперь функционирует и Единый информационно-расчетный центр. «Мы подписали план мероприятий по созданию Единого информационно-расчетного центра Томской области. Для чего он необходим? В первую очередь для удобства миллиона жителей нашей области, которые пользуются жилищно-коммунальными услугами. Вместе мы создаем современный центр, который станет посредником между предприятиями ЖКХ и людьми, предложит передовой формат обслуживания и в онлайне, и в клиентском центре. А если людям будет удобно, комфортно и понятно, то это существенно повысит платежную дисциплину. А значит, ресурсоснабжающие организации обеспечат более надежную работу, подготовка к зиме станет быстрее и качественнее», — подчеркнул губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

Основными услугами, которые оказывает ЕИРЦ, являются расчет начислений за ЖКУ, формирование единого платежного документа (ЕПД), печать и доставка ЕПД, информационный обмен с платежными агентами, организация приема и обслуживания граждан по вопросам расчетов и подготовка отчетности. Помимо этого центр может взыскать дебиторскую задолженность, выполняет функции паспортных столов для УК и ТСЖ, распределяет субсидии и осуществляет информационный обмен с ГИС ЖКХ.

«ЕИРЦ способен обеспечить расчеты всех коммунальных услуг на территории Томской области и, используя опыт АО «Томскэнергосбыт», обеспечить высокий уровень сбора платежей за предоставленные услуги. Собираемость платежей у «Томскэнергосбыта» по итогам 2019 года — 99,7 %. У других РСО она существенно ниже. Предполагаем, что единый платежный документ позволит повысить лояльность потребителей, дать уверенность в правильности начислений, что, соответственно, может повлиять на платежи и увеличить собираемость у всех РСО. Выгода в данном случае обоюдная. За счет эффекта масштаба, автоматизации бизнес-процессов услуги ЕИРЦ стоят дешевле, чем содержание персонала для заказчика», — подчеркивает генеральный директор ООО «ЕИРЦ ТО» Алексей Смирнягин.
Сейчас ЕИРЦ ведет переговоры с поставщиками, выверяет программный продукт, работает с форматом квитанции, чтобы она была удобной для потребителей. Также планируется расширение зоны деятельности центра на ряд муниципальных образований Томской области.

Авторы: Олег Соловьев