Место |
Проект |
Город |
Инвестиции, млн руб. |
Сроки реализации |
1 |
Мостовой переход через р. Шексну в створе ул. Архангельской |
Череповец |
16 500 |
2019-2025 гг. |
2 |
Модернизация городской системы наружного освещения |
Нижний Тагил |
9370 |
2014-2019 гг. |
3 |
Автодорожный мостовой переход через Тагильский пруд |
Нижний Тагил |
3500 |
2019-2022 гг. |
4 |
Реконструкция биологических очистных сооружений |
Новочебоксарск |
3000 |
2017-2021 гг. |
5 |
Строительство и реконструкция улично-дорожной сети со строительством трамвайной линии |
Верхняя Пышма |
2220 |
2019-2021 гг. |
6 |
Строительство путепровода через железную дорогу с автодорожными подходами от ул. Степной и ул. Партизанской |
Невинномысск |
1710,9 |
2019-2020 гг. |
7 |
Строительство родильного дома с женской консультацией и отделением патологии беременных |
Верхняя Пышма |
1708,8 |
2018-2019 гг. |
8 |
Строительство многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса |
Норильск |
1700 |
2018-2020 гг. |
9 |
Средняя общеобразовательная школа N°24 в 112-м мкр. (на 1500 мест) |
Череповец |
1274,9 |
2017-2019 гг. |
10 |
Реконструкция аэропорта «Бегишево» |
Нижнекамск |
1000 |
2018-2020 гг. |
11 |
Строительство объектов межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры для переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов |
Магнитогорск |
952,5 |
2018-2019 гг. |
12 |
Реконструкция ул. 40 лет Победы |
Набережные Челны |
840 |
2018-2019 гг. |
13 |
Благоустройство территории, прилегающей к озеру Долгое |
Норильск |
791,4 |
2017-2022 гг. |
14 |
Строительство трассы водопровода от Северопесчанского месторождения подземных вод до г. Краснотурьинска Свердловской области |
Краснотурьинск |
759 |
2016-2019 гг. |
15 |
Северная объездная дорога (7,3 км) |
Череповец |
686,4 |
2019-2021 гг. |
16 |
Строительство Северной объездной дороги |
Норильск |
658,3 |
2018-2020 гг. |
17 |
Строительство средней общеобразовательной школы на 800 мест |
Нижнекамск |
524,9 |
2018-2019 гг. |
18 |
Выполнение работ по ремонту автодороги «Соболековская» |
Нижнекамск |
450 |
2018-2019 гг. |
19 |
Детский сад N°20 на 420 мест в 112-м мкр. |
Череповец |
400,0 |
2018-2019 гг. |
20 |
Спортивный комплекс с бассейном (Зашекснинский мкр., ул. Городецкая) |
Череповец |
350 |
2019-2022 гг. |
21 |
Строительство муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения на 600 мест |
Донецк |
339,3 |
2016-2018 гг. |
22 |
Реконструкция мостового перехода через р. Дон по улице Карла Маркса |
Лебедянь |
346,6 |
2018-2019 гг. |
23 |
Строительство муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения на 600 мест |
Донецк |
339,3 |
2018-2019 гг. |
24 |
Реконструкция здания учебного корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия N°10» |
Гуково |
331,8 |
2018-2019 гг. |
25 |
Строительство средней общеобразовательной школы на 500 учащихся |
Ревда |
298 |
2018-2019 гг. |
26 |
Строительство автомобильной дороги «Железнодорожная станция Хребет — автодорога Миасс — Златоуст» |
Златоуст |
297,8 |
2019-2020 гг. |
27 |
Реконструкция стадиона «Торос» |
Нефтекамск |
279,1 |
2018-2019 гг. |
28 |
Строительство автомобильных дорог «Продолжение ул. Курчатова от жилого дома N°16 до территории проектируемого Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии г. Димитровград» и «Автодорога в Западном жилом районе вдоль территории Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии» |
Дмитровград |
245,4 |
2018 г. |
29 |
Ремонт автомобильной дороги Миасс — Карабаш — Кыштым, участок км 0 — км 25 |
Миасс |
231,2 |
2019-2020 гг. |
30 |
Строительство детского сада в мкр. 35 |
Нижнекамск |
216,6 |
2018-2019 гг. |
Уезжать нельзя остаться
Власти моногородов развивают инфраструктуру, чтобы предотвратить отток населения
22.08.2019
Комплексная программа по развитию моногородов в первую очередь предполагает меры по диверсификации экономики и уходу от монозависимости путем строительства новых предприятий. Но не менее важно и то, как власти развивают городскую инфраструктуру — строят и ремонтируют дороги, школы, больницы, благоустраивают улицы. При этом, поскольку инфраструктурные проекты сами по себе дороги, на первый план выходит умение попасть в государственные и региональные программы, правильно оформить документы и в сжатые сроки найти софинансирование. Развитая инфраструктура становится едва ли не решающим фактором в борьбе за человеческий капитал и деньги инвесторов.
Согласно данным МОНОГОРОДА.РФ, сегодня данный статус в России имеют 317 населенных пунктов, в которых проживает порядка 10% населения страны (около 14 млн человек). В 2014 году, когда Правительство России составляло этот перечень моногородов, к таковым были отнесены муниципалитеты, которые зависели от работы одного предприятия или отрасли на уровне, близком к 100%. Так называемую монозависимость власти решили преодолевать с помощью диверсификации экономики, были утверждены и сразу несколько институтов развития, в том числе финансовых.
Школы жизни
Как отметил в беседе с «Вестником» глава моногорода Дагестанские Огни Зейдулла Гашимов, за эти годы при содействии государства моногородам действительно удалось в значительной мере продвинуться в деле построения новой экономики. Большим подспорьем для моногородов стала возможность организации у себя ТОСЭР — территорий опережающего социально-экономического развития, в которых предусмотрен особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др. «Большим плюсом моногорода является наличие, помимо льгот, большого количества свободных рабочих рук. Как правило, хватает в них и довольно квалифицированных специалистов, поскольку в моногородах существовали и существуют доминантные предприятия высокого уровня, а также учебные заведения, которые их обслуживали», — отмечает глава Дагестанских Огней. В ТОСЭР, которая сегодня работает в моногороде, поданы заявки 8 потенциальных резидентов, готовых организовать здесь порядка 260 рабочих мест, что для города немало: на градообразующем предприятии — стекольном заводе — работает около 180 человек.
При этом, по мнению глав моногородов, развитие экономики моногорода невозможно без строительства и реконструкции объектов городской инфраструктуры, благоустройства территорий, создания общественных зон и пространств. «Одна из главных проблем, которая сегодня стоит перед моногородами, — оттуда бегут люди. Именно поэтому сегодня крайне важно не только обеспечить их рабочими местами, но и качественной средой, хорошим и доступным здравоохранением, образованием, возможностью быстро и безопасно перемещаться внутри города, отдыхать в парках, гулять с детьми в скверах и на зеленых аллеях», — отмечает Зейдулла Гашимов. При этом, поскольку своих денег в бюджетах большинства моногородов довольно немного, на первый план выходит участие в различных программах — как в федеральных, так и в региональных.
За последние годы Дагестанские Огни поучаствовали в десятке различных программ. Так, единственный за последнее десятилетие многоквартирный дом построен по программе переселения из ветхого фонда, в программу «100 школ» попали шесть городских СОШ, по программе развития моногородов отремонтирована местная поликлиника и получен современный автомобиль скорой помощи, а реконструкция центрального проспекта Ленина произведена по программе «Малые города». «Как правило, участие в программах предполагает софинансирование, которое муниципалитету необходимо изыскать. Кроме того, нужно строго и точно соответствовать всем формальным требованиям для того, чтобы попасть в программу, подготовить проектно-сметную документацию, пройти экспертизу, найти квалифицированных подрядчиков. Это целое искусство и слаженная работа команды администрации в условиях очень сжатого бюджета», — отмечает Гашимов.
Строительство объектов городской инфраструктуры — это не только вопрос удобства и комфорта местных жителей, но и важный фактор экономического развития, отмечает замглавы Таштагольского района Вадим Швайгерт. В моногороде Таштагол в декабре 2017 года построили мост через реку Кондома за счет средств ФРМ, который был необходим для реализации проекта по глубокой переработке древесины. Этот объект способствовал связи моногорода с близлежащими населенными пунктами, им активно пользуются и хлебопекарня, и лесозаготовительные предприятия, и другие производства. «Да и просто мост стал украшением города, его изюминкой. Реализация таких проектов показывает и людям, и инвесторам, что город живет полноценной жизнью, у него есть перспектива», — отмечает Вадим Швайгерт.
Светлый путь
По данным аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», крупнейшим инфраструктурным проектом, который реализуется в моногородах, является строительство моста через реку Шексна в Череповце. Новое мостовое сооружение позволит не только значительно снизить нагрузку с действующего Октябрьского моста, но и перераспределить транспортные потоки и разгрузить центральные улицы Череповца, а также будет способствовать дальнейшему развитию индустриальных парков «Шексна» и «Череповец». Его стоимость, согласно проекту, составит 16,5 млрд рублей. На втором месте проект под названием «Светлый город» — модернизация системы городской системы наружного освещения в Нижнем Тагиле, который реализуется в рамках исполнения контракта жизненного цикла. В беседе с корреспондентом «Вестника» глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев подчеркнул, что реализация столь масштабного проекта как по времени (25 лет), так и по деньгам (на данный момент общий объем инвестиций оценивается на уровне 9,37 млрд рублей) сопряжена со строительством целого ряда дополнительных объектов, каждый из которых также крайне важен для развития города. Это в том числе проект, оказавшийся на втором месте рейтинга, — автодорожный мостовой переход через Тагильский пруд, строительство которого начнется уже в этом году. «Этот крупнейший для муниципалитета проект стоимостью более 3,5 млрд рублей не только свяжет между собой два отдаленных административных района, но и снизит транспортную и, следовательно, экологическую нагрузку, приходящуюся на исторический центр», — уточнил Владислав Пинаев.
Топ-30 крупнейших инфраструктурных проектов в моногородах, реализуемых в настоящее время
Как мы считали
В рейтинг вошли инвестиционные проекты в сфере городской инфраструктуры, которые реализуются в моногородах России в настоящее время. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в миллионах рублей. Информация для топ-листа предоставлена администрациями моногородов, правительствами регионов, а также взята с сайта госзакупок. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.
Сергей Семенов