Андрей Майер: «Ростовская область единственная предусмотрела понижающий коэффициент для тех, кто занимается раздельным сбором мусора»

Андрей Майер: «Ростовская область единственная предусмотрела понижающий коэффициент для тех, кто занимается раздельным сбором мусора»

Подготовку к масштабной реформе системы обращения с твердыми коммунальными отходами Ростовская область начала с конца 2015 года

Сроки внедрения в жизнь изменений в мусорной сфере неоднократно переносились. С 1 января 2019 года новая система ТКО коснулась каждого гражданина нашей страны. О том, какая подготовительная работа проведена в донском регионе и что еще предстоит сделать в ближайшее время, мы попросили рассказать министра ЖКХ Ростовской области Андрея Майера.

Андрей Федорович, сколько мусороперерабатывающих комплексов появится на Дону в ближайшее время? На каком этапе находится строительство МЭОК?
Проведены конкурсы, заключены соглашения с региональными операторами по всем восьми зонам межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК) сроком на 10 лет. Они же являются инвесторами строительства всех МЭОК.
В 2020 году комплексы будут введены в эксплуатацию. Важно понимать, что МЭОК — ​не старый аналог свалок. Они включают в себя мусоросортировочный комплекс, площадки биокомпостирования для органических отходов, полигоны, мусороперегрузочные станции… Строительство объектов МЭОК предусмотрено за счет внебюджетных средств в рамках подпрограммы «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами» и госпрограммы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование». С учетом оптимизации затрат инвесторы планируют вложить более 6 млрд рублей.
Начато строительство Волгодонского комплекса. Еще по двум комплексам (Новочеркасскому и Красносулинскому) проводится экспертиза проектов, по остальным пяти ведутся предпроектные работы.
Какова судьба действующих мусорных полигонов?
В Ростовской области для начала деятельности новой системы обращения с ТКО будут использованы мощности существующих мест размещения отходов. Замечу: размещать ТКО можно только в санкционированных местах. При этом если меры по ликвидации свалочных очагов можно принимать оперативно, то для ликвидации несанкционированных свалок требуется провести целый ряд мероприятий — ​от разработки полноценной проектно-сметной документации с учетом экологической и технической экспертизы до выполнения работ по рекультивации. Рекультивация должна проводиться за счет собственника, на земельном участке которого находится несанкционированная свалка, а это зачастую муниципалитет. На это требуются годы и значительные средства.
Ориентировочная сумма на рекультивацию всех свалок — ​более 13 млрд рублей. Таких денег ни в бюджете муниципальных образований, ни в бюджете области нет. Однако есть механизм привлечения средств из федерального бюджета. С 2014 года действует ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба» до 2025 года, предусматривающая предоставление субъектам РФ субсидий на проведение этих работ. В 2014 году за счет областного бюджета была разработана ПСД на рекультивацию 22 объектов размещений ТКО в 16 муниципалитетах. После получения положительного заключения экспертизы мы направим заявку на получение финансирования из бюджета РФ.

Как формируется тариф на вывоз мусора?
Можно выделить три основных фактора, влияющих на стоимость услуги по обращению с ТКО. Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф регоператора по обращению с ТКО входит плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления регоператора эту плату вносили только юридические лица, теперь же плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в том числе с населения. Во-вторых, регоператор является плательщиком налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы регоператора добавится еще 20% НДС. Третий фактор — ​плечо транспортировки отходов. Чем дальше везти ТКО до полигона, тем выше тариф. В действующих тарифах более 70% стоимости заложены затраты на ГСМ.
Теперь услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. И плата для населения рассчитывается не по квадратным метрам, а исходя из числа проживающих в жилом помещении. Теперь из платежного документа статья расходов будет исключена из платы за общедомовые нужды и станет отдельной коммунальной услугой. Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей установлены постановлением министерства ЖКХ Ростовской области от 8.02.2018 г. N°2, а предельный тариф для каждого регоператора — ​Региональной службой по тарифам. Чтобы рассчитать плату за услугу, необходимо разделить среднегодовые нормативы накопления на 12 месяцев, умножить полученный результат на тариф регоператора и умножить на количество зарегистрированных (проживающих) в жилом помещении. На сегодня Ростовская область единственная предусмотрела понижающий коэффициент к нормативам накопления ТКО для тех, кто будет заниматься раздельным сбором мусора: 0,96 — ​при сортировке на два вида отходов, до 0,86 — ​при сортировке на три вида отходов и более. К примеру, азовчане, которые организовали раздельный сбор, по условиям договора уже платят с понижающим коэффициентом — ​0,86. То есть они снизили норматив накопления на 14% — ​с 3,02 кубометра на человека в год до 2,64. Кроме того, в ряде территорий губернатор Дона Василий Голубев ввел понижающий коэффициент норматива накопления — ​0,8. Его применят в муниципалитетах, где норматив возрос в два и более раза. Это Волгодонск, Донецк, Таганрог, Сальск и Матвеево-Курганский район. Для поддержки социально незащищенных групп населения предусмотрена система льгот при росте платежей за обращение с отходами. Это инвалиды войны, ветераны боевых действий, инвалиды 1-й и 2-й групп, семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, пострадавшие от радиационных аварий, ветераны труда, ветераны труда РО, реабилитированные лица, сельские специалисты. Компенсации части расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг распространяются и на коммунальную услугу по обращению с ТКО, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 20% от совокупного семейного дохода.

1 января область перешла на новую систему обращения с ТКО. Что сделано для того, чтобы переход прошел плавно?
В октябре — ​декабре прошлого года была проведена инвентаризация контейнерных площадок и составлены реестры мест их размещения, приобретена необходимая дополнительная техника… При министерстве ЖКХ РО создан штаб, в его составе — ​работники министерства, административной инспекции, региональные операторы, уполномоченные представители муниципальных образований. Аналогичные штабы организованы во всех городах и районах области, налажен четкий контакт с ними. На возникающие вопросы происходит оперативная реакция. Например, в Таганроге мы столкнулись с изъятием контейнеров предыдущими возчиками: они вывезли около 75 контейнеров, бросив отходы на контейнерных площадках и рядом с ними. Но мы были к этому готовы: город закупил дополнительные контейнеры, их установка производится при выявлении таких ситуаций. Были случаи неучтенных в реестрах точек размещения ТКО. Возникла необходимость в уточнении маршрутов, определении дополнительных контейнерных площадок. Они сразу включались в графики вывоза, которые отслеживаются посредством системы ГЛОНАСС. Мониторинг работы в новой системе ведется ежедневно и продолжится минимум до апреля. 
Логотип Вестник Строительство