— Как вы оцениваете итоги реализации областной программы по энергосбережению в сфере ЖКХ за 2011 год?
— В целом результат положительный. Мы достигли именно тех показателей, которые планировали. Так, в 2011 году на реализацию Областной долгосрочной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года предусматривалось из средств областного бюджета 104,28 млн рублей, из внебюджетных источников — 6,66 млрд рублей. Фактически выполнение составило 11,13 млрд, то есть 162,7%.
— Куда были направлены эти средства?
— Программа состоит из двух подпрограмм — это энергосбережение в коммунальном хозяйстве и энергосбережение в жилищном фонде. И эти два направления находятся на особом контроле у нашего министерства. Финансирование шло именно на реализацию данных подпрограмм. В частности, в 2011 году велась работа по замене систем освещения с лампами накаливания на энергосберегающие, установке приборов учета энергоресурсов, проводился энергоаудит в муниципальных и областных бюджетных учреждениях. 5,6 тыс. бюджетных учреждений были на 95% оборудованы приборами учета газа, на 90% — приборами учета воды, на 59% — приборами учета тепловой энергии и полностью приборами для учета электроэнергии. Нам удалось за счет привлечения внебюджетных источников провести реконструкцию и модернизацию тепловых и электрических сетей для снижения потерь тепловой и электрической энергии при передаче в крупных энергоснабжающих организациях области, модернизировать оборудование этих компаний и заменить лампы накаливания на энергосберегающие. Таким образом, по итогам 2011 года 92,5% намеченных целевых показателей программы, то есть 49 из 53, были выполнены.
— Затраты на установку приборов учета и модернизацию сетей достаточно велики. Предусмотрена
— Да.
— Одним из важных разделов областной программы был учет потребленных ресурсов и установка приборов учета в многоквартирных домах. Насколько там активно происходит оснащение счетчиками?
— Установка общедомовых и индивидуальных приборов учета в жилых домах — одна из первоочередных задач при энергосбережении в жилом фонде. И в соответствии с ФЗ № 261 их установка идет за счет собственников жилья. Изначально предполагалось, что весь многоквартирный жилой фонд будет обеспечен приборами учета до 1 января 2012 года. Но собственникам жилья не удалось установить счетчики к этому времени. Поэтому в федеральном и областном законодательстве сроки были продлены. Приборы для учета воды, тепловой и электрической энергии необходимо было установить до 1 июля 2012 года, а для учета потребления газа — до 1 января 2015 года. Сегодня в многоквартирном жилищном фонде установлено общедомовых приборов более чем на 60%. Это неплохой показатель, но, несомненно, хотелось бы, чтобы он был более высоким.
Темпы установки приборов учета в индивидуальном жилищном фонде увеличиваются, но пока еще не достигают
— Установка приборов учета в домах и квартирах тоже является довольно затратным мероприятием для собственников жилья. Как удается убедить жителей идти на такие расходы?
— Для этого нам пришлось проделать огромную методологическую, разъяснительную работу и с гражданами, и с руководителями территорий. Министерством внутренней и информационной политики области и министерством ЖКХ совместно с минпромэнерго была проведена работа по информационному сопровождению государственной политики энергосбережения. Мы проводили выездные семинары, форумы, кустовые совещания по вопросам энергосбережения в районах области. И сегодня продолжаем разъяснять, что приборы учета — это те весы, которые дают возможность не только контролировать потребление коммунальных ресурсов, но и экономить. Ведь если есть понимание того, сколько дом потребляет того или иного ресурса, то становится ясно, как работать над снижением потребления и куда вкладывать деньги при текущем ремонте и содержании. Считаю, что эта информационная работа должна постоянно вестись на местах. Ведь сегодня там, где органы местного самоуправления уделяют достаточное внимание данному вопросу, там и граждане активны, и приборы установлены. А там, где органы местного самоуправления устранились, показатели ниже среднеобластных.
— Какие схемы можно предложить жителям при установке приборов учета, существуют ли в области пилотные проекты, по итогам которых уже можно оценить реальную эффективность данных мероприятий?
— Если говорить о привлечения денежных средств инвесторов, то пока в сфере ЖКХ их найти достаточно сложно. Дело в том, что у наших управляющих компаний небольшой уставной фонд, зачастую отсутствует имущество на балансе, и поэтому банки неохотно работают с ними. Они не видят необходимой залоговой базы, а значит, гарантий возврата своих средств. Но по мере того как развивается рынок и управляющие компании зарабатывают хорошую историю, некоторые банки уже решаются на совместную работу.
В нашей области можно привести пример компании «Коммунальщик Дона», сотрудничающей с банком
— Одним из ожидаемых результатов реализации программы должно было стать снижение объема потребления энергетических ресурсов в жилищном фонде области на 30% к уровню 2009 года. Какие вы видите пути достижения этого результата?
— Снижение потребления энергетических ресурсов на 30% в жилищном фонде области даже к 2020 году — это очень сложная задача. Министерство ЖКХ таких предложений не давало и в настоящее время предлагает откорректировать данные целевые показатели. Тем более что в соответствии с российским законодательством такое снижение должно быть не по жилищному фонду, а по полному кругу предприятий области. Если рассматривать жилищный фонд, то резервов для такого снижения в частном жилом фонде нет, там каждый собственник уже бережно относится к коммунальным ресурсам. В многоквартирном жилищном фонде можно было бы добиться снижения
Причем потребление электроэнергии в ближайшие годы будет скорее расти, чем снижаться. Это связано с ростом благосостояния наших граждан и, как следствие, увеличением оснащенности жилья электрическими приборами, что повлечет за собой рост потребления электроэнергии.
А вот тепловой энергии и воде в многоквартирных домах мы уделяем большое внимание и ожидаем здесь некоторого снижения показателей.
— Каким образом будет достигаться это снижение?
— В качестве примера можно привести масштабный проект «Модернизация объектов теплоснабжения и тепловых сетей»
— А как в рамках программы ведется работа по энергопаспортизации бюджетных объектов и что дает получение энергопаспорта?
— На проведение обязательных энергетических обследований в бюджетных учреждениях областной программой было предусмотрено на 2011 год 23,5 млн рублей. Такое обследование позволяет определить класс энергетической эффективности предприятия, технологического процесса или организации. Дело в том, что в отношении зданий, сооружений, тем более в сфере ЖКХ, нет общепризнанных и утвержденных методик и регламентов проведения энергетических обследований. Нет сформированного рынком понимания стоимости обследования и порядка его проведения. И все эти факторы сдерживают внедрение передовых технологических и конструктивных решений для повышения энергетической эффективности объектов. Сегодня все наши бюджетные организации вышли на стадию заключения договоров отношений с предприятиями энергетического обследования и в ближайшее время получат свои энергопаспорта. Потруднее проходит обследование бизнес, но тут очень убедительной является система штрафных санкций при отсутствии у компании энергетического паспорта.
— А в каком случае проводится энергетическое обследование многоквартирных жилых домов, ведь оно не является обязательным?
— Обследование предусмотрено в домах, подлежащих капремонту. Причем делается два обследования — до и после капремонта. Последний вариант паспорта включает в себя сведения о фактическом классе энергоэффективности дома и содержит перечень мероприятий, позволяющих в дальнейшем повысить класс энергоэффективности. Всего в рамках программы энергетическое обследование пройдут 913 многоэтажек, из них 292 в 2012 году.