Сергей Сидаш: «Приборы учета — это те весы, которые позволяют не только контролировать потребление коммунальных ресурсов, но и экономить их»

Сергей Сидаш: «Приборы учета — это те весы, которые позволяют не только контролировать потребление коммунальных ресурсов, но и экономить их»

До 2013 года в Ростовской области более 80% многоквартирных домов будут оснащены общедомовыми приборами учета, а к 2014 году они появятся во всех домах жителей области

До 2013 года в Ростовской области более 80% многоквартирных домов будут оснащены общедомовыми приборами учета, а к 2014 году они появятся во всех домах жителей области. Таким образом, реализуется одно из главных направлений областной долгосрочной целевой программы по энергосбережению. Чем будет полезно жителям и предприятиям области такое усиление учета потребленных энергоресурсов, а также о других направлениях реализации областной программы «Вестнику» рассказал министр жилищно-коммунального хозяйства Сергей Сидаш.

— Как вы оцениваете итоги реализации областной программы по энергосбережению в сфере ЖКХ за 2011 год?

— В целом результат положительный. Мы достигли именно тех показателей, которые планировали. Так, в 2011 году на реализацию Областной долгосрочной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года предусматривалось из средств областного бюджета 104,28 млн рублей, из внебюджетных источников — 6,66 млрд рублей. Фактически выполнение составило 11,13 млрд, то есть 162,7%.

— Куда были направлены эти средства?

— Программа состоит из двух подпрограмм — это энергосбережение в коммунальном хозяйстве и энергосбережение в жилищном фонде. И эти два направления находятся на особом контроле у нашего министерства. Финансирование шло именно на реализацию данных подпрограмм. В частности, в 2011 году велась работа по замене систем освещения с лампами накаливания на энергосберегающие, установке приборов учета энергоресурсов, проводился энергоаудит в муниципальных и областных бюджетных учреждениях. 5,6 тыс. бюджетных учреждений были на 95% оборудованы приборами учета газа, на 90% — приборами учета воды, на 59% — приборами учета тепловой энергии и полностью приборами для учета электроэнергии. Нам удалось за счет привлечения внебюджетных источников провести реконструкцию и модернизацию тепловых и электрических сетей для снижения потерь тепловой и электрической энергии при передаче в крупных энергоснабжающих организациях области, модернизировать оборудование этих компаний и заменить лампы накаливания на энергосберегающие. Таким образом, по итогам 2011 года 92,5% намеченных целевых показателей программы, то есть 49 из 53, были выполнены.

— Затраты на установку приборов учета и модернизацию сетей достаточно велики. Предусмотрена ли какая-то государственная поддержка компаниям, участвующим таким образом в реализации программы?

— Да. В 2011-2012 годах в правительстве Ростовской области были приняты два постановления о порядке предоставления субсидий организациям и субъектам малого и среднего предпринимательства для возмещения части затрат на реализацию программы энергосбережения. Этим компаниям за счет средств областного бюджета главным распорядителем средств — министерством промышленности и энергетики Ростовской области — было выплачено 33,059 млн рублей.

— Одним из важных разделов областной программы был учет потребленных ресурсов и установка приборов учета в многоквартирных домах. Насколько там активно происходит оснащение счетчиками?

— Установка общедомовых и индивидуальных приборов учета в жилых домах — одна из первоочередных задач при энергосбережении в жилом фонде. И в соответствии с ФЗ № 261 их установка идет за счет собственников жилья. Изначально предполагалось, что весь многоквартирный жилой фонд будет обеспечен приборами учета до 1 января 2012 года. Но собственникам жилья не удалось установить счетчики к этому времени. Поэтому в федеральном и областном законодательстве сроки были продлены. Приборы для учета воды, тепловой и электрической энергии необходимо было установить до 1 июля 2012 года, а для учета потребления газа — до 1 января 2015 года. Сегодня в многоквартирном жилищном фонде установлено общедомовых приборов более чем на 60%. Это неплохой показатель, но, несомненно, хотелось бы, чтобы он был более высоким.

Темпы установки приборов учета в индивидуальном жилищном фонде увеличиваются, но пока еще не достигают 100-процентного уровня. Мы ожидаем, что до 2013 года уровень обеспеченности домов области общедомовыми приборами учета превысит 80%, а к 2014 году счетчики будут установлены во всех домах жителей области.

— Установка приборов учета в домах и квартирах тоже является довольно затратным мероприятием для собственников жилья. Как удается убедить жителей идти на такие расходы?

— Для этого нам пришлось проделать огромную методологическую, разъяснительную работу и с гражданами, и с руководителями территорий. Министерством внутренней и информационной политики области и министерством ЖКХ совместно с минпромэнерго была проведена работа по информационному сопровождению государственной политики энергосбережения. Мы проводили выездные семинары, форумы, кустовые совещания по вопросам энергосбережения в районах области. И сегодня продолжаем разъяснять, что приборы учета — это те весы, которые дают возможность не только контролировать потребление коммунальных ресурсов, но и экономить. Ведь если есть понимание того, сколько дом потребляет того или иного ресурса, то становится ясно, как работать над снижением потребления и куда вкладывать деньги при текущем ремонте и содержании. Считаю, что эта информационная работа должна постоянно вестись на местах. Ведь сегодня там, где органы местного самоуправления уделяют достаточное внимание данному вопросу, там и граждане активны, и приборы установлены. А там, где органы местного самоуправления устранились, показатели ниже среднеобластных.

— Какие схемы можно предложить жителям при установке приборов учета, существуют ли в области пилотные проекты, по итогам которых уже можно оценить реальную эффективность данных мероприятий?

— Если говорить о привлечения денежных средств инвесторов, то пока в сфере ЖКХ их найти достаточно сложно. Дело в том, что у наших управляющих компаний небольшой уставной фонд, зачастую отсутствует имущество на балансе, и поэтому банки неохотно работают с ними. Они не видят необходимой залоговой базы, а значит, гарантий возврата своих средств. Но по мере того как развивается рынок и управляющие компании зарабатывают хорошую историю, некоторые банки уже решаются на совместную работу.

В нашей области можно привести пример компании «Коммунальщик Дона», сотрудничающей с банком «Центр-инвест». Эта управляющая компания взяла заем в банке, установила приборы учета и предоставила своим жильцам рассрочку на пять лет под 10%. Переговоры ведутся и с другими банками, и мы видим их интерес к отрасли ЖКХ, потому что объем средств здесь может быть достаточно большой.

— Одним из ожидаемых результатов реализации программы должно было стать снижение объема потребления энергетических ресурсов в жилищном фонде области на 30% к уровню 2009 года. Какие вы видите пути достижения этого результата?

— Снижение потребления энергетических ресурсов на 30% в жилищном фонде области даже к 2020 году — это очень сложная задача. Министерство ЖКХ таких предложений не давало и в настоящее время предлагает откорректировать данные целевые показатели. Тем более что в соответствии с российским законодательством такое снижение должно быть не по жилищному фонду, а по полному кругу предприятий области. Если рассматривать жилищный фонд, то резервов для такого снижения в частном жилом фонде нет, там каждый собственник уже бережно относится к коммунальным ресурсам. В многоквартирном жилищном фонде можно было бы добиться снижения на 5-10%. Но для этого необходимы значительные финансовые вложения, которые не предусмотрены областной программой. Собственники жилья сегодня также не готовы нести значительные затраты на повышение энергетической эффективности своих многоквартирных домов. Процесс изменения сознания людей по этому вопросу только начался, и он может занять еще многие годы.

Причем потребление электроэнергии в ближайшие годы будет скорее расти, чем снижаться. Это связано с ростом благосостояния наших граждан и, как следствие, увеличением оснащенности жилья электрическими приборами, что повлечет за собой рост потребления электроэнергии.

А вот тепловой энергии и воде в многоквартирных домах мы уделяем большое внимание и ожидаем здесь некоторого снижения показателей.

— Каким образом будет достигаться это снижение?

— В качестве примера можно привести масштабный проект «Модернизация объектов теплоснабжения и тепловых сетей» в Усть-Донецком районе, который реализуется с 2010 года. Там вводятся автономные теплогенерирующие установки (ТГУ) взамен устаревшего оборудования котельных и необоснованно длинных тепловых сетей. Сметная стоимость проекта — 161 млн рублей, это средства областного и местного бюджетов. Результатом внедрения ТГУ станет снижение потребления газа на 25-30%, электроэнергии — в 3-5 раз, воды — на 50%, эксплуатационных затрат — на 60%, затрат на ремонт — на 50%. Проект будет завершен к концу этого года, но о его эффективности уже можно судить по снижению тарифа на этой территории. Опыт Усть-Донецка мы планируем использовать и в других районах, где сохраняется напряженность по теплоснабжению.

— А как в рамках программы ведется работа по энергопаспортизации бюджетных объектов и что дает получение энергопаспорта?

— На проведение обязательных энергетических обследований в бюджетных учреждениях областной программой было предусмотрено на 2011 год 23,5 млн рублей. Такое обследование позволяет определить класс энергетической эффективности предприятия, технологического процесса или организации. Дело в том, что в отношении зданий, сооружений, тем более в сфере ЖКХ, нет общепризнанных и утвержденных методик и регламентов проведения энергетических обследований. Нет сформированного рынком понимания стоимости обследования и порядка его проведения. И все эти факторы сдерживают внедрение передовых технологических и конструктивных решений для повышения энергетической эффективности объектов. Сегодня все наши бюджетные организации вышли на стадию заключения договоров отношений с предприятиями энергетического обследования и в ближайшее время получат свои энергопаспорта. Потруднее проходит обследование бизнес, но тут очень убедительной является система штрафных санкций при отсутствии у компании энергетического паспорта.

— А в каком случае проводится энергетическое обследование многоквартирных жилых домов, ведь оно не является обязательным?

— Обследование предусмотрено в домах, подлежащих капремонту. Причем делается два обследования — до и после капремонта. Последний вариант паспорта включает в себя сведения о фактическом классе энергоэффективности дома и содержит перечень мероприятий, позволяющих в дальнейшем повысить класс энергоэффективности. Всего в рамках программы энергетическое обследование пройдут 913 многоэтажек, из них 292 в 2012 году.

Логотип Вестник Строительство