Климат-контроль

Климат-контроль

На ПМЭФ-2016 были озвучены результаты III Национального рейтинга инвестиционного климата в регионах России

Исследование подготовлено Агентством стратегических инициатив при участии Торгово-промышленной палаты, «Деловой России» и «Опоры России». В нынешнем году в опросах участвовали свыше 400 тыс. представителей бизнеса из 81 субъекта РФ — около 8% от общего количества предпринимателей в стране. Однако на презентации был представлен только ТОП-20 лидеров. По оценке экспертов, они организовали эффективную работу проектных офисов по улучшению инвестклимата на своей территории.

Положительные изменения и новые тенденции
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия властей субъектов РФ по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Пилотная апробация рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте. Первое полномасштабное исследование было подготовлено в 2015 году: оценились уже 76 субъектов. В 2016 году в опросе участвовали все 85 субъектов, четыре из них — Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Крым и Севастополь оценивались вне рейтинга Критерии рейтинга разработаны с учетом лучшего отечественного и мирового опыта. 45 показателей группируются в 17 факторов, составляющих четыре направления: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. Комментируя итоги исследования, генеральный директор Агентства стратегических исследований Андрей Никитин обозначил положительные изменения. Сроки регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет существенно сократились в 67 регионах: теперь в среднем они составляют 15 и 39 дней соответственно. Значительно ускорилась регистрация предприятий: среднее ее время составляет 12 дней, а в передовых территориях — 9. Разрешение на строительство можно получить быстрее на 10 дней, на подключение к электросетям — на неделю.

Андрей Никитин также выделил ряд тенденций. Во-первых, бизнес стал более требовательным к проведению контрольно-надзорных проверок Предприниматели в 65 регионах заявили, что проверок слишком много. Во-вторых бизнес стал более нетерпим к проявлению коррупции и не готов с ней мириться. В 60 регионах предприниматели отметили это как негативный показатель В-третьих, опросы фиксируют снижение качества дорог. Ухудшение произошло в 43 регионах. В-четвертых, бизнес не считает достаточно эффективными меры по финансовой поддержке. Об этом сообщили в 60 регионах В нынешнем году были озвучены результаты только первой двадцатки рейтинга. Остальные субъекты получили «карточки» с данными по всем показателям. Тем самым авторы исследования хотели привлечь внимание к территориям, «которые демонстрируют результаты и у которых есть смысл учиться».


 «Судя по цифрам 2016 года, усилилась конкуренция между регионами, повысился общий уровень результатов, сократился разрыв между лучшими и теми, у кого есть большой простор для улучшений. Лидеры подтвердили свои показатели, вместе с тем мы с удовлетворением отмечаем несколько прорывов, когда регионы сделали невозможное и поднялись в рейтинге на несколько десятков строчек», — прокомментировал ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. 

Первая тройка фаворитов осталась прежней: Татарстан, Калужская и Белгородская области. Существенно продвинулись Тульская, Томская, Орловская, Кировская, Липецкая области и Башкортостан. Впервые в десятку лидеров попали Владимирская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ и Москва.

Ключевые элементы инвестиционной платформы
Рустам Минниханов, президент Татарстана:
— На территории Татарстана сегодня работают 10 проектных групп, состоящих из представителей бизнеса и власти, которые берут сложные темы и находят необходимые решения. В каждом муниципалитете созданы промышленные площадки, существенно упрощающие жизнь предпринимателям. Мы помогаем реализовать огромный потенциал на селе — за последние три года в республике появилось 1200 семейных ферм Открываем интеллектуальные площадки для развития детей и уделяем большое внимание образовательным программам.

Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области:
— В последнее время мы стали больше внимания уделять обучающим программам, развитию образовательного кластера и инновационных проектов. Вкладываем серьезные средства в модернизацию материальной базы наших университетов. Создаем инжиниринговые центры Реально заработали фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, фонд развития промышленности. У предпринимателей появилась возможность участия в специнвестконтрактах. Все это напрямую влияет на улучшение их настроения.

Светлана Орлова, губернатор Владимирской области:
— Одним из приоритетов в улучшении инвестиционного климата мы считаем развитие малого и среднего бизнеса. За счет поддержки субъектов МСП, а ее у нас получили 3,5 тыс. предпринимателей, в области на 20% выросло количество людей, занимающихся бизнесом Кроме того, мы делаем ставку на развитие экспорта: производим продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках. В прошлом году регион занял первое место по экспорту. Запустили информационный автобус, консультирующий предпринимателей по всем вопросам поддержки. Помогли малым производствам получить заказы от крупных корпораций.

Наталья Сергунина, вице-мэр Москвы:
— Проанализировав результаты предыдущих рейтингов, мы выяснили, что предприниматели не знают о реформах, которые проводятся, и стали активно их информировать об этом. Большинство услуг перевели в электронный вид Создали центр, который помогает субъектам МСП разработать бизнес-план выбрать систему налогообложения, форму востребованного бизнеса. Активно вовлекаем предпринимателей в закупочный процесс, то есть обеспечиваем гарантированный сбыт продукции, которую они производят.

Наталья Комарова, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа:
— Мы выделили пять ключевых элементов инвестиционной платформы округа. Во-первых, внедрили проектное управление и создали головной проектный офис региона, который занимается решением приоритетных задач. Во-вторых, заключили со всеми муниципалитетами соглашение о внедрении лучших практик. В-третьих, усилили конкуренцию за бюджетные ресурсы. По итогам прошлого года 23,5% государственных и муниципальных закупок получил малый и средний бизнес. В-четвертых, передали предпринимателям оказание социальных услуг. Ввели систему сертификатов на ряд соцуслуг, что позволило сделать их бесплатными для граждан. В-пятых инвестируем в создание инновационной среды. Стали пилотной площадкой первых в стране детских технопарков «Кванториум», выдаем гранты на инновационную деятельность малым предприятиям при вузах.

Алексей Дюмин, врио губернатора Тульской области:
— Мы выбрали для себя три основных вектора. Первый — эффективность взаимодействия с федеральными институтами развития. Подписали соглашение с Российским экспортным центром, который будет оказывать помощь нашим малым и средним предприятиям в освоении экспортных рынков. Второй — новые методики работы с инвесторами, которые заходят в регион. Создана особая экономическая зона, которая станет развиваться по принципам стратегического планирования. Третий — успешные практики формирования предпринимательского климата. Активно сотрудничаем с АСИ.

Владимир Якушев, губернатор Тюменской области:
— Улучшить инвестиционный климат нам помогли управленческие практики. Во-первых, тайные закупки мы проводим не раз в год, а раз в два месяца. Итоги обсуждаем публично в СМИ. Эффект который получили от сетевиков, просто колоссальный. Во-вторых, запустили программу «Семь шагов», она направлена на обучение команд муниципалитетов и рейтингование, по итогам которого глава муниципалитета, занявшего в рейтинге последнее место, покидает свой пост. В-третьих, руководители предприятий участвуют в аттестации преподавателей, готовящих рабочие и инженерные кадры. Это серьезный стимул, позволяющий оценить уровень учебных заведений, а также получить представление о студентах, которые выйдут из их стен.

Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края:
— Мы не делим инвестиции на малые средние и большие — важны все. Самый главный наш потенциал — внутренний региональный инвестор. Он должен поверить в собственный регион, в собственный рынок, в возможность активно на нем действовать. Кубань — аграрная полусырьевая территория, производящая и продающая мясо, молоко, пшеницу Мы убеждаем внутренних инвесторов увеличивать добавленную стоимость Открываем дополнительные ниши, чтобы они вкладывались в переработку, работая на экономику своего субъекта, а не соседнего. Расширяем налоговые льготы и сроки их действия.

ТОП-20 регионов-лидеров Национального рейтинга по улучшению инвестиционного климата-2016
Место в рейтинге 2016 Регион Место в рейтинге 2015 Изменение позиции 2015-2016

1

Республика Татарстан

1

0

2

Белгородская область

3

1

3

Калужская область

2

-1

4

Тульская область

10

6

5

Тюменская область

15

10

6

Чувашская Республика

9

3

7

Краснодарский край

7

0

8

Владимирская область

18

10

9

Ханты-Мансийский АО

12

3

10

Город Москва

13

3

11

Ульяновская область

5

-6

12

Томская область

23

11

13

Орловская область

27

14

14

Чеченская Республика

17

3

15

Кировская область

25

10

16

Липецкая область

34

18

17

Республика Мордовия

24

7

18

Ямало-Ненецкий АО

16

-2

19

Тамбовская область

4

-15

20

Республика Башкортостан

40

20






Другим наука
«Во многом успех лидеров рейтинга-2016 связан с тем, что они выполнили поручение президента и организовали эффективную работу проектных офисов по улучшению инвестклимата на своей территории. Переход от управления по функциям к управлению по целям дал результат. Думаю, именно в этом и заключается резерв роста для тех, кто не нашел себя в первой двадцатке», — прокомментировал Андрей Никитин.

По мнению первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова, авторы рейтинга «создали механизм для того, чтобы регионы становились лучше». «Пусть мы пока не достигли тех превосходных результатов, к которым стремимся, но важно, что заданы параметры изменений, — заметил он. — Мы видим, что субъекты включились в работу с искренней заинтересованностью. Если посмотреть на первую десятку в рейтинге, то ни у кого не возникнет сомнения, что это действительно лидеры, эффективно взаимодействующие с инвесторами. И все, что в данных субъектах происходит, является отражением изменений».

На панельном заседании ПМЭФ-2016 Владимир Путин поздравил победителей рейтинга и предупредил аутсайдеров. «Я прошу правительство совместно с деловым сообществом подумать о дополнительных механизмах поощрения лучших региональных управленческих команд. И, напротив, будем принимать серьезные меры, вплоть до кадровых решений, в отношении тех руководителей на местах, которые не понимают, что поддержка бизнеса — важнейший ресурс развития региона и всей страны, — заявил президент. — Мы детально проанализируем ситуацию в каждом субъекте и осенью проведем серьезный разговор на эту тему». 

Андрей Белоусов: «Бизнес стал гораздо более требователен к качеству предпринимательского климата»
Результаты Национального рейтинга инвестклимата-2016 будут тщательно изучены. Помощник президента РФ Андрей Белоусов проанонсировал создание специальных рабочих групп из числа руководителей проектных офисов и профильных органов исполнительной власти. Им предстоит изучить опыт регионов-лидеров и помочь улучшить позиции регионам-аутсайдерам.
— Я бы остановился на трех моментах, трех уроках, которые мы получили, познакомившись с результатами Национального рейтинга инвестиционного климата в регионах России-2016. Во-первых, бизнес стал гораздо более требователен к качеству предпринимательского климата, особенно к контрольно-надзорной деятельности, коррупции и состоянию дорог. По контрольно-надзорной деятельности мы практически во всех регионах, в том числе и в лидирующих, получили ухудшение оценок. Объективные данные, которые нам дает прокуратура (а она ведет учет и плановых, и внеплановых проверок), говорят, что количество проверок сокращается, но их качество ухудшается. Число документов, время работы с компаниями, жесткость проверок — здесь явно есть над чем работать, и мы сделали соответствующие выводы. То же самое касается и коррупции. Количество коррупционных проявлений снижается, но их качество и, самое главное, чувствительность бизнеса к этим проявлениям возрастает. Второй вывод: усилилась конкуренция между регионами. Разрыв между четвертым-пятым регионами и ведущей тройкой составляет менее одного балла. То есть буквально чуть-чуть нужно подтянуться Тульской и Тюменской областям для того, чтобы войти в тройку и заменить сегодняшних лидеров. Результатом жесткой конкуренции стало то, что мы получили целый букет лучших практик — в прошлом году такого не фиксировали. Это касается и очень широкого использования многофункциональных центров, и регулярного сканирования бизнес-климата, и управления изменениями в регионах, и механизмов сопровождения инвестиционных процессов, и целого ряда других аспектов — того, что уже стало массовым, то есть системно применяется больше чем в 10 регионах.

Перечислю регионы, которые благодаря использованию указанного инструментария резко продвинулись вверх: Тульская, Тюменская, Владимирская, Томская, Орловская, Кировская, Липецкая, Свердловская, Рязанская, Оренбургская, Новосибирская, Архангельская, Новгородская и Иркутская области, Краснодарский, Пермский и Красноярский края, Ханты-Мансийский автономный округ, город Москва, Чеченская Республика, Удмуртия, Башкортостан, Алтай. Таких регионов примерно 25. Возникает вопрос: а что происходит в оставшихся 60 регионах?

Там мы пока фиксируем нашу совместную недоработку. Проектные офисы созданы практически в каждом субъекте, но далеко не везде началась заметная работа. Я докладывал президенту предварительные итоги рейтинга. Договорились, что осенью состоится предметное их рассмотрение. Обсудим объективное состояние бизнес-климата и то, что делают региональные команды для его улучшения.
Логотип Вестник Строительство